Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния классического танца на формирование исполнительской культуры учащихся 1 класса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
Разработать серию уроков ритмики с применением классического танца.

Файлы: 1 файл

вчерашняя работа диплом.docx

— 138.76 Кб (Скачать файл)

Рекомендуется исполнять rond de jambe en l'air и на 90°: они вырабатывают силу бедра, и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.

Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению ноги в танце.

Grand rond de jambe jete – это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°. Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.

Grand rond de jambe jete развивает подвижность в суставе, охватывает всю площадь деятельности бедра.

В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.

Подводя итог экзерсису у палки, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe en l'air, petits battements sur le cou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли). [1; 38]

Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.

Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация.

В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на II позиции.

Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у станка.

Приседания в классическом танце делятся на два вида: полу приседания и полные приседания, включая в работу соответствующие мышцы. Но у станка есть ряд отличительных особенностей, а именно: полуприседания и полные приседания подразделяются на медленные (мягкие, плавные) и быстрые (резкие, отрывистые), и исполняются по всем открытым и прямым позициям (как медленные, так и быстрые).

Упражнения на развитие подвижности стопы. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты. Исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию; подъемом пятки опорной ноги при возвращении работающей ноги в позицию; ударом работающей ногой об пол и полуприседанием на обе ноги; с двойным ударом работающей ногой об пол; проведением работающей ногой по полукругу и переводом ее с носка на пятку и обратно и т.п.

Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами являются исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию, переводится на полупальцы. [10; 112]

Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока у станка. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до II позиции или назад. В результате попеременного сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса - на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой». Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги. [10; 118]

 

Низкие и высокие развороты ноги. Как видно из названия, есть два вида упражнения: низкие и высокие развороты ноги. Они по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Упражнение этого раздела развивают плавность движений, подвижность в коленных и тазобедренных суставах, укрепляют икроножные мышцы, мышцы бедра.

Раскрывание ноги на 90 градусов - еще одно из упражнений схожее со станком классического танца, имеющее ряд дополнений, которые присутствуют в народном станке. Выполнять движение ноги можно как в медленном, так и в бастром темпе - на вытянутой опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги. С ударом пятки, с прыжком и т.п. [10; 126]

Большие броски. Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе упражнений, они завершают урок у станка классического танца. Упражнения этого раздела развивают «шаг», подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Кроме основного вида больших бросков на уроке могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклонами корпуса, в сочетании с круговым движением ноги, с опусканием на колено, с прыжком, с растяжкой и др.

Упражнения с не напряженной стопой. Развивают подвижность в голеностопном и коленном суставах, укрепляют икроножные мышцы, пяточное ахиллесово сухожилие.

Таким образом, станок классического танца является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность. [11; 78]

 

 

 

 

 

 

    1.  Методика проведения уроков классического танца

В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его - гармоничными и законченными.

Урок классического танца состоит из пяти разделов, которые в зависимости от уровня занимающейся группы могут варьироваться.

1. Партерная гимнастика. Это комплекс вспомогательных упражнений в положении сидя и лёжа на полу, который способствует развитию физических данных. [7; 48]

2. Экзерсис у станка. Исполнение  движений классического танца  у станка, или как иначе говорят  обыватели «у палки». Каждый элемент  здесь нацелен на работу определённой  группы мышц, правильную постановку  всего корпуса и рук в частности.

3. Экзерсис на середине  зала. Имеет такое же значение  и развитие, как и экзерсис  у станка. Последовательность его  в основном та же, но он значительно  сложнее, т.к. движения выполняются  без опоры.

4. Раздел allegro (прыжки). Всё, что нарабатывается экзерсисом у станка и на середине зала, непосредственно связано с прыжками. Это самая трудная часть урока.

5. Растяжка. [7; 51]

 

 

 

Цель курса «Классический танец в контексте культуры»:

– дать целостное представление о сущности классического танца, его роли и месте в культурном пространстве эпох и стилей, способных систематизировать знания по мировой художественной культуре;

– изучить основные элементы классического танца: работа у станка, на середине зала, адажио, аллегро, вариации из балетов;

Задачи курса:

– познакомить учащихся с особенностями классического танца в контексте культуры;

– научить разбираться в особенностях классической хореографии, идейно-образном содержании эпох и стилей;

– объяснить последовательность тех стилистических и технических форм, которые классический танец принимал под действием внутренних сил саморазвития и под влиянием окружающих перемен;

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

В результате изучения курса учащиеся  должны знать:

– основной понятийный терминологический аппарат по хореографии;

– методику и технические приемы исполнения базового классического экзерсиса;

– специфику классической хореографии;

– исторические культурные этапы развития классического танца и параллельно развивающихся видов искусства. [10; 67]

Требования к учащимся младших классов:

  • Ученик должен знать правила исполнения основных движений классического танца, исполнять правильно изучаемые движения классического экзерсиса у палки, на середине: plie ,tandus, b.t. jetes, fondus, frappe, rond de janbe parterre, grands battemends jete, por de bra у палки.
  • Знать основные положения рук, головы и корпуса в классическом танце.
  • Знать схему танцевального зала, называть танцевальные термины экзерсиса на французском и русском языках.
  • Уметь держать точку с продвижением в повороте по диагонали в медленном темпе ( без рук).
  • Приобретается навык выступления на сцене

 

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений.

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус – основа для всякого па». «Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Поэтому задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера. [18; 59]

Помимо содействия физическому воспитанию актера классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учащихся основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев

Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

«Ежедневный экзерсис с первого года учения... складывается из одних и тех же pas», - утверждает Ваганова. [9; 17]

Чтобы классический станок достиг своей цели, необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотности ног. Выворотность – положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер», - незыблемый канон классического танца, основа всей его техники. [13; 67]

Информация о работе Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца