Эволюция понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:08, доклад

Описание работы

Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека и здесь впервые культура стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 73.67 Кб (Скачать файл)

Эволюция понятия «культура»


Впервые  слово культура превратилось в понятие культура в   ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека и здесь впервые культура стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день. Культура понималась  как противостояние человека  дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. Это понятие все чаще употребляется в значении  просвещенности, образованности, воспитанности и оно возникло в Новое время.

Эпоха Нового времени  изменила мировоззрение людей (великие  географические открытия, технический  и промышленный переворот, утверждение  нового стиля жизни), все  это повлияло на отношение к сфере  духовности. Жизнь, деятельность и ее результаты все в большей мере определялись самим человеком. Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.

ХVIIIвек -  эпоха Просвещения, ее главные идеологи (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж Руссо и др.) в определении термина культура исходили из  доминирующего влияния духовности на все остальные сферы жизни общества. Поэтому они содержание культурно-исторического процесса сводили к развитию духовности человека. История общества понималась ими как постепенное развитие от варварства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество для них было матерью всех пороков, а просвещенность человека – высшим благом и добродетелью.

Таким образом, культ  разума становится синонимом культуры.

Немецкие просветители к ХVIII – началу ХIХ вв. (Кант, Шиллер, Гегель) считали, что средством освобождения духа является моральное, эстетическое, философское сознание, которому чуждо материально – вещное, массовое, количественное начало. Следовательно, культура ими понималась как область духовной свободы человека.

ХIХ– ХХ вв. Философия марксизма развивала тезис: освобождение и развитие подлинной культуры связано с практической деятельностью пролетариата. Отсюда развился деятельностный подход к определению термина культура, при котором выясняется, что человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.

Таким образом, к  современному периоду накопилось великое  множество смысловых понятий  культуры. Сейчас ученые насчитывают  более 500 дефиниций этого термина, в которых определяется  сущность культуры. Сущность, как известно, раскрывает природу, происхождение, самобытность, своеобразие, короче говоря, - самость предмета. Указать на сущность, это значит ответить на вопрос: что это? Если оставить в стороне обыденное (бытовое), ведомственное, богословское (культовое) понимание культуры и обратиться к научным культурологическим трактовкам, то оказывается, что все они при условии некоторого упрощения словесности сводятся к пяти вариантам, которые будем называть концепции сущности культуры

Соотношение понятий  «культура» и «цивилизация»  

Понятия «культура» и «цивилизация»  имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю  существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого  сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное  для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий. 
  Для начала истории человечества был характерен материальнодуховный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности. 
  С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретнообразной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой - цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов. 
  Многозначность понятия «цивилизация» 
  Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциал. Немецкие философы и далее всегда строго придерживалась этого различения, что нельзя сказать о мыслителях других страна. Во Франции в XVIII в. чаще употреблялось слово цивилизация, в то же время в Англии оба термина были равноправны. И в дальнейшем — в XIX и XX вв. — в англоязычных работах культура и цивилизация зачастую употребляются как синонимы. 
  Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757 г.). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Этим словом все увереннее пользуются П.-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном, идеализованном смысле. 
  Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историкотеоретическое обоснование. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость-варварство - цивилизация». Самое важное состоит в том, что слово «цивилизация» появилось на свет в свой срок - в то время, когда завершился великий подвиг деятелей французского Просвещения - издание «Энциклопедии». Во французском языке слово «цивилизация» на протяжении десятилетий не имело множественного числа. Явление мыслилось как универсальное, как всечеловеческая цель. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако именно в это время единство жизни как универсальная идея опровергается в естественных науках. 
  Слово «цивилизация» заслоняло идеей исторической общности различие индивидуальных путей. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством универсализма. 
  Постепенно формируется представление о культуре как духовном подражании цивилизации, как духе цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. Шпенглер («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурноисторического типа, его разложение. 
  Шпенглер предрекал естественный закат культуры. Подобно тому, как смерть является неотъемлемым итогом жизни, выражением строгой и необходимой органической последовательности, в чередовании культурных эпох итогом является их свертывание в цивилизацию. Цивилизация, по Шпенглеру, это крайне искусственное состояние, завершение и исход культур, ее рок. Цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление,вытеснение одухотворенности прозаическими материальнотехническими интересами. 
  Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:

 

СУТЬ РАЗНЫХ ВЕЩЕЙ

Смысл культуры

В процессе исторического  развития, обществом создаются и  передаются из поколения в поколение накопленные знания, традиции, учения, верования, нормы и правила, различные архитектурные, музыкальные, художественные произведения, представляющие собой определенные культурные ценности. В процессе передачи из одного поколения в другое, некоторые из данных ценностей приобретают свое историческое важность и существуют, например, в виде памятников, некоторые сохраняют свою актуальность, некоторые видоизменяются, переосмысливаются и приобретают новое значение. Все эти, накопленные и сохраненные в том иди ином виде, результаты человеческой деятельности на протяжении истории, представляющие собой факты и артефакты развития человеческой цивилизации являют собой сложно организованную структуру, именуемую понятием «культура». 
 
Серди мнений, присутствующих в мире ученых, нет общего понимания культуры. По мнению одних, культура – это полный набор духовных и материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством. По мнению других к культуре имеют состояние исключительно духовные составляющие жизни человечества. Другие считают культурой различные формы, объединяющие людей в общность.

В любом случае, просвещенность формируется вокруг человека, самим  человеком, для человека. Культура представляет собой неотъемлемую составляющая происходящегоисторического процесса, в который оказывается вовлечен каждый независимо от его понимания. В ходе развития общего культурного процесса можно выделить отдельные культурные этапы, периоды, направления и целые пласты, которые наиболее ярко представлены в рассмотрении определенной цивилизации в известный промежуток времени.

Цивилизация представляет собой  сложную самовоспроизводящуюся  систему, представленную самыми различными формами человеческой жизнедеятельности, связанных с формирование определенных культурных ценностей. В человеческой истории представлены различные  типы и формы цивилизации. Большинство  ученых сходится во мнении, что ряд  образования представляет собой  определенную организованную форму  общества, сформированного на общих  культурных традициях. Несмотря на имеющиеся  существенные культурные и иные различия, каждая цивилизационная видимость  имеет общие характеристики наряду с другими формами. К общим относятся: принципы формирования и функционирования сложившихся общественных форм организации, известный неизменный уклад жизни, существующий на основе культурных традиций и принятых в обществе этических норм, преобладание общих религиозных и мифологических представлений. Такое цивилизационное общество, самовоспроизводящееся в течение длительного исторического периода, принимает форму особой прочности и устойчивости к переменам. Основой любой культуры, созданной каждой из когда-либо существовавших цивилизаций, является определенная сформированная мировоззренческая позиция, представляющая собой определенное понятие об устройства мира и присущим ему смысле существования, а также понятие о месте человека в мире и присущем ему смысле существования.

Важной особенностью цивилизаций  является их одновременное жизнь в один и тот же промежуток времени. Несмотря на многие сходства, разные цивилизации довольно сильно расходятся в своих культурных и мировоззренческих позициях, что является основой противоречий, которые приводят к возникновению конфликтов и решаются, как правило, методами междоусобных войн.

Осознавая имеющиеся  противоречия, не существует другого  способа их решения иначе как  методом диалога различных цивилизаций  и культур на основе уважения, гуманности и терпимости к проявлениям и  достижениям различных культур  и цивилизаций

Классификация культуры

Так как  культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.

Основные классификации  культуры ведутся

1) по географическим  признакам (Восток, Запад и т.  д.);

2) по временным  признакам (ведется хронология  культур);

3) по формационным  признакам (каменный век, железный  и т. д.);

4) по технологическим  признакам (характеристика новых  информационных технологий);

5) по носителю культуры.

Остановимся более подробно на последней классификации –  по носителю культуры. В зависимости  от этого культура подразделяется на мировую и национальную.

К мировой культуре относится  все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных  народов всего мира.

Национальная культура является совокупностью культур  уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и  материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).

Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и  традициями, которая присуща большинству  членов общества, является доминирующей культурой.

Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились  и так называемые субкультуры,

т. е. культуры, которые  присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства  и другие группы. Зачастую расхождения  между доминирующей культурой и  субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять  доминирующей культуре. Это явление  получило название контркультуры.

Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы ХХ в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

 

Концепции «идеальных типов» М. Вебера

М.Вебер был крупнейшей фигурой в социологии. Одной из самых известных концепций Вебера является концепция «идеальных типов».

«Идеальные типы»  могут быть рассмотрены как базисные научные понятия. В совокупности они образуют в некотором смысле «модель» реальности. Он построил свою социологию на «чистых» типах действий идеальных типах:

1) действие рационально  ориентированное по отношению  цели;

2) действие рационально  ориентированное по отношению  к абсолютной ценности;

3) действие вызванное определенными страстями или эмоциональными состояниями агента;

4) действие определенное  традициями и глубоко укорененными  привычками.

Эти четыре типа действия позволяют более точно определить, что означают в развитии европейской  культуры «рационализация» и «модернизация».

Вебер разрабатывает три идеальных типа для описания государственной власти: традиционный, харизматический и легальный.

М. Вебер рассматривал капиталистическое общество как  концентрированное проявление рациональности. Сложившийся образ жизни зависит  от уникальных исторических условий, сложившихся  на христианском Западе, и проанализировав существующие религии Вебер сделал вывод о том, что существующее общество рационального потребления стало результатом господства религии протестантизма.

В. Зомбарт, представитель молодой исторической школы выдвинул теорию «духа капитализма», который состоит из двух частей. Одна – буржуазный, мещанский дух, носитель добродетели трудолюбия и умеренности. Вторая – энергия стремления людей к власти, предприимчивость.

В своей концепции  Зомбарт выделил исторические типы предпринимателя: разбойники, участники военных походов и экспедиций; феодалы, коммерциализирующие свои владения; государственные деятели, занимающиеся торговлей и промышленностью; спекулянты, работающие с деньгами и ценными бумагами; купцы, инвестирующие свои деньги в производство; ремесленники, мастера и коммерсанты в одном лице.

К главным функциям предпринимателя Зомбарт отнес:

1) организационные(умение подбирать людей);

2) торговые (искусство ведения переговоров);

3) счетоводные.

На основе своих  исследований Зомбарт выделил формы конкуренции:

1) конкуренция  эффективности (ценовая);

2) конкуренция  внушения (реклама);

3) конкуренция  насилия (стремление к монополии).

Информация о работе Эволюция понятия «культура»