Художественная обработка шерсти народов Средней Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение традиций художественной обработки шерсти и создание на этой основе современной коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4

Глава I. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии…………………..………………………………………………......…..9
1.1. История развития художественной обработки шерсти в Средней Азии……...……………………………………………………………….…...9
1.2.Традиционные технологические приёмы валяния……………...........13
1.3. Художественные особенности войлочных изделий народов Средней Азии………...………………………………………………….…………….16

Глава II. Этапы художественно-творческой и исполнительской работы над созданием коллекции сумок, обуви и аксессуаров из шерсти.…………………………………..………….…………………..…..23
2.1. Выбор темы………………………………………………………….…23
2.2. Художественно-графическое проектирование изделия……………..25
2.3. Технологический процесс выполнения творческой работы в материале………………………...………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………….31
Терминологический словарь …………..…………………………………..32
Литература и электронные ресурсы…...…………………………………..33

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 72.02 Кб (Скачать файл)

Раскладка происходит таким  образом: в одной руке находится  шерсть, другой рукой отрывается небольшое  её количество, и все кусочки кладутся в одном направлении. Второй слой выкладывается поперёк первому, третий – поперёк второму и  так далее.

После того, как одна сторона  выложена, в кастрюлю наливается горячая вода (здесь следует отметить, что температура воды должна быть близка к температуре кипения) и в ней размешивается натёртое мыло (на кастрюлю в 3 литра примерно 1/5 куска детского мыла). Очень важно выдержать золотую середину в количестве мыла. Слишком много пены помешает свойлачиваемости слоёв, так как волокна шерсти будут проскальзывать, и слишком малое количество мыла затруднит и продлит работу с материалом. Эти проблемы устраняются в процессе валяния, слишком мыльная вода разбавляется, а в раствор с недостатком пены добавляют ещё мыла.

Готовая сторона изделия  заливается мыльным раствором, накрывается  ещё одним куском воздушно-пузырчатой плёнки (или тем же куском, если он достаточно большой), и начинается сам  процесс валяния. Для начала, чтобы  не сдвинуть ещё не свалявшиеся слои, через плёнку производятся похлопывания. После того, как материал чуть-чуть закрепился, поверх плёнки наливается небольшое количество раствора (для облегчения скольжения), и круговыми движениями рук с небольшим надавливанием за счёт особенностей плёнки происходит свойлачиваемость слоёв.

Воздушно-пузырчатая плёнка имеет с одной стороны распределённые через равные расстояния пузырьки с  воздухом. И именно наличия воздуха  в расстояниях между этими  пузырьками и одновременное давление пузырьков убыстряет процесс  валяния.

Когда слои войлока достаточно скрепились, можно переворачивать войлочное полотно, подгибать его края на выкройку и выкладывать вторую сторону изделия. При выкладке второй стороны следует учитывать то, что край изделия уже имеет толщину за счёт подогнутой первой стороны, следовательно, на этих участках выкладывается меньшее количество шерсти. Скрепление слоёв второй стороны происходит по той же схеме, что и первой.

После того, как слои второй стороны скрепились достаточно хорошо, можно начинать производить более  уверенные действия над войлоком. Изделие, находящееся тем не менее  в плёнке, сворачивают в рулон  и катают из стороны в сторону, переворачивают, скатывают в новый  рулон и опять-таки катают. И так 3-4 раза. После этих действий можно убирать верхний слой плёнки и катать полотно в рулоне уже без неё. И  именно в этот можно заметить, как происходит усадка шерсти, и изделие уменьшается в размерах. На этом этапе также легко подкорректировать какие-то возникшие в процессе раскладки погрешности в форме изделия. Допустим, скатывать в рулон слишком выпирающую сторону, она за счёт валяния уменьшится и приблизится в размерах к противоположной, «правильной», стороне.

После освобождения изделия  от верхнего слоя плёнки следует обратить особое внимание на состояние швов, очень важно, чтобы стыки двух полотен не были слишком плотными или, наоборот, не имели дыр. В этот момент также ещё возможно подкорректировать  эти погрешности. Если полотно в  каком-то месте тонкое, сверху укладывается кусочек шерсти, смоченный в горячем  мыльном растворе, и следует продолжить валяние, уделяя особое внимание этому участку. Если же сгибы слишком плотные, то нужно приложить как можно больше усилий для валяния этих участков.

Процесс валяния продолжается до тех пор, пока с поверхности  войлочного полотна станет невозможным зацепить пальцами ворсинки. Если войлок крепкий и не отдаёт ворс, то можно разрезать изделие с нужной стороны (всё зависит от того, какая вещь и какой модели создаётся) и вытаскивать плёнку-выкройку. Разрезанные края заваливаются с применением горячего мыльного раствора, и далее следует попеременно прополаскивать изделие в горячей воде, а после отжимать, и в холодной воде, с последующим отжимом. Процесс повторяется 2-3 раза. В это время происходит окончательная усадка шерсти, и изделие приходит к предполагаемому ранее нужному размеру.

После вещь отправляется сушиться при комнатной температуре. Очень важно сушить изделие без помощи обогревательных приборов, естественным образом. Это гарантирует отсутствие деформации материала, а, следовательно, нежелательных результатов работы. Как правило, для полной просушки изделия при комнатной температуре, требуются одни сутки.

На готовое изделие, если модель это предполагает, наносится  орнамент или рисунок методом  сухого валяния (фильцевания). Специальной иглой для фелтинга с помощью войлока на синтетической или шерстяной основе (для сухого валяния это уже не существенно) набивается нужный изобразительный мотив.

Нами была выполнена работа по изготовлению корсажа, шапки, двух сумок  и двух пар митенок. На каждом изделии  набит задуманный ранее рисунок. Цветовые сочетания и орнаменты подобраны в соответствии с общей темой коллекции «Зимний калейдоскоп».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В завершении исследовательской  и творческой работы можно сделать  вывод, что задачи, указанные в  начале пояснительной записки, были выполнены. Проанализировано и обобщено количество материала по художественной обработке шерсти достаточное для  создания общей коллекции одежды из войлока.

Этапы художественно-творческого и технологического процесса выполнения коллекции были изучены и пройдены каждым участником. Коллекция имеет общую тему и единое цветовое исполнение. При этом каждый комплект аксессуаров, обуви и сумок из войлока создан на основе творческой работы автора, воплощает его неповторимую индивидуальность и особое видение мира.

По теме исследования собран и упорядочен наглядный материал, который отражает со многих сторон историю ремесла войлоковаляния на разных этапах истории.

В первую очередь, изделия, входящие в коллекцию «Зимний калейдоскоп», могут использоваться по прямому  назначению и стать частью гардероба  любого человека. Также предполагается участие коллекции в различных  показах современной одежды и  на выставках, посвящённых народным ремёслам и обработке текстиля.

 Доказанная актуальность  изученной темы позволяет говорить  о важности данной работы для изучения и понимания процессов, связанных с адаптацией многовековых традиционных ремёсел в современном мире.

 

 

 

 

 

Терминологический словарь по истории художественной обработки шерсти народов Средней Азии

 

Сырмак –  полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока

Текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катался ногами и предплечиями рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и электронных ресурсов:

 

  1. http://www.minchanka.by/kidsholidays/voilok.html
  2. http://yourhandmade.taba.ru/blog/Interesnye_fakty/7556_O_valyanii.html
  3. http://www.ethnomuseum.ru/section69/71/279/5977.htm
  4. http://www.museum.ru/N31698
  5. http://www.urgaza.ru/kms_catalog+stat+cat_id-6+page-1+nums-58.html
  6. http://www.tatar-inform.ru/news/2009/01/30/151953/
  7. http://www.gorizont.org/
  8. http://club.osinka.ru/topic-83902
  9. http://www.museum.ru/N20562
  10. http://www.agidel.ru:16080/?param1=21285&tab=7
  11. http://minsk.gov.by/ru/org/5577/attach/1212a20/
  12. Анисимов А.Н., Гумилев Л.Н., Желоховцев А.Н., Искусство стран Востока. М.: Просвещение,  1986 .
  13. Гадло А., Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.
  14. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф., Художественный войлок. – Уфа: «Китап», 2007.
  15. http://kazakh.orgfree.com/index.php?dn=article&re=print&id=42
  16. http://www.hnh.ru/handycraft/2011-04-12-3

 

Информация о работе Художественная обработка шерсти народов Средней Азии