Художественная обработка шерсти народов Средней Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение традиций художественной обработки шерсти и создание на этой основе современной коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4

Глава I. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии…………………..………………………………………………......…..9
1.1. История развития художественной обработки шерсти в Средней Азии……...……………………………………………………………….…...9
1.2.Традиционные технологические приёмы валяния……………...........13
1.3. Художественные особенности войлочных изделий народов Средней Азии………...………………………………………………….…………….16

Глава II. Этапы художественно-творческой и исполнительской работы над созданием коллекции сумок, обуви и аксессуаров из шерсти.…………………………………..………….…………………..…..23
2.1. Выбор темы………………………………………………………….…23
2.2. Художественно-графическое проектирование изделия……………..25
2.3. Технологический процесс выполнения творческой работы в материале………………………...………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………….31
Терминологический словарь …………..…………………………………..32
Литература и электронные ресурсы…...…………………………………..33

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 72.02 Кб (Скачать файл)

Заранее подготовленную шерсть раскладывали на какой-либо подстилке, например, конопляном полотне, старом покрывале, рогоже, старой шкуре или  на тряпичном половике, который предварительно расстилали на земле или на дощатом  помосте. На разостланный материал, несколько  больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого опытная мастерица, руководящая работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку ладонью  вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее ровным слоем на материал, следя все время  за равномерностью покрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока, мастерица приступала ко второму  и так далее.

Затем приступали к свойлачиванию, то есть к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой. Для увлажнения войлока использовали кипяток, а по данным некоторых исследователей – горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок аккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины будущего войлока. Полученный рулон перевязывали в трех-четырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40-50-минутного катания рулона брезент раскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей мыльной водой.

Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким  образом, в результате свойлачивания получали «основу» для войлочного изделия, которая пока еще представляла собой рыхлый материал-полуфабрикат. На эту основу наносился рисунок путем накладывания на нее, предварительно заготовленной шерсти.

Вваливание узора производилось  следующим образом: удерживая шерсть нужного цвета в одной руке, мастерица раздергивала эту шерсть и выкладывала из нее узор по уже  готовой основе. Для того чтобы  шерсть возможно плотнее прилегала  к основе, она одновременно с укладкой узора постоянно прихлопывала той  же рукой, прибивая шерсть. Ей помогали и другие женщины, которые заполняли  шерстью внутриконтурные участки  намеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В  связи с тем, что данный обряд  проводился на открытом воздухе, по мере выкладывания орнамента готовые  части кошмы сразу же прикрывались тканью, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром.

После нанесения рисунка  войлок вновь туго сворачивали в  рулон и начинали валять (катать) на брезенте, располагая на земле, полу или дощатом помосте. Рулон катали руками, с силой надавливая на него. Через 3-5 минут катания работу разворачивали  и при необходимости поправляли рисунок и подкладывали шерсть. В  зависимости от толщины будущего войлочного ковра процесс валки  длился не менее часа. Войлок неоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли  при этом горячей мыльной водой. В результате механического воздействия  на войлок он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой  обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимо учитывать, что в  результате длительного валяния  рисунок мог размыться.

При соблюдении всех технологических  процессов поверхность войлочного изделия становилась ровной, гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон, без дыр и щелей. По окончании валки готовый войлок стирали, полоскали, сушили и придавали ему должный вид.

Самые первые войлочные изделия  были из натуральной шерсти естественных цветов, таких, как: чёрный, белый, бурый, серый и пёстрый. Позже начали использовать красители природного происхождения. Созданная растительными красителями цветовая палитра была устойчива, мягка и безвредна для здоровья.

Войлочные полотна использовали для покрытия юрт, и в виде настилов. Оставшиеся куски небольшого размера использовали для изготовления одежды и всевозможных предметов, необходимых в быту.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Художественные  особенности войлочных изделий народов Средней Азии

Благодаря умелой ритмической  организации плоскости полотна  при помощи цвета и орнамента, простые войлочные изделия в  руках народных мастериц превращаются в подлинные произведения искусства. Система узоров, украшавших войлок, развивалась как в статичной, так и в динамичной форме. Статичная система узоров – самый ранний образец текстильного искусства, сохранивший в абстрактных рисунках следы древней культуры. Динамичность же объясняется развитием этого вида искусства, то есть новыми творческими поисками. Абстрактные геометрические элементы, преобладавшие в системе войлочных узоров на первых порах, перекликаются с растительными орнаментами, широко использовавшимися в более позднее время и с современными сюжетами.

В частности, в народе встречаются  такие названия орнаментов, как «колесо Фортуны», «солнце», «птичье крыло», «рога барана», «птица Умай», «лепесток», «амулет», «гусиная шейк», «собачий хвост». Орнаменты, воплощающие в себе древние и современные памятники, сегодня являются ценными украшениями хранилищ.

Особое место в войлочном  ремесле у казахов занимают ковры. Рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Творческая мысль мастеров дополняла и трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты, отсюда и величайшее множество композиционных и орнаментальных решений. Так сложилось прекрасное традиционное искусство войлочного узорного ковра, занимающее заметное место в народном искусстве нашей страны.[12]

Огромные, тяжелые войлоки  – текеметы, застилавшие почти  весь пол юрты, декорировались крупным  узором из спиралевидных и S-образных завитков. Техника их изготовления – накатка узора из цветной шерсти на полуготовый войлок – придавала рисунку расплывчатость, лишая четкости и графичности, присущих узорам других войлочных ковров – сырмаков. Органически вплетаясь в войлок, узор теряет жесткость и строгую правильность очертаний, что придает ковру живописность и особую легкость сочетания фона с узором. Часто мастерицы, ведя одну линию узора, брали для нее поочередно шерсть различных цветов и получали пеструю линию.

В основном текеметы производятся в виде больших полотен с крупномасштабным и легко читаемым орнаментом. Однако встречаются и ковры небольших  размеров. В одних полотнах преобладает  фон, в других устанавливается его  равновесие с орнаментом, в таких  случаях фон также участвует  в образовании узора. В любой  декоративной композиции соблюдается  симметрия рисунка.

По орнаментальному решению  текеметы делятся на несколько видов. Есть ковры с бордюром и без  него. Композиции текеметов строятся фризообразно, с разбивкой узора  на две половины, либо без акцентирования центра. В закрытых композициях центральное  поле чаще всего заполняется ромбами, реже квадратами, в которых размещается  роговидные, древовидные, спиралевидные, S-образные и другие мотивы, часто  компонующиеся в крестовидную схему. Деление центрального поля на квадраты и ромбы имеет давнюю традицию и, согласно традиционному представлению, такие композиции отражают идеи взаимозависимости  и, одновременно, самостоятельности  различных казахских племен и  родов.

Своеобразными характеристиками орнаментальных мотивов выделяются текеметы, изготовленные в западных отрогах Алтая, в них популярно  изображение оленьих рогов, часто  совмещенных с мотивом дерева. Особенностью текеметов Западного  Казахстана является преобладание космогонического узора и холодного колорита. В  этих коврах солярные знаки, смоделированные  в виде вписанных друг в друга  круглых розеток, вертуна, спирали, заключающие в себе центробежные и центростремительные силы, придают  композиции выраженный динамичный характер. Впечатление экспрессии акцентировано  все большим нарастанием к центру ритма круговых движений. Своеобразный эстетический заряд заключен в проступающем сквозь структуру шерсти полихромном орнаменте, несколько приглушенном в тоне.

Такие же текеметы, но с ярким  цветовым решением (что произошло  в результате влияния традиций местного колорита), а также с построением  композиции, образованной из мотива одного рога или пары рогов с крыловидными ответвлениями, бытуют среди населения южных областей Казахстана. В Западном Казахстане распространены ковры с белым фоном с геометризированным орнаментом.

В Сарыарке предпочитают использовать натуральные цвета шерсти и изготовлять двухцветные, трехцветные текеметы большого размера, формат плоскости которых зрительно уменьшается крупным узором. Такие ковры выделяются монументальностью выразительного декора.

В районах Сырдарьи, западных и северных склонах Тянь-Шаня преобладают  полихромные текеметы, некоторые  образцы которых демонстрируют  необычайно тонкие переходы цветов. Мастерицы  умеют создать приятные пастельные тона, что достигается за счет смешения красителей и их гармоничного сочетания  в изделии и самой структуры  материала, смягчающей цветовой тон. Узорная  шерсть раскладывается вручную, на глаз, поэтому она отличается легкой неточностью  контура, что придает ей живость. Более того, она получается неодинаковой толщины, что обуславливает разную степень цветонасыщености. Порой сквозь орнамент просвечивает цвет фона, создавая эффект пульсирующего колорита. Контур узора, утончаясь в цвете и приобретая некоторую размытость, плавно и органично переходит в фон. Все эти моменты обуславливают своеобразную тягучесть, плавность очертаний орнамента, гармонирующего с изысканностью цветовой гаммы.

В Южном Казахстане в текеметах  преобладают оттенки красного, желтого, синего, зеленого, коричневого и  белого цветов. В орнаменте доминирует мотив рога, компонующийся в крестовины, заключенные в ромбы (на центральном поле), а в бордюре этот мотив моделируется в виде волны. Такие войлочные ковры изготавливаются почти в каждом доме. В качестве оберега довольно часто центральное поле местных текеметов обрамляется пестрой линией, наделяющейся в сознании казахов защитной функцией.

В целом в текеметах  преобладают модификации свернутого рога (изобразительная формула барана) в различных сочетаниях: один рог, пара рогов), пара рогов с крыловидными ответвлениями, крестовина с роговидными концами, ромб с роговидными ответвлениями. Роговидный узор часто трансформируется в мотив бегущей волны либо компонуется в различные модификации древа, или же усложняется растительными ответвлениями.

Можно сказать, что текеметы являют собой пример, когда декор  в значительной степени обогащается  за счет природных свойств материала  и нюансов технического исполнения. В образном строе текеметов ярко выражены рукотворность, импровизационное начало и авторская индивидуальность, что проявляется в вариациях масштаба и пропорциональных отношениях орнамента, видоизменениях художественных мотивов.[15]

Сырмак – вид войлочного ковра, выполненный в технике мозаики. В приеме изготовления сырмаков сказываются глубокие традиции, передававшиеся народными мастерицами из поколения в поколение. Здесь все целесообразно. Сам выбор мозаичной техники – врезывание войлока одного цвета в войлок другого цвета – наиболее соответствует назначению ковра, который стелется на пол. Здесь не годятся ни аппликация, ни вышивка, так как узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, предохраняя ковер от преждевременного износа. Сырмаки отличаются большой прочностью. Добротно сделанные, они могут служить до 50 лет и больше. Кроме того, на изготовление сырмаков войлок расходуют чрезвычайно экономно. Мастерица накладывает войлок одного цвета на другой, наносит задуманный узор и по узору режет сразу оба слоя войлока. Затем в белый войлок вставляется темный, и наоборот: в темный – белый. Получаются две зеркально отраженные орнаментированные поверхности. Вставленные один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линиям соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур. В целом сырмаки отличаются сдержанным, спокойным колоритом.

Информация о работе Художественная обработка шерсти народов Средней Азии