Художественная обработка шерсти народов Средней Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение традиций художественной обработки шерсти и создание на этой основе современной коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4

Глава I. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии…………………..………………………………………………......…..9
1.1. История развития художественной обработки шерсти в Средней Азии……...……………………………………………………………….…...9
1.2.Традиционные технологические приёмы валяния……………...........13
1.3. Художественные особенности войлочных изделий народов Средней Азии………...………………………………………………….…………….16

Глава II. Этапы художественно-творческой и исполнительской работы над созданием коллекции сумок, обуви и аксессуаров из шерсти.…………………………………..………….…………………..…..23
2.1. Выбор темы………………………………………………………….…23
2.2. Художественно-графическое проектирование изделия……………..25
2.3. Технологический процесс выполнения творческой работы в материале………………………...………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………….31
Терминологический словарь …………..…………………………………..32
Литература и электронные ресурсы…...…………………………………..33

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 72.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

ГОУ СПО ТО «Тульский  областной колледж культуры и  искусства»

Отделение «Декоративно-прикладное искусство»

 

 

 

Курсовая работа 

на тему:

Художественная обработка  шерсти народов Средней Азии

 

 

 

Выполнили:

студентки III курса

специальности 070802

«Декоративно-прикладное        искусство и народные промыслы»

специализации «Художник-мастер по народному костюму»

Нестерова А.С., Табунникова  Е.В.

Преподаватели:

Серёгина М.М.

Ямалиева С.Ф.

 

 

 

 

 

 

Тула, 2011 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...4

 

Глава I. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии…………………..………………………………………………......…..9

1.1. История развития художественной обработки шерсти в Средней Азии……...……………………………………………………………….…...9

1.2.Традиционные технологические  приёмы валяния……………...........13

1.3. Художественные особенности войлочных изделий народов Средней Азии………...………………………………………………….…………….16

 

Глава II. Этапы  художественно-творческой и исполнительской  работы над созданием коллекции сумок, обуви и аксессуаров из шерсти.…………………………………..………….…………………..…..23

2.1. Выбор темы………………………………………………………….…23

2.2. Художественно-графическое проектирование изделия……………..25

2.3. Технологический процесс  выполнения творческой работы  в материале………………………...………………………………………….27

 

Заключение………………………………………………………………….31

Терминологический словарь  …………..…………………………………..32

Литература и электронные ресурсы…...…………………………………..33

 

Приложения:

 

Приложение 1. Альбом художественно-графических  зарисовок и копий изделий  из шерсти «Войлочные орнаменты».

Приложение 2. Эскизы творческой работы – моделей одежды из шерсти «Зимний калейдоскоп».

Введение

Актуальность  темы исследования. Валяние из шерсти, имеющее в наше время огромную популярность, уходит корнями в далёкое прошлое. Существует легенда, согласно которой первая валяная вещь появилась в Ноевом ковчеге: овцы, плывшие в ковчеге, стояли в тесных стойлах. Их шерсть падала на пол и намокала,  копыта сбивали и стаптывали её. Когда же животные покинули ковчег, на полу остался лежать шерстяной ковёр.[1]  

Если же обращаться к научным данным, то археологами установлено, что валяние из шерсти – это первая техника изготовления текстиля на Земле. Самые древние изделия имеют возраст 8000 лет.[2]

Войлок – один из самых необходимых предметов в быту кочевых народов. Именно из их культуры берёт начало ремесло художественной обработки шерсти. На протяжении веков войлочное полотно было для кочевых народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении. Из войлока делали халаты для пастухов, покрышки для юрты, постилочные и настенные ковры, сумки, различные футляры для хранения и перевозки вещей, предметы убранства для верховых и вьючных животных и многое другое. [3]

Россия также имеет собственные традиции в искусстве валяния. Среди разнообразия войлочных изделий больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки.

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность. В последние годы этот почти забытый вид ремесла становится объектом внимания в современной индустрии моды. Войлок, сделанный как по традиционным технологиям, так и с помощью чесальных машин и станков, используют при изготовлении обуви и одежды, при создании картин и панно и в качестве декоративного украшения. Шерсть перестали использовать только в качестве утеплителя.

Этот удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекает все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров, но и профессиональных художников, возрождающих древнее ремесло, а также любителей рукоделия. Наблюдая эти тенденции современного общества, можно говорить о том, что у этого уникального материала не только великое прошлое, но и большое будущее.

Таким образом, актуальность темы исследования состоит в огромном интересе современного человека к традиционным видам ремёсел древности и к их адаптации в нашем времени в соответствии с требованиями и предпочтениями общества.

Степень научной разработанности темы. Вопросами изучения особенностей ремесла валяния из шерсти занимались и занимаются этнографы, историки и искусствоведы разных стран. Многие исследователи прошлых столетий и нашего времени писали об умении народов Башкирии, Средней Азии и Кавказа «валять войлок». Про «узорчатые войлоки» этих народностей говорили путешественники XVIII и XIX веков: И.Г.Георги, Н.Казанцев, П.И.Небольсин и В.М.Черемшанский. В прошлом столетии к этим сведениям добавились наблюдения этнографов С.И.Руденко и Н.В.Бикбулатова. А результаты этнографических экспедиций пополнили свои фонды Российский этнографический музей, Башкирский национальный музей и Музей археологии и этнографии УНЦ РАН. [4]

В 2006 году появилась работа известного этнографа С.Н.Шитовой, в которой автор, опираясь на многолетние полевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервые рассмотрела полный процесс изготовления войлоков и кошмоделие у башкир. Несколько позже появилось пособие «Художественный войлок: учебно-методическое пособие», подготовленное на кафедре художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. [5]

В силу своих уникальных свойств войлок становится в последние  годы популярным не только в странах  Азии, но и в Европе. Об этом свидетельствуют  постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы (Кыргызстан, 2001 год), конференции (Дания, конференция по вопросам производства и применения войлока и изготовления одежды), школы, посвященные войлоку (Великобритания, Монголия).

Комплексные мероприятия, направленные на изучение войлочного ремесла, проводятся в Республике Башкортостан, в которой войлоковаляние является традиционным промыслом. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока – важное явление культурной жизни республики. Ежегодно проводятся научно-практические семинары художественного войлока.

Примером таких семинаров  является семинар, организованный Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом БГПУ им. М.Акмуллы осенью 2003 года.

В январе 2009 года в Казани состоялся Международный симпозиум «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность». В программу мероприятия входили научно-практические конференции, где со своими докладами и сообщениями выступили специалисты Государственного музея Востока, Российского этнографического музея, художники и мастера декоративно-прикладного искусства. Проводились мастер-классы для преподавателей и студентов и международная выставка современных мастеров. В рамках симпозиума был объявлен конкурс среди художников-мастеров на лучший сувенир из войлока. [6]

Что касается фестивалей, то в декабре 2009 года в «Экспоцентре» в рамках ярмарки народных промыслов «Ладья» состоялся первый фестиваль войлока «Шерстеваль». На выставке-ярмарке ведущие мастера Москвы, Петербурга, Воронежа и других городов представили своё творчество.[7]

В августе 2010 года в г. Кызыле состоялся Первый Международный фестиваль «Узоры жизни на войлоке», посвященный Году туризма и Дню Республики Тыва. В фестивале приняли участие мастера-изготовители изделий из войлока, юрт, сувениров из Алтая, Хакасии, Башкортостана, Красноярского края, четырех аймаков Монголии, пяти районов Тувы. В программу фестиваля входили мастер-классы по валянию войлока, росписи сувениров, приемам изготовления оригинальных украшений и изделий из войлока, а также конкурс на лучшее изделие из войлока, на лучшую презентацию и на лучшую юрту. [8]

Помимо симпозиумов, семинаров  и фестивалей организуются выставки на базе музеев России и стран бывшего  СССР, посвящённые ремеслу обработки  войлока.

В июне 2007 года в Российском этнографическом музее открылась выставка «Войлок в культуре и интерьере», рассказывающая о традициях изготовления этого материала и современном его применении. Выставка приурочена к 10-й международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии», которая также проходила в эти дни в Российском этнографическом музее.[4]

Выставочный зал Республики Башкортостан «Народная галерея» в январе 2005 года организовал выставку «Башкирский войлок», на которой были представлены работы молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции переданного им старшим поколением мастерства.[9]

В январе 2011 года в Национальном музее Республики Башкортостан прошёл Праздник Войлока. На этой персональной выставке заслуженного работника культуры РБ, преподавателя высшей категории Габдуллы Ахметшина, художника из Благовещенска, работающего с войлоком, можно было увидеть результаты преемственности традиций и совместной работы разных поколений, так как там были представлены изделия не только самого мастера, но и его учеников.[10]

В Минске по инициативе Музея  современного изобразительного искусства  и сообщества любителей войлока «Белые вороны» с февраля по  март 2011 года был представлен совместный белорусско-литовский выставочный проект авторского войлока «КАЗЮКИ».[11]

Информация о работе Художественная обработка шерсти народов Средней Азии