Батик как искусство художественной обработки ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является описание способов изготовления батика.
Цель работы определила ее основные задачи.
Задачи данной работы включают в себя следующее:
• Определить понятие батика;
• Рассмотреть историю возникновения и развития батика;
• Дать описание особенностей используемого инструментария и материала;
• Исследовать технологии изготовления различных видов батика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..4Глава 1. Батик…………………………………………………….……..5-16
1.1. Понятие «Батик» и его история………………………………..….....5-8
1.2. Инструментарий………………………………………………….….8-12
1.3. Материал используемый при изготовлении батика……………...12-15
Глава 2. Техники росписи батика…………………………………..16-33
2.1. Технология изготовления холодного батика………………………...16
2.1.1. Подготовка ткани………………………………………………….…16
2.1.2. Перевод рисунка на ткань …………………………………………..17
2.1.3. Натягивание ткани на раму ………………………………………...18
2.1.4. Нанесение контурных средств ……………………………………..18
2.1.5. Устранение ошибок…………………. ……………….…………18-19
2.1.6. Тест на отблеск и воду…………………………………………… ...21
2.1.7. Роспись……………………………………………………………20-22
2.2. Технология изготовления горячего батика…………….................22-23
2.2.1. Окрашивание………………………………………………………...23
2.2.2. Нанесение воска……………………………………………………..24
2.2.3. Брызги резерва и кракелюры………………………………………..25
2.2.4. Многоцветный батик…………………………………………….25-27
2.2.5. Удаление воска ……………………………………………………...27
2.3. Приемы узелкового батика………………..………………………27-31
2.3.1. Окрашивание узелкового батика………………………………...32-33
Заключение………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

0962446_FD3CC_kursovaya_rabota_batik_kak_iskusstvo_hudozhestvennoy_obrabot.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию (Россгособразование)

Архангельский  государственный  технический университет

 

 

____________________Кафедра  мебели и дизайна _______________

(наименование кафедры)

 

 

_____________    ___________________

( фамилия, имя, отчество студента)

 

Факультет          МТД___          курс             I            группа        5_____                              

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

По дисциплине                    история     искусств__________________________                                                               

     

На тему__Батик как искусство художественной обработки ткани___________

 (наименование темы)

 

Работа допущена к  защите____________________________________________

                                                          (подпись руководителя)                            (дата)

 

 

Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой ____________________________________     

 

Руководитель  старший преподаватель          __________     ____________                                                                                                                                                        

                           (должность)                         (подпись)                  (фамилия и. о.)

 

 

                             _______________________

                                   (дата)                                                                       

 

 

 

Архангельск

2007  

       Содержание

Введение……………………………………………………………………..4Глава 1. Батик…………………………………………………….……..5-16

1.1. Понятие «Батик» и его история………………………………..….....5-8

1.2. Инструментарий………………………………………………….….8-12

1.3. Материал используемый при изготовлении батика……………...12-15

 

Глава 2.  Техники  росписи батика…………………………………..16-33    

2.1. Технология изготовления  холодного батика………………………...16

2.1.1. Подготовка ткани………………………………………………….…16

       2.1.2. Перевод рисунка на ткань …………………………………………..17

2.1.3. Натягивание ткани на раму ………………………………………...18

        2.1.4. Нанесение контурных средств ……………………………………..18

2.1.5. Устранение ошибок…………………. ……………….…………18-19

2.1.6. Тест на отблеск и воду…………………………………………… ...21

2.1.7. Роспись……………………………………………………………20-22

        2.2. Технология изготовления горячего батика…………….................22-23

2.2.1. Окрашивание………………………………………………………...23

2.2.2. Нанесение воска……………………………………………………..24

2.2.3. Брызги резерва и кракелюры………………………………………..25

2.2.4. Многоцветный батик…………………………………………….25-27

        2.2.5. Удаление воска ……………………………………………………...27

        2.3. Приемы узелкового батика………………..………………………27-31

       2.3.1. Окрашивание узелкового батика………………………………...32-33

Заключение………………………………………………………………...34

Список использованной литературы…………………………………..35

 

 

 

 

       Введение

Тема  нашей работы  «Батик как искусство художественной обработки ткани» напрямую связана с дизайном. В наши дни батик очень актуален и популярен. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.      Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Целью работы является описание способов изготовления батика.

Цель работы определила ее основные задачи.

Задачи данной работы включают в себя следующее:

    • Определить понятие батика;
    • Рассмотреть историю  возникновения и развития батика;
    • Дать описание особенностей используемого инструментария и материала;
    • Исследовать технологии изготовления различных видов батика.

Объект исследования – батик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Батик

 

1.1. Понятие  «Батик» и его история

   

 Исследовав ряд информационных источников были найдены следующие определения батика:

    • Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор [1].
    • Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор [2].
    • Батик - это не что иное, как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань [3].
    • Батик это - рисунок, нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань. Батик - batik -– индонезийское слово. В переводе с Индонезийского слово -bа - означает хлопчатобумажная ткань, а -tik – «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово [4].

У батика очень интересная и длинная история. Батик - очень древнее и вечно молодое искусство. Натуральный шёлк один из самых изысканных и красивых материалов, применяемых людьми для изготовления одежды, украшения предметов интерьера. Нежные и живописные картины, панно, женские платки и платья, галстуки и шарфы. Способы применения батика поистине неисчерпаемы. Картины создают обстановку уюта, нежности и тепла. Батик является украшением любого помещения. Хочется не только рассматривать красивые узоры - абстрактные переливы цветов, но и осязать и носить. Любой женщине приятно иметь в своём гардеробе такую красоту [5].

Само понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э.

Среди других находок, относящихся  к глубокой старине, - японские ширмы  периода Нара (646-794). Считается, что  они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине. 
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. До н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.

Во времена Китайских  династий суй (581-618) и Тан (618-907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют ширмы, относящиеся к периоду Нара (646-794). 
        В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно оформленными кимоно. 
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им была нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, в прочем и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев. 
        В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, использую трафареты и окрашивание с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.  
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты в свою очередь налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры.  
       После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика. Батик превратился в прикладное искусство [3].

Итак, в Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем небольшое производство наладили голландцы, а немцы впервые поставили его на поток.

В России батик появился примерно в 20-е годы. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и не опирались на какую-либо традицию. Они объединялись в артели и занимались производством платков, шалей и редко получали заказы на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. Большую роль в развитии этой техники в России сыграл русский художник Лев Бакст (который на самом деле Розенберг Лев Самойлович). Он много работал над дизайном театральных костюмов и ввёл в одежду восточные мотивы [6].

В 30-х годах занятие  батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько фабрик. С 1936 года в России появились артели, которые изготовляли на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров [7].

В 50-х годах в области  батика остались известны имена таких  художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране [7]. Позднее стали появляться декоративные панно и живопись на ткани. Дальнейшее распространение батик получил в 70-80-е годы прошлого века [6].

 
       1.2. Инструментарий  

Инструментарий  необходимый для изготовления батика включает в себя следующее:

1. Кисти

Старинная китайская пословица гласит: «Кисть - мать живописи». В неоспоримости этого утверждения убеждался каждый, кому приходилось работать плохими кистями.

На протяжении ряда тысячелетий  кисти являются орудием художественного  выражения. В каменном веке вместо волосяных  кистей использовались деревянные палочки  с «распушенными» концами. А уже  в 3000 году до нашей эры, как показывают научные исследования, в Китае существовал инструмент, обладавший всеми качествами соверменной кисти. До начала технической революции круглые щетинные, и волосяные кисти изготавливались в Европе ручным способом. Используя свои знания и умения, французские мастера сумели наладить промышленное производство кистей. Уже в XIX веке художники доимпрессионистского периода высоко ценили качество французских кистей, которое сохранилось до настоящего времени.

Кисти - Важнейший рабочий  инструмент для росписи по шелку. От их качества и свойств в огромной степени зависит результат работы. Хорошие кисти довольно дороги, не каждая кисть годится для росписи по шелку. Дешевые кисти, как правило, плохо держат краску и быстро лохматятся. Кисти, предназначенные для акварельной живописи и росписи по шелку, должны хорошо брать и легко отдавать краску. Важна также и форма кисти. Пользуясь круглыми кистями,  следует проследить за тем, чтобы смоченная водой кисть имела острый кончик. Форма или, как выражаются специалисты, фасон кисти - один из важнейших способов определения ее качества. Такими кистями с международным номером 10-12 хорошо расписывать небольшие и средней величины участки, а кончиком рисовать тонкие и четкие линии. Тонкие кисти (№№ 3-5) незаменимы при проработке мелких деталей и рисунков, в то время как толстые (№ 14 и выше) используются для больших участков. Крупные участки хорошо расписывать мягкими и широкими или большими плоскими кистями. Иногда используется и веерную кисть, которая наносит краску очень тонкими, плотно прилегающими друг к другу мазками, создавая интересные структуры.

Наиболее подходящими  кистями для изготовления батика являются кисти Atrium фирмы Lefranc & Bourgeois. Они изготовлены в Бретани, во Французском Центре по изготовлению художественных кистей, по старинным традициям и с учетом новейших достижений. Волос сначала вычесывают, уравнивают по длине, затем соединяют в пучок. Конец пучка туго перевязывается, пучок вставляется во втулку, еще раз измеряется и затем вклеивается во втулку. После высыхания клея втулку надевают на ручку и крепко зажимают. Каждая кисть получает свою маркировку. Из этого следует, что хорошую кисть определяют и по тому, из какого волоса она изготовлена. Существуют следующие виды волоса:

  • Красная куница. Красная куница Экстра - вид куницы, встречающийся в Китае и Корее. Ее волос немного короче, чуть менее гибок и эластичен, чем исключительно дорогой волос красной куницы, обитающей в северо-восточной части России. Высококачественные и довольно дорогие кисти из куньего волоса - отличный инструмент для росписи по шелку. Они великолепно держат краску и равномерно «отдают» ее материалу, что исключает неприятные сюрпризы - неожиданное растекание или разбрызгивание краски. При этом упругость куньего волоса дает возможность работать свободными мазками, подчеркивающими вашу индивидуальную манеру росписи.
  • Беличий волос. Беличий волос, получаемый из хвоста белки, гибок, объемен, эластичен и еще более мягок, чем волос куницы. Благодаря своим свойствам хорошо держать краску, беличьи кисти вполне могут заменить более дорогие кисти из куньего волоса. Многие профессионалы предпочитают расписывать шелк кистями из « Petit Gris pur », беличьего волоса особо высокого качества, обладающими, помимо вышеупомянутых, еще и другими достоинствами.
  • Вытянутые полиамиды. Вытянутые полиамиды стали применяться для изготовления кистей вместо натурального волоса лишь с недавнего времени. По своим техническим свойствам они очень схожи с куньим волосом. Полученные искусственным путем полиамиды гладкие, эластичные и очень прочные. Изготовленные из них высококачественные кисти требуют, правда, некоторого навыка, но вполне пригодны для росписи по шелку.

 

Существуют определенные правила по уходу за кистями, являющиеся важнейшим условием для продления их срока службы:

Правило 1. Кисть никогда не кладется в воду кончиком вниз.

Правило 2. Кисть тщательно чистится сразу же после употребления. Кисть несколько раз подряд промывается в чистой, прозрачной воде. Профессионалы обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды.

Правило 3. Влажную кисть никогда не ставится кончиком вверх сразу в стакан. Сначала ее следует хорошо высушить [8].

Информация о работе Батик как искусство художественной обработки ткани