Батик как искусство художественной обработки ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является описание способов изготовления батика.
Цель работы определила ее основные задачи.
Задачи данной работы включают в себя следующее:
• Определить понятие батика;
• Рассмотреть историю возникновения и развития батика;
• Дать описание особенностей используемого инструментария и материала;
• Исследовать технологии изготовления различных видов батика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..4Глава 1. Батик…………………………………………………….……..5-16
1.1. Понятие «Батик» и его история………………………………..….....5-8
1.2. Инструментарий………………………………………………….….8-12
1.3. Материал используемый при изготовлении батика……………...12-15
Глава 2. Техники росписи батика…………………………………..16-33
2.1. Технология изготовления холодного батика………………………...16
2.1.1. Подготовка ткани………………………………………………….…16
2.1.2. Перевод рисунка на ткань …………………………………………..17
2.1.3. Натягивание ткани на раму ………………………………………...18
2.1.4. Нанесение контурных средств ……………………………………..18
2.1.5. Устранение ошибок…………………. ……………….…………18-19
2.1.6. Тест на отблеск и воду…………………………………………… ...21
2.1.7. Роспись……………………………………………………………20-22
2.2. Технология изготовления горячего батика…………….................22-23
2.2.1. Окрашивание………………………………………………………...23
2.2.2. Нанесение воска……………………………………………………..24
2.2.3. Брызги резерва и кракелюры………………………………………..25
2.2.4. Многоцветный батик…………………………………………….25-27
2.2.5. Удаление воска ……………………………………………………...27
2.3. Приемы узелкового батика………………..………………………27-31
2.3.1. Окрашивание узелкового батика………………………………...32-33
Заключение………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

0962446_FD3CC_kursovaya_rabota_batik_kak_iskusstvo_hudozhestvennoy_obrabot.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Рама

Рама - один из самых необходимых  предметов при росписи шелка. Существуют различные конструкции  рам, обеспечивающие тугое натяжение шелка. Так называемые батичные рамы имеют различную длину. Раздвижная ступенчатая конструкция этих рам позволяет скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы (ступени). Эти рамы недороги и просты в обращении, но имеют тот недостаток, что платки с заработанными краями часто не подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Профессионалы как правило, работают именно с такими рамами, обеспечивающими ровное натяжение шелка [8].

3.  Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой

Трехзубчатые кнопки и булавки с головкой требуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с незаработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.

4. Пластмассовые флаконы с пипеткой

Пластмассовые флаконы с пипеткой -  незаменимы при работе с контурным составом. С их помощью довольно просто выполнить линии и контуры. Для проведения тончайших линий используется маленький металлический колпачок-насадка с полой иглой или узким отверстием.

5. Пульверизатор для краски. Пульверизатор для краски применяется при трафаретной и аэрозольной росписи.

6. Мягкий карандаш. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.

7. Камешки. Камешки и стеклянные шарики различных размеров или термостойкие пуговицы применяются в узелковой технике.

8. Палитра и пипетки. Палитра и пипетки облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Советуем купить в аптеке несколько дешевых пипеток.

9. Фен. Фен ускоряет процесс высыхания краски. Однако пользоваться им нужно с большой осторожностью, чтобы избежать образования жестких контуров и цветовых изменений, если, конечно, речь не идет о специальных эффектах.

10. Утюг.

11. Ножницы [8].

 

1.3. Материал  используемый при изготовлении  батика

     

Материал, используемый при изготовлении батика включает в себя следующее:

1. Ткань.

Ткань, независимо от выбранной  вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок следует проверить  натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения (Таблица 2.1.).

 

 

Таблица 2.1.

Волокно

Характер горения

Запах при горении

Хлопок, вискоза, лен

Горит быстро, полностью  сгорает. Оставляет светло-серую  золу

жженой бумаги

Шелк, шерсть

Горит плохо, оставляя маленький  темный шарик на конце

жженого рога

Искусственные 
волокна

Не горят, плавятся, образуя  на конце шарик

нет запаха


 

Для первых опытов и для  тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда человек достаточно овладел техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи. Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса. Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее [1].

2. Краски

Выбор красок для росписи  по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они  и по способу закрепления - утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам, закрепляемым путем запаривания: по сравнению с остальными красками они имеют целый ряд преимуществ. Для достижения наилучших результатов чаще всего используется высококонцентрированная краска для росписи по шелку Elbesoie французской фирмы LEFRANC & BOURGEOIS . Она применима в любой технике, имеет 30  легко смешивающихся друг с другом и не меняющихся после закрепления цветовых оттенков. Elbesoie разводится водой, благодаря чему не имеет неприятного запаха, характеризуется чистотой цвета и высокой светоустойчивостью, не влияет на эластичность шелка, сохраняет его блеск. После закрепления красок изделие можно стирать при температуре до 40° С или отдавать в химическую чистку [8].

3. Контурный состав

Состав наносится кисточкой  или (для выполнения линий) флакончиком  с пипеткой. Покрытые контурным составом участки перестают впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет шелка. В отдельных случаях для получения особого эффекта применяется золотой, серебряный или цветной контурный состав.

4. Разбавитель контурного состава

Разбавитель контурного состава дает возможность получить консистенцию контурного состава, соответствующую конкретному виду шелка. Чем тоньше ткань, тем гуще должен быть контурный состав и, наоборот, чем плотнее шелк, тем более жидкий состав.

5. Аппликатор

Аппликатор наносится  на те участки, которые требуется сделать более светлыми, поэтому с помощью аппликатора можно добиться удивительных эффектов. Цветом работают в этом случае в направлении от необработанных аппликатором участков к обработанным. Если краска легла недостаточно ровно, ее следует подкорректировать, проведя еще раз слегка смоченной аппликатором кистью.

6. Дистиллированная вода

Дистиллированная вода необходима для разбавления и осветления красок. Нельзя пользоваться для этих целей водой из-под крана - даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

7. Спирт

Краски  можно разводить и медицинским спиртом. Спирт сильно влияет на растекаемость краски по шелку, поскольку он впитывается тканью быстрее, чем вода, и быстрее испаряется. Поэтому, пользуясь спиртом, следует ограничивать участок работы и путем пробных мазков постоянно проверять возможность дальнейшего использования разбавленной краски.

8. Соль

Солью посыпают расписанные  и еще влажные участки. Обладая  свойством притягивать влагу, соль связывает и растворенные в воде красящие вещества - пигменты. В результате возникают оригинальные, порой весьма причудливые рисунки и узоры. Степень «зернистости» соли может быть различной. Работать можно и с обычной поваренной солью «Экстра», и с солью крупного помола.

9. Клейкая бумажная лента

Этой лентой обклеивается верхняя сторона рамы перед началом  работы, по окончании работы лента  удаляется. Благодаря этому дерево не впитывает в себя краску и не пачкает следующую работу.

10. Салфетки из целлюлозных волокон

Салфетки из целлюлозных волокон или гигроскопичные бумажные полотенца используются для чистки и сушки кистей и застрахуют от нежелательных клякс.

 

 

11. Калька

Калька или незапечатанная газетная бумага используются для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок.

12. Алюминиевая фольга

Алюминиевая фольга кладется сверху в скороварку при закреплении красок на небольших изделиях в домашних условиях. Фольга препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

13. Нитки

При работе в узелковой технике используются плотные нитки - шелк плотно перевязывают нитками и затем кипятят в красящем растворе.

14. Паспарту

Паспарту для оформления работ, как и рамки, следует подбирать с особой тщательностью: от них в немалой степени зависит общее впечатление от картин, в частности, акварелей на шелке.

15. Бусины, стразы

Бусины, стразы и другие мелочи могут служить дополнительным украшением работ, особенно аппликаций [Валентина].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Техники росписи батика

 

2.1. Технология изготовления холодного батика

 

Техника холодного батика отличается от горячего батика не только температурой резерва, но и составом, инструментами для его нанесения, а также стилем росписи. Для росписи  по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани [1].

 

2.1.1. Подготовка ткани

 

Перед работой ткань  необходимо постирать, чтобы предотвратить  усадку и удалить аппретуру, которой  может быть пропитан материал, поскольку  краска на такую ткань ложится  неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной [1].

 

 

2.1.2. Перевод рисунка на ткань

 

Для первой пробы лучше  взять небольшой и несложный  образец. Вначале нанесите рисунок  на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме [1].

 

2.1.3. Натягивание ткани на раму

 

Прежде всего, обмотайте  раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и  не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, (Рисунок 2.1.), а затем посередине каждой стороны рамы (Рисунок 2.2.). Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити [1].

              

Рисунок 2.1. Крепление к раме          Рисунок 2.2. Крепление угла

2.1.4. Нанесение контурных средств

 

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый  в бензине. Готовый резерв можно  купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета. При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.          

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или  баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными [1].

 

2.1.5. Устранение ошибок

 

Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно  продолжить оформление ткани жидкими  красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи. В следующей таблице собраны советы по предупреждению и устранению наиболее частых "аварий" (Таблица 2.2.) [1].

Таблица 2.2.

Проблема

Причины

Устранение

Резерв не вытекает из съемной насадки или стеклянной трубочки

Конец трубочки или насадки  закупорился.

Из резервного состава испарился бензин, и он загустел

Трубочка промывается бензином. Резерв разбавляется бензином, но так, чтобы он не стал слишком жидким.

Неплотные линии контурного средства приводят к подтекам краски

Резерв наносился слишком  быстро, линии получились "рваные".

Линии проводятся еще раз после высыхания (лучше с изнанки) медленно и равномерно, чтобы резерв мог впитаться в ткань.

Соединения линий, нанесенных контурным средством, пропускают краску.

Невнимательность при  нанесении линий.

Для уверенности, до нанесения краски, проводятся тесты на воду и отблеск.

Разъединяющие линии  плотные, но краска все равно затекает на соседнее поле.

На маленький участок было нанесено слишком много краски, либо кисть подводилась слишком близко к линии, и краска перешла через нее.

Отжимаются излишки краски с кисти о край банки. При росписи кисть не подводится близко к краю поля, а краске сама растекается по ткани.

Информация о работе Батик как искусство художественной обработки ткани