Батик как искусство художественной обработки ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является описание способов изготовления батика.
Цель работы определила ее основные задачи.
Задачи данной работы включают в себя следующее:
• Определить понятие батика;
• Рассмотреть историю возникновения и развития батика;
• Дать описание особенностей используемого инструментария и материала;
• Исследовать технологии изготовления различных видов батика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..4Глава 1. Батик…………………………………………………….……..5-16
1.1. Понятие «Батик» и его история………………………………..….....5-8
1.2. Инструментарий………………………………………………….….8-12
1.3. Материал используемый при изготовлении батика……………...12-15
Глава 2. Техники росписи батика…………………………………..16-33
2.1. Технология изготовления холодного батика………………………...16
2.1.1. Подготовка ткани………………………………………………….…16
2.1.2. Перевод рисунка на ткань …………………………………………..17
2.1.3. Натягивание ткани на раму ………………………………………...18
2.1.4. Нанесение контурных средств ……………………………………..18
2.1.5. Устранение ошибок…………………. ……………….…………18-19
2.1.6. Тест на отблеск и воду…………………………………………… ...21
2.1.7. Роспись……………………………………………………………20-22
2.2. Технология изготовления горячего батика…………….................22-23
2.2.1. Окрашивание………………………………………………………...23
2.2.2. Нанесение воска……………………………………………………..24
2.2.3. Брызги резерва и кракелюры………………………………………..25
2.2.4. Многоцветный батик…………………………………………….25-27
2.2.5. Удаление воска ……………………………………………………...27
2.3. Приемы узелкового батика………………..………………………27-31
2.3.1. Окрашивание узелкового батика………………………………...32-33
Заключение………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

0962446_FD3CC_kursovaya_rabota_batik_kak_iskusstvo_hudozhestvennoy_obrabot.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

 

Для устранения ошибок после  высыхания красок проводят пастой новую  линию. После высыхания резерва  краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой

2.1.6. Тест на отблеск и воду

 

Чтобы избежать перетекания  жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл  проконтролировать по всей длине  полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные  участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте  это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена [1].

 

2.1.7. Роспись

 

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими  кистями, поролоновыми или ватными  тампонами. На разных тканях краска растекается  по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делается это очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, нежелаемые пятна краски удаляются смоченной в воде ватной палочкой.

Роспись рекомендуется начинать с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появляются подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок закрашивается более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

При росписи несколькими  красками по сырой ткани, они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды, в зависимости от художественного замысла (Рисунок 2.3.).

Часто используется следующий эффект: на шелк капается немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, на нее через трубочку или соломинку для коктейля выдувается воздух, придавая потекам нужное направление.

Еще один распространенный эффект, достигается с помощью  поваренной соли крупного помола. Кристаллы  соли помещаются на влажную ткань  и притягивают краску, высветляя фон вокруг (Рисунок 2.4.). Гранулы мочевины (карбамида), наоборот отгоняют от себя краску.

                      

Рисунок 2.3.Переливы оттенков                     Рисунок 2.4. Использование соли

 

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку  без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок. Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге. Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань (Рисунок 2.5.).

                                           Рисунок 2.5. Свободная роспись

Когда роспись закончена, необходимо произвести фиксацию согласно инструкции по применению ваших красок. Поле фиксации ткань промывают в  теплой (до 40°) воде с детским мылом, затем прополаскивают в прохладной воде. Если вы расписывали шелковую ткань, добавьте при последнем полоскании немного уксуса [1].

 

2.2. Технология изготовления горячего батика

 

В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный  воск, парафин или стеарин (либо сочетания  того и другого). В классическом горячем  батике работа основывается на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно [5]. Поэтому в традиционном батике узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом) (Рисунок 2.6.). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек [1]. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно [5].

      

Рисунок 2.6. Работа чантингом

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи специальных штампов или просто, капая его на ткань. Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка [1].

 

2.2.1. Окрашивание

 

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо  в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем).

Выбор краски зависит  от выбранного способа окрашивания. В домашних крашение осуществляется путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители. Если предпочтительнее поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной росписи ткани. Приемы росписи при поверхностном окрашивании те же, что и в холодном батике.

Для окрашивания используется широкая пластмассовая или эмалированная  посуда, лучше всего прямоугольной  формы, поскольку резерв очень хрупкий и красить батик нужно, не сминая.

При крашении  также  требуется термометр для воды для определения температуры красителя, банки и старые кастрюли для приготовления краски. Потребуется поваренная соль, чтобы краска равномерно проникала в ткань, а также уксус или уксусная эссенция - для закрепления красителя [1].

 

2.2.2. Нанесение воска

 

Существует три способа  нанесения воска (Таблица 3.).

Таблица 3.

 

Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон  окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.

 

Воск наносят на фон  и внутренние линии мотива, а сам  рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как  при крашении эти полосы проявятся.

 

Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными


 

Если вы нанесли недостаточно горячий состав, он не проникнет  в ткань, и зарезервированные места окрасятся. Посмотрев на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места воск еще раз с обратной стороны ткани [1].

 

2.2.3. Брызги резерва и кракелюры

 

Брызги резерва и кракелюры используют как декоративный прием. При помощи брызг изображаются снежинки или звезды. Крупная кисть смачивается  в резерве, отжимается его излишек и, ударяя по ручке, наносятся брызги. (Рисунок 2.3.). Кракелюры или изображение в виде трещинок и прожилок являются характерными для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и комкают, сильно или слабо, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор [1]. (Рисунок 2.8.).

                         

                Рисунок 2.7. Брызги                          Рисунок 2.8. Кракелюры

 

2.2.4. Многоцветный батик

 

Многократное окрашивание  возможно как при поверхностном  окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого нанесения воска (Рисунок 2.9.) и первичного окрашивания (Рисунок 2.10.)  на высохшую ткань наносят новый рисунок воском (Рисунок 2.11.). Затем следует второй слой краски. (Рисунок 2.12.). В качестве узора получаются и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько хватит воображения. Краски, наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются (Рисунок 2.9.).. Соответственно, работу начинают  с более светлых тонов, переходя к более темным [1].

 

    

Рисунок 2.9. Первичное        нанесение воска

 

 
Рисунок 2.10. Первичное окрашивание

     Рисунок 2.11. Второй слой воска

 

 

 

Рисунок 2.12. Второй слой краски

 

 

Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик (Рисунок 2.13.).

Рисунок 2.13. Повторно расписанный  батик

Приемы многократного окрашивания можно применять и при окрашивании батика путем опускания в краску. Однако здесь покрытие воском и крашение нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль [1].

 

2.2.5. Удаление воска

 

После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный  состав. Для этого ткань комкается и сминается - парафин трескается и начинает осыпаться. Остатки парафина удаляются путем проглаживания батика утюгом через газету. На стол кладется несколько газет, на них - ткань, а сверху еще слой газет. Гладится батик горячим утюгом, меняя газеты, пока на них не перестанут проступать пятна парафина. Оставшиеся на ткани жирные пятна удаляются тампоном, смоченным в бензине или растворителе [1].

 

2.3. Приемы узелкового батика

 

Приемы узелкового батика включают в себя следующее:

1. Узлы. Завязывание ткани в обычные узлы - основной прием в узелковом крашении. Это делают по долевой нити (Рисунок 2.14.) или по косой (Рисунок 2.15).

                               

     Рисунок 2.14.                                        Рисунок 2.15

            Завязывание по долевой нити                 Завязывание по косой нити

 

С помощью узлов можно  получить круги или концентрические  круги.

                          

Рисунок 2.16.                   Рисунок 2.17.                           Рисунок 2.18.

Широкое обматывание    Узкое обматывание               Обвязывание ткани

 

Вместо узла часто  используется обматывание ткани  ниткой или веревкой. Обматывание  можно сделать широким (Рисунок 2.16) или узким (Рисунок 2.17.). Ткань берется за середину, поднимается и обвязывается в нужных местах (Рисунок 2.18.).

Точки или маленькие  кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая  ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку следует взять как можно толще и обматывать ее несколько раз (Рисунок 2.19.).

 

Рисунок 2.19. Работа иглой

Для создания мраморного узора ткань необходимо скомкать в клубок и обмотать веревкой. После крашения получатся хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (Рисунок 2.20.).

При крашении в узелковой  технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. В ткань оборачиваются любые из этих предметов и туго обматываются ниткой. Ткань, обтягивающая предмет окрашивается ровно, а вокруг получается звездчатая округлая форма (Рисунок 2.21.).

                               

Рисунок 2.20. Сминание ткани             Рисунок 2.21. Использование камешков

 

2. Складывание. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок, образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Складывая ткань вчетверо и плиссируя его по диагонали (Рисунок 2.22.)., получается крестообразная звезда (Рисунок 2.23.).

 

Рисунок 2.22. Складывание  ткани

 

Рисунок 2.23. Крестообразная звезда

 

Цветы (Рисунок 2.24.) получаются следующим образом: сложенную вдвое ткань плиссируется, а затем загибается вовнутрь уголки на верхнем сгибе (Рисунок 2.25.) Меняя количество обмоток, можно добиться более интересного варианта.

Информация о работе Батик как искусство художественной обработки ткани