Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70

Файлы: 1 файл

Дипломка самая самая последняя версия1.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Языковая среда является основным средством обучения  иностранному языку, а все остальные средства только помогают, их предназначение - создать иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. Именно поэтому столь важно, чтобы обучение проходило с помощью аутентичных учебных средств.

Самый распространенный в современных школах и высших учебных заведениях - это коммуникативный метод. Его цель - комплексное развитие всех навыков – умений читать, писать и общаться, но больше всего внимания уделяется именно коммуникации. Постоянный контакт преподавателя с обучающимися помогает гораздо лучше усвоить материал. Естественное обучение идет в процессе интересных занятий. Студенты строят диалоги с письменной подготовкой или спонтанно, создают небольшие монологи, придумывают истории на заданные темы.

Парная работа помогает быстро ориентироваться по ситуации. Надо отвечать на вопросы, на ходу придумывать свои. Часто предлагается разыграть какую-либо сценку в ролях. Активно используется метод дискуссий, в которых участвует все обучающиеся. Так создается иллюзия пребывания в естественной языковой среде. Преподаватель является скорее наставником и советчиком, который мягко указывает на ошибки и их причину.

Благодаря своей спонтанности и целенаправленности, коммуникативный метод очень эффективен. Учащийся никогда не знает, как ответит его собеседник на заданный вопрос. Словарный запас используется активно, улучшается восприятие речи. Ученик старается излагать свои мысли более понятно, заменять те или иные слова на синонимы. Часто используется такой метод обучения, как мозговой штурм, где даётся проблема, которая на выходе должна получить свое решение. Обсуждение чаще всего ведётся в малых группах. Каждый может изложить свое мнение. Обучение иностранному языку в основной школе направлено на изучение языка как средства общения в международном масштабе. У школьников должны быть сформированы и развиты основные коммуникативные умения в различных видах речевой деятельности. Ученики должны знать не только язык, но и традиции, и обычаи страны изучаемого языка. Чаще всего это происходит путем вживания в иноязычную среду при помощи диалогов, монологических высказываний и решения различных ситуативных задач. Также социокультурное развитие школьников происходит путем изучения страноведческого и культуроведческого материала. На данном этапе школьники знакомятся с понятием «внеклассная работа», что позволяет им самостоятельно изучать культуру и историю страны, а также развивать умение видеть свою страну в условиях межкультурного общения.

Изучение грамматики происходит, в основном, в речевых ситуациях, всё объяснение конструкций должно быть только на иностранном языке. Отсутствует транскрипция как таковая, то есть новая лексика изучается через аудиоматериалы или объяснение учителя.

Большинство известных издательств - Оxfоrd Univеrsity Рrеss, Cаmbridgе, Lоngmаn, MаcMillаn - выпускают большое количество различных учебных пособий, которые носят именно коммуникативный характер, т.е. созданы для обучения по данной методике. Интересные задания и разнообразный учебный материал - в данных учебниках есть практически всё, что нужно для результативного усвоения иностранного языка.

Все вышеописанные методы изучения иностранного языка нацелены на решение различных задач. Одни из них развивают навыки общения с носителями языка, другие повышают уровень грамотности. Для домашнего обучения эффективным является лексико-грамматический способ, так называемое обучение со словарем. Прослушивание аудиоматериалов помогает подтянуть произношение и восприятие речи . Только посредством использования коммуникативного способа обучения можно улучшить навыки коммуникативного характера.

В процессе обучения иностранному языку не стоит забывать и о письме. Необходимо писать короткие эссе на заданную тематику, рецензии, публицистические статьи, вести деловую документацию и переписку вкупе с занятиями по улучшению познаний грамматики и лексики.

В отечественной методике выделяют четыре аспекта цели обучения иностранному языку: 1) учебный практический аспект; 2) воспитательный аспект обучения; 3) образовательный аспект; 4) развивающий аспект [29, 21].

Учебный практический аспект. Школьники овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и  письменной формах. Учащиеся должны освоить четыре вида речевой деятельности: рецептивные — аудирование и чтение, продуктивные — говорение и письмо, а также кроме этого, связанные с ними три аспекта языка - лексику, фонетику и грамматику. Практический аспект предполагает владение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы иностранный язык стал средством межличностного и международного общения.

В говорении учащиеся должны уметь сообщить или объяснить информацию, одобрить или осудить, убедить, доказать. В письме необходимо умение школьников быстро фиксировать свои и чужие мысли; выписывать из прочитанного, обрабатывая материал; записывать план или тезисы выступления; написать письмо. В чтении важно умение учеников быстро читать газетные и журнальные статьи, художественное произведение средней сложности. В аудировании необходимо умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении, а также смысл  теле/радиопередач.

Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у учащихся мировоззрения, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.

Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, а также знаний о строе, системе, особенностях языка.

Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей. Учащиеся должны понимать, как люди произносят и какие слова употребляют для номинации предметов. Помимо этого развивающий аспект означает сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, всех видов памяти, логики, умения общаться и учиться.

Таким образом, обучение иностранному языку на среднем этапе должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, которые очень тесно взаимосвязаны  между собой. При этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения иностранным языком в условиях активной познавательной деятельности учащихся.

В методике обучения иностранным языкам существуют различные подходы к определению принципов обучения. Тем не менее, лингвисты выделяют общедидактические и специфические принципы обучения.

К общедидактическим принципам относятся: принцип наглядности и доступности, принцип индивидуализации, принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности. Эти принципы применимы к преподаванию любой дисциплины, так как изучение каждого школьного предмета  является важным для учащихся.

В методике обучения иностранным языкам, кроме общедидактических принципов, выделяют специфические принципы именно по данной дисциплине.

Принцип дифференциации и интеграции. Сyть данного принципа в том, обучая одному аспекту языка, мы одновременно задействуем и формируем в большей или меньшей степени остальные аспекты и виды речевой деятельности. К примеру, обучение монологической речи в то же время развивает остальные навыки и умения. Учащийся произносит слово или целое предложение, значит, формируются определенные фонетические, лексико-грамматические навыки. Во время подготовки монологической речи школьнику нужно выслушать другие точки зрения для того, чтобы правильно сформулировать основные тезисы своей речи. Здесь происходит активное формирование навыков аудирования и восприятия речи на слух. Суть дифференциации состоит в том, что при формировании каждого вида речевой деятельности и аспекта языка мы используем особые упражнения и задания, построенные с учетом специфических механизмов, которые лежат в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка.

Принцип учета родного языка. В основе данного принципа лежат две противоположные тенденции: перенос и интерференция. Переносом называется положительное влияние родного языка на формирование аналогичных языковых и речевых навыков при изучении иностранного языка. Так, если мы можем провести параллели и установить закономерности с родным языком, то процесс обучения станет менее сложным. Однако очень часто в процессе изучения языка мы не можем найти аналогов в родном языке. В таком случае возникает межъязыковая или внутриязыковая интерференция. Примеры фонетической интерференции можно услышать практически на каждом школьном уроке английского языка. Прежде всего, это смена места ударения в некоторых иностранных словах под влиянием родного языка: industry, bоtаny, influеncе. Орфографическая интерференция видна в ошибочном написании слов, похожих на слова родного языка: lеmоn, bееfstеаk, tеlерhоnе, businеss, mеtаl, cоrridоr.

Принцип коммуникативной направленности обучения. C учетом того, что основной целью обучения иностранному языкy является формирование коммуникативных умений y школьников, думается, что обучение иностранному языкy невозможно без коммуникативной направленности учебного процесса. Большинство упражнений, выполняемых на уроке, подразумевают коммуникативный контекст, общение, обсуждение. В особенности принцип коммуникативности значителен в обучении монологической речи, потомy что здесь учащиеся сами придумывают разные речевые ситуации и разрешают коммуникативные проблемы.

Так, использование и достижение перечисленных выше целей и принципов обучения сильно влияет на эффективность изучения иностранного языка.

Школьное обучение на второй ступени (5–9 классы) является средним этапом обучения в школе. Этот период характеризуется серьезными психофизиологическими и психологическими изменениями [6, 114].

С точки зрения физиологии сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга. В результате чего внимание приобретает непродолжительный и неустойчивый характер. У подростков ухудшается способность к дифференциации, из-за чего страдают понимание учебного материала и усвоение информации. Именно поэтому на занятиях рекомендуется  приводить больше ярких, понятных примеров с помощью интересного демонстративного материала, а учителю, в свою очередь, следует постоянно проверять правильность понимания его учениками: задавать вопросы, можно использовать анкеты, игры. Кроме этого, увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторных реакций, что приводит к замедлению реакции, когда подросток долго раздумывает над  ответом на заданный вопрос, не сразу выполняет требования учителя. Также в результате некоторых процессов в коре головного мозга подростки порой не могут контролировать свои положительные и отрицательные эмоции. Из-за ослабления второй сигнальной системы речь становится замедленной, краткой, местами несвязной. 

Но основным процессом подросткового возраста является половое развитие. Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу именно как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным отношение к нему сверстников, он начинает уделять большое внимание своей внешности.

Если говорить о психологических изменениях, то здесь творческие и познавательные процессы достигают высокого уровня, происходит перестройка памяти, и вследствие этого ребенок начинает применять произвольную логическую память. Следует также отметить, что в этом возрасте у детей изменяется баланс между памятью и мышлением. Теперь, чтобы вспомнить материал, ребенку необходимо установить логическую цепочку между частями информации.

У ребенка в этом возрасте формируются способности, необходимые ему для будущей профессиональной ориентации: усвоение понятий, логическое и абстрактное мышление.

Что касается поведения, то подростковый период характеризуется повышенной чувствительностью детей к мнению окружающих по поводу своих знаний, внешности, способностей. Поэтому ребенок часто боится ошибок, чаще отмалчивается. Также отмечается стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Дети могут демонстративно нарушать правила поведения, некорректно обсуждать поведение других людей, активно и эмоционально отстаивать свои взгляды, даже если не совсем уверены в своей правоте.

Развитие речи, несомненно, играет большую роль в обучении иностранному языку. Как было сказано выше, подростки стремятся к усовершенствованию своих навыков во всех областях, а также, что немаловажно, стремятся к общению.

Развитие речи у подростков идет благодаря усвоению множества значений и расширению словарного запаса. Ребенок открывает для себя то, что язык, как знаковая система, дает возможность отражать действительность и устанавливать определенный взгляд на окружающий мир. Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь. Именно поэтому большинство школьников этого возраста затрудняются в письменной и устной речи.

Таким образом, главной целью учителя иностранного языка на данном этапе развития ребенка является не только раскрыть все тайны языка, но и дать детям знания  основ культурной речи и возможностей языка для будущей взрослой жизни.

Результат обучения иностранному языку в школе в большей мере зависит и от степени ориентации его подходов и методов на возрастные особенности учеников.

С переходом из младших классов в средние меняется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, всё меньше времени остается на досуг и развлечения.

В подростковом возрасте активно идет процесс развития познавательных процессов. В этот период оно протекает в основном в формах, малозаметных как для самого ребенка, так и для посторонних. Подростки уже могут логически размышлять, теоретически рассуждать и заниматься самоанализом [7, 12]. Они относительно свободно ведут дискуссии на нравственно-политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младших школьников. Главное интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

При переходе к старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Сильно заметным в эти годы вырастает сознание и самосознание детей, что говорит о заметном расширении границ осознаваемого и углублении самопознания, знаний о людях и об окружающем их мире. Развитие детского самосознания выражается в изменении мотивации к основным видам деятельности: учению, общению и труду. Детские мотивы, характерные для младших школьников, теряют свои побудительные позиции. Взамен возникают и укрепляются другие, взрослые мотивы, заставляющие переосмысливать содержание, цели и задачи деятельности. Прежние ведущие виды деятельности, такие как игра, изживают себя и отодвигаются на второй план. Появляются новые виды деятельности, стартует новый виток психического развития.

Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности