Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70

Файлы: 1 файл

Дипломка самая самая последняя версия1.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Характер сообщений также имеет своё значение. Например, эмоционально окрашенное чтение стихотворения проходит в довольно медленном темпе с паузами и интонационными переходами.

Более длительное паузирование улучшает вероятностное прогнозирование, позволяет заполнить пробелы в понимании на основе общего смысла воспринятого сообщения. Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и с помощью специальных средств.

Для эффективного обучения аудированию большое значение имеет правильное решение вопроса о необходимости повторного предъявления одного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания. Эксперименты в школьной аудитории показали ощутимую зависимость понимания от количества. Так, по данным некоторых исследований, повторное прослушивание сообщения улучшает понимание на 16,5 %, третье – на 12,7 % (по сравнению со вторым), последующие же прослушивания существенного прогресса в понимании речи не дают.

Таким образом, аудирование - это сложнейший рецептивный вид речевой деятельности. Он имеет ряд затруднений в процессе восприятия речи на слух и в связи с ее запоминанием, с характером ее изложения, а также с её темпом,

 

 

1.2.2. Обучение аудированию - цели и содержание

 

 

Основной целью обучения аудированию является развитие у учащихся способности понимать на слух:

  • иноязычную речь, построенную на программном материале с некоторым количеством незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения;
  • учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программы);
  • основную информацию (глобальное понимание);
  • необходимую информацию (селективное понимание);
  • полную информацию (детальное понимание).

Поговорим об этих видах аудирования более детально.

При глобальном аудировании слушающего интересует, как правило, лишь общая информация, её главная тема. В текстах, сообщающих о каких-либо событиях, нам интересно узнать, что, где и когда произошло, участники события. При этом мы уделяем внимание только понятому. Глобальное аудирование - это только общая, первичная ориентация в аудиотексте.

Иногда глобального аудирования очень мало, т.к. слушающего могут заинтересовать некоторые подробности и детали, например имена, количественные данные и т.п., и здесь мы пользуемся детальным (изучающим) аудированием. Но чтобы понять детали, надо прежде всего понять общее содержание текста. Так, детальное и глобальное аудирование происходят одновременно, что затрудняет детальное понимание. В целях обучения необходимо разделять эти процессы: при первом прослушивании должно протекать глобальное понимание, при втором же - детальное. Этот вид аудирования очень удобен в диалоге, обсуждении, на лекциях. Но в реальной жизни он применяется весьма редко. Недочёт многих учителей в том, что они практически каждый текст предлагают слушать детально. Чаще всего в аудиотексте всех интересует все же какая-то определенная информация.

Глобальное и селективное аудирование постоянно используются и в родном языке. Учащиеся должны владеть всеми видами аудирования в рамках базового курса (к концу 9 класса).

Обучение аудированию состоит из лингвистического (в т.ч. лингвострановедческого и социокультурного) компонента, т.е. языкового и речевого материала, страноведческих, лингвострановедческих и социокультурных знаний; психологического компонента, представляющего собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения; методологического компонента - комплекса учебных и компенсирующих умений, которые в вкупе с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста.

Психологический компонент содержания обучения - это прежде всего действия, обеспечивающие функционирование механизмов аудирования, а также действия с конкретным языковым и речевым материалом, который через упражнения становятся навыками и умениями. Основными умениями аудирования являются следующие шесть умений:

  • отделять главное от второстепенного;
  • определять тему сообщения;
  • расчленять текст на смысловые связи;
  • устанавливать логические связи;
  • выделять главную мысль;
  • воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков.

Также выделяют другую группу умений:

  • воспринимать, разделять поток речи и дифференцировать воспринимаемые звуки и комплексы;
  • объединять их в смысловые блоки;
  • запоминать их во время слушания;
  • осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);
  • исходя из ситуации общения понимать воспринимаемое.

Компенсирующие и общеучебные умения, составляющие методологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себя умение вести записи во время аудирования, пользоваться опорами, обходить трудности, использовать информацию, предваряющую аудирование (картинки, план, ключевые слова), а также опираться на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Все эти умения комплексные. Они базируются на синхронной работе многих механизмов и на структуре аудирования как вида речевой деятельности.

При определении трудностей текста учитывается индуктивный или дедуктивный способ передачи главной мысли, аудитивная или аудиовизуальная форма предъявления. Принимаются во внимание, кроме того, отношение стилистика и жанр текста, сфера общения.

С учетом вышеизложенного можно выделить три группы текстов по степени сложности [14, сайт]:

  1. Легкие тексты
  • составленные (учебные) и полуаутентичные тексты разговорно-литературного, научно-популярного и художественного жанров в стиле сообщения или фабульного повествования с простым последовательным изложением;
  • основная идея выражена эксплицитно (явно, открыто выраженно) в начале текста;
  • сфера общения: неофициальная, в форме несложного монолога или диалога - сообщение/запрос информации;
  1. Тексты средней трудности:
  • аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно-литературного, научно-популярного или художественного жанров в стиле беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением;
  • основная идея выражена в начале или в середине текста;
  • сфера общения: официальная и неофициальная; монолог - описание/повествование; диалог - расспрос/объяснение; полилог с ограниченным количеством сюжетных линий;
  1. Трудные тексты:
  • аутентичные тексты публицистического, научно-популярного и художественного жанров в форме беседы, интервью, репортажа, описания;
  • основная идея выражена в конце текста или эксплицитно не выражена;
  • сфера общения неофициальная, полилог с разнообразными сюжетными линиями, монолог в диалоге [10, 36].

Таким образом, основная цель обучения аудированию - развивать у учащихся способность понимания на слух иноязычной речи. Содержание обучения аудированию состоит из трех компонентов: лингвистического, психологического и методологического. Тексты для обучения аудированию можно выделить в три степени сложности: легкие, средние и трудные тексты.

 

 

1.3. Говорение как вид речевой деятельности

 

1.3.1. Формы говорения

 

 

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, через который (вместе с аудированием) выполняется устное вербальное общение. Содержание говорения - это выражение мыслей в устной форме. В основе говорения заложены произносительные, лексические и грамматические навыки [44, 23].

Говорение выступает в монологической и диалогической формах.

Диалог - процесс общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия протекания диалога определяют ряд его особенностей: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения, роль интонации, наличие разнообразных предложений неполного состава, свободное от строгих форм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, неподготовленность речи, преобладание простых предложений.

Обучение диалогической речи строится по образцу, данному в виде диалогического текста и связанному с ситуацией общения.

Основными этапами обучения диалогической речи являются:

  • Презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения.
  • Презентация диалога в звуковой и графической форме.
  • Усвоение языкового материала диалога.
  • Усвоение способов связи реплик в диалоге.
  • Воспроизведение диалога.
  • Расширение возможностей диалога–образца за счет компонентов ситуации.

При обучении диалогу следует варьировать разные формы диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая формы работы.

В процессе выполнения упражнений формируются следующие умения: запрос информации, адекватная реакция на реплики собеседника, употребление речевых клише, комбинирование реплик при построении диалога.

Упражнения для развития диалогической речи. Система по обучению диалогической речи включает в себя:

    • подготовительные упражнения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);
    • условно-коммуникативные упражнения по решению определенной коммуникативной задачи, в ходе чего учащиеся приобретают умение соотносить действия друг с другом (утверждение – переспрос, вопрос – ответ), т.е. поддерживать обоюдную активность в ходе общения.

Для самостоятельного речевого взаимодействия и формирования мотивированности, экспрессивности, ситуативности процесса говорения необходимо использовать различные приемы моделирования этого взаимодействия. К таким приемам можно отнести драматизацию сказок, разыгрывание диалогов этикетного характера, создание игровых ситуаций, использование приемов коллективного взаимодействия.

При оценке успешности обучения говорению в диалогической форме используют качественные и количественные ее характеристики, отраженные в программных материалах для каждого этапа обучения. К первым относятся адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога, экспрессивность речи, темп, грамматическая и фонетическая правильность речи, структурное разнообразие реплик.

К количественным параметрам относятся объем высказывания, отсутствие длинных пауз.

Монолог – форма речи, обращенной к одному или группе слушателей-собеседников, иногда – к самому себе; это активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.

Цель обучения монологической речи – формирование речевых монологических умений:

  • Пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ.
  • Логически последовательно раскрыть заданную тему.
  • Обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

При определении видов монологической речи в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, повествование); степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ, самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).

Обучение монологу проходит в три этапа:

На первом этапе вырабатываются языковые автоматизмы, происходит формирование навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексико-грамматическим материалом на основе имитативной и ассоциативной речи.

На втором этапе происходит обучение отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико–структурного материала. На данном этапе формируется умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

Примеры упражнений:

  • соедини простые предложения в сложные;
  • закончи высказывание, используя предложенные варианты;
  • подбери к данным тезисам соответствующие нижеприведенные аргументы;
  • объясни причину;
  • выбери картинку, которая вызывает ассоциации с …, объясни свой выбор;
  • послушай звуковую ситуацию, выскажи свое мнение о месте событий.

Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания.

Примеры упражнений:

  • составление плана своего высказывания;
  • составление списка ключевых слов выступления;
  • написание тезисов выступления;
  • упражнения на структурирование текста.

На этом этапе обучения монологической речи широко используются различные опоры, которые мотивируют речь, развивают воображение учащихся. Такими опорами могут выступать различные иллюстрации, схемы, графическая изобразительная наглядность.

Показателями сформированности монологических умений служат количественные параметры речи - ее темп, объем высказывания, и качественные параметры - это соответствие высказывания теме, лингвистическая нормативность, логичность, последовательность и эмоциональная окрашенность высказывания, его самостоятельность.

Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности