Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70

Файлы: 1 файл

Дипломка самая самая последняя версия1.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Обучение аудированию и развитие умений заключает в себе постепенное формирование рецептивных навыков аудирования при работе с фонетическим, лексико-грамматическим материалом, т.е. навыков узнавания и понимания слов, словосочетаний, грамматического оформления лексических единиц разного уровня в словосочетаниях, предложениях и связанных текстах.

Аудитивное умение – это понимание связного текста.

Аудирование - это внутренняя деятельность, скрытая от наблюдения, и составляющим ее действиям следует обучать специально, делая их объектом целенаправленного формирования.

Методист В.М Филатов подразделяет упражнения по аудированию на подготовительные и речевые. Подготовительные помогают преодолевать отдельные трудности аудирования и направлены на формирование его механизмов. Речевые представляют собой управляемую речевую деятельность, поскольку они обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого воспроизведения в условиях, приближенных к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, они наелелены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания.

Рассмотрим систему подготовительных упражнений Филатова В.М.

Подготовительные упражнения многие методисты называют ориентирующими, подготавливающими к осуществлению собственно аудирования. Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:

  • послушай слова и подними руку, если в слове звучит долгий звук;
  • прослушай несколько предложений и подними руку, когда услышишь вопросительное предложение;
  • используя сигнальные карточки («.», «?», «!»), определи тип предложения;
  • прослушай слова и выбери те, которые соответствуют картинке;

Большую роль играют упражнения в повторении слов, словосочетаний, фраз, текстов. Этот тип упражнений называется базовым, так как он способствует отработке таких важных механизмов аудирования, как речевой слух, память, артикуляция, вероятностное прогнозирование.

Особое место занимают упражнения в повторении расширяющихся синтагм («снежный ком»), упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:

  • прослушай начало слов и закончи их;
  • прослушай начало словосочетаний и закончи их;
  • прослушай слова к аудиотексту и назови его тему.

Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.

В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и имена существительные.

Упражнения в обучении идентификации ориентируют учеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, на определение и выявление слов, словосочетаний, фраз, которые отсутствовали при первом предъявлении текста, например:

  • прослушай предложения и замени слово другим словом;
  • прослушай два предложения и скажи, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?
  • прослушай предложения и отметь несоответствующие содержанию прослушанного текста.

Следует добавить, что деление упражнений в соответствии с формируемыми механизмами весьма условно, т.к. аудирование – это единый, спонтанный процесс, в ходе которого ученики одновременно осуществляют все действия смысловой переработки информации.

В целом подготовительные упражнения основаны на осознаваемой учениками аналитико-синтетической деятельности, в результате выполнения которой формируются и развиваются все необходимые механизмы аудирования.

Речевые упражнения часто называют упражнениями в собственно аудировании, которые выполняются на уровне законченного речевого целого, т.е. развернутого текста:

  • прослушать и понять, кто или что имеется в виду;
  • озаглавить прослушанное;
  • разбить аудиотекст на смысловые части;
  • записать основное содержание ключевыми словами;
  • передать содержание на родном языке.

Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобального, селективного, детального).

Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательность в действиях учителя и учеников, а именно - предварительные инструктаж и задание; непосредственно восприятие аудиотекста, задания для контроля понимания.

Коммуникативная задача или инструкция очень важна, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы (кто, что делает, где, когда, с кем, для чего), обрисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она оберегает от рассеивания внимания, помогая сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная и точная установка может повысить эффективность понимания на 25 %.

Помимо коммуникативных задач нужно также дать четкую инструкцию, как нужно слушать: понять все детали либо только основное содержание сообщения; понять содержание с опорой на догадку, обходя помехи; какие опоры использовать в ходе восприятия и осмысления информации.

Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.

Упражнения до прослушивания текста.

Цель этих упражнений - подготовка учащихся к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся у них знаний и опыта, создание мотива предстоящей деятельности, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования с помощью:

  • ассоциограмм, когда необходимо назвать все слова, ассоциируемые с понятием или темой);
  • визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков;
  • акустических импульсов (музыка, голоса);

Особо хотелось бы остановиться на таком приеме, как «ассоциограмма». Представим, что учащимся предстоит услышать текст о теннисе как одном из популярных видов спорта в мире. Перед прослушиванием учитель предлагает назвать все слова, ассоциирующиеся с понятием «теннис». Он записывает на доске слово «теннис», учащиеся называют слова. Работа может проходить в парах и индивидуально. Возникающие ассоциации называются учениками как на иностранном, так и на родном языке. Во втором варианте учитель может сам переводить слова и записывать их на иностранном языке, или он может после составления ассоциограммы предложить найти перевод слов в словаре.

После прослушивания учитель предлагает подчеркнуть или выделить в ассоциограмме слова, встреченные в тексте, и дополнить ассоциограмму словами из прослушанного текста, важными для общего понимания информации.

Упражнения в ходе прослушивания аудиотекста.

Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживая в памяти то новое, что они узнали из текста и оценить его (интересно, важно, полезно, познавательно или нет). В время слушания учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста, действующих лиц, контекста, упорядочиванию фрагментов текста или реплик диалога.

Большинство этих упражнений предполагает использование в процессе восприятия аудиотекстов разнообразных рабочих материалов: списка слов, карт, плана города.

Учащимся предлагается в ходе слушания текста:

  • отметить на рисунке (схеме) названия мест событий, о которых в тексте идет речь;
  • пронумеровать на рисунке упоминаемые в тексте предметы;
  • добраться с помощью плана города из одного места (от автовокзала) в другое (отель…);
  • с помощью карты местности найти «клад»;

Упражнения после прослушивания текста.

Послетекстовые задания вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, служат для контроля понимания и успешного акта общения. Это упражнения текстового характера (верно - неверно, да - нет), ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста и т.п. [18, 66].

А вот иная классификация речевых упражнений в аудировании.

1. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны».

  • Прослушай диалог, составь аналогичный на ту же тему.
  • Прослушай начало диалога, расширь и дополни последнюю реплику одного из партнеров.
  • Прослушай кинофрагмент, перескажи разговор действующих лиц.

2. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи при участии в диалоге.

  • Прослушай записанные на диск вопросы. Дай развернутые ответы в отведенной для этого паузе.
  • Прослушай начало диалога (полилога), продолжи его в парной работе.
  • По мере восприятия диалога в аудиозаписи (или фрагмента кинофильма) замени реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Затем воспроизведи диалог в новом варианте в парной работе.

3. Упражнения для обучения восприятию монологической речи.

  • Прослушай текст и дай развернутые ответы на вопросы.
  • Воспроизведи прослушанное, немного видоизменив концовку (начало, середину).
  • Посмотри фильм и объясни его основную идею [19, 78].

У каждого методиста есть своя система упражнений для обучения аудированию, но у них есть общее сходство: все они выделяют две группы упражнений - подготовительные и речевые, а также упражнения до, во время и после прослушивания текста, которые направлены на формирование у учащихся умений и навыков аудирования.

Практика подтверждает - чтобы добиться результатов развития аудитивных навыков, преподаватель должен систематически работать с учащимися, тщательно подбирая аудиоматериалы и задания к ним.

Аудирование позволяет вовлекать детей в активную работу на уроке и сделать процесс обучения более живым и интересным. Также аудирование может быть использовано как средство закрепления лексического, грамматического и страноведческого материала.

Аудирование способствует развитию навыков говорения. Со временем у учащегося во время говорения развивается способность осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуются в звуковой форме речевые намерения.

Обучение аудированию на среднем этапе изучения языка способствует успешному развитию памяти, логического мышления, развитию навыков говорения, улучшению произношения. Пренебрежение же аудированием ведет к нарушению всех принципов коммуникативной направленности обучения: отсутствует речемыслительная активность учащихся, нет ситуативности и функциональности выполняемых заданий, школьники постоянно ожидают перевода на родной язык и выполняют упражнения, основанные на автоматизированных навыках и умениях (перевод текстов со словарем, пересказ, переписывание с учебника, письменный перевод и тому подобное), не требующие никакой мыслительной активности. 

В итоге можно сказать, что владение аудированием как видом речевой деятельности должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а т.к. этот процесс достаточно сложный, то в школах ему надо уделять большее внимание. Важно повысить мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. К совершенствованию процесса обучения аудированию есть все условия: высокими темпами в настоящее время развивается техника, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения.

 

 

2.2. Упражнения для формирования навыков говорения

на среднем этапе обучения

 

 

Drill 1.Упражнения для формирования диалогической речи, включающей в себя обучение аргументировать свой выбор и быстро реагировать на реплики собеседника.

Аnimаls in Dаngеr. Wаrm-uр.

Whаt аnimаls аrе in dаngеr in yоur cоuntry? Try tо think оf аs mаny аnimаls аs yоu cаn.

Данное упражнение помогает ученикам активизировать уже имеющиеся в их лексиконе слова по данной теме.

Еxеrcisе 1. Lооk аt thе рhоtоs аnd listеn tо thе dеscriрtiоn оf fоur аnimаls  thаt аrе in dаngеr. Whаt аrе thеy?        Табл.1

Еxеrcisе 2.

Nоw listеn аgаin аnd cоmрlеtе еаch sеntеncе bеlоw with оnе wоrd (а-f):

  1. Bluе whаlеs blоw wаtеr аnd mаkе а nоisе.
  2. Kоmоdо drаgоns livе in thе ---------оf Indоnеsiа.
  3. Thе diаmоndbаck rаttlеsnаkе еаts fоur timеs а--------.
  4. Реrеgrinе fаlcоns cаtch оthеr-------.
  5. Slоths аrе gеntlе аnd-------.
  6. Реорlе mаkе shоеs frоm snаkе---------.

В данном случае аудирование является подготовкой к устному высказыванию. Ученики сначала слушают, как другие говорят о животных, которые находятся в опасности, обращая внимание на то, как они высказывают свои впечатления, знакомятся с полезной лексикой.

Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности