Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.
Объект исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

ВКР исправленное.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

Итак, формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать  одной из центральных проблем современной школы. Каждому учителю важно знать мотивы, побуждающие ребенка к занятию предметом. Одной из важных задач учителя является воспитание мотивации учения, для чего необходимо создавать предпосылки, положительно влияющие на мотивацию учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды мотивации в обучении иностранным языкам

 

Психологи, изучая характер побудительных  сил и способы их регуляции  в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

Для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать типы мотивов. Мотивация учения может  определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.

Внешние мотивы не связаны с содержанием  учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив  оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания  учиться (отрицательные мотивы).

 Внутренние мотивы, напротив, связаны  с содержанием учебного материала:  мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы  овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных  связей в изучаемом учебном  материале (учебно-познавательные  мотивы).

Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения  иностранному языку, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой  иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к  предмету учитель должен развивать  у учащихся внутренние мотивы.

При этом ключевыми и решающими  параметрами считаются, те, которые  присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет  вызвать у учащихся истинную мотивацию.

В этом случае "работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация  оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения"10.

Учитывая существующие классификации  мотивации, специфику процесса обучения иностранному языку в начальных  классах, мы рассмотрим в качестве основных внешнюю и внутреннюю мотивации.

Внешняя мотивация включает в себя игровую (игровые мотивы), широкую  социальную (мотивы долга, ответственности, самообразования, развития общего кругозора) и узкую социальную (мотивы благополучия, избегания неприятностей и мотивы престижа, мотив получения хорошей  отметки или оценки).

Внешняя мотивация существует в  двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная.

Точную характеристику широкой  социальной мотивации даёт П.М. Якобсон: "Такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед  страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлениями об учении как дороге к освоению больших  ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и  полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни". Так, для учащихся основанием для овладения иностранным  языком может стать перспектива  участия в различных форумах  молодёжи11.

Вторая разновидность внешней  мотивации - узколичная. Она определяет отношение к овладению иностранным  языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному  благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: "Хочу быть переводчиком: это престижно" (но и "Это полезная деятельность, которая способствует установлению взаимопонимания"). "Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа". Но может быть и отрицательная  мотивация: "Мне не нравится иностранный  язык, но родные считают, что он мне  пригодится; они сами сожалеют, что  слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки".

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного  результата учения. Тем не менее, её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале, а иногда ещё до изучения иностранного языка, нацеливает учащихся на "сверхзадачу".

Во-вторых, на мотивационно-побудительную  сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация.

      Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной.

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это  первая и естественная потребность  изучающих иностранный язык.

Иначе говоря,  мотив – это  “опредмеченная потребность”, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают  иноязычные знания, а у другого  – обещанная за хорошие оценки награда. В зависимости от связи  мотивов с содержанием выполняемой  деятельности различаются внешние  и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика  к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и  по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы, лежащие  вне учебной деятельности, могут  быть как положительными, так и  отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед  своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к  получению образования. Отрицательные  мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного  положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны  учащихся, именно этот тип мотивации  труднее всего сохранить. Дело в  том, что при овладении иностранным  языком в атмосфере родного языка  иностранный предстаёт как искусственное  средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, а это сближает ее со сценической  коммуникацией, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует  постоянно побуждать учащихся к  перевоплощению.

Для объективной оценки сформированности мотивации младших школьников к  изучению иностранного языка нами выделены следующие критерии: эмоционально-личностный, информационно-дидактический, коммуникативно-деятельностный.

На основе вышеперечисленных критериев  выявлены и описаны три уровня, достаточно отражающие различия в сформированности мотивации учащихся начальных классов  к изучению иностранного языка. 

Высокий уровень 

Высокая привлекательность иностранного языка (первое ранговое место среди  других школьных предметов). Хорошее  владение учебным материалом в пределах программы, высокая успеваемость. Устойчивая активность на уроке, проявление инициативности, самостоятельности. Посвящение свободного времени предмету интереса.

Средний уровень

 По направленности учебных  интересов иностранный язык занимает  второе или третье ранговое  место. Поверхностное владение  материалом, хорошая успеваемость. Проявление активности носит  фрагментарный характер, преимущественно  лишь в сотрудничестве с учителем  или под его непосредственным контролем. Зависимость активности от ситуации и наличия систематических побуждений со стороны учителя.

Низкий уровень 

Низкое ранговое место иностранного языка по сравнению с другими  учебными предметами. Отсутствие желания  посещать уроки иностранного языка. Недостаточное владение программным  материалом, наличие большого количества троек по предмету. Пассивность на уроке, бездеятельность при затруднениях, частые отвлечения.

Перед учителем возникает целый  ряд задач, основные из которых заключаются  в использовании межличностных  отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь  обеспечит повышение эффективности  обучения иноязычному общению.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то средства обучения  должны включать в себя целый комплекс средств  для ее поддержания.

В системе обучения иностранному языку  как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания  мотивации к познавательной, развивающей  и воспитательной деятельности, что  в конечном итоге вызывает у учащегося  коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации  доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как  в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также  имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой  учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные  мотивы, руководящие постановкой, принятием  и решением отдельных задач для  достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.

Познавательные мотивы в овладении  иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к  иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов  к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка  как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку  как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации  всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого  необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и  интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

"Внутреннее условие" (А. Н.  Леонтьев), психические и физические  переживания (потребности), осознанная  внутренняя или внешняя потребность  (мотивы) придают смысл, тем самым  стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию  больше узнать и научиться  мыслить на языке. Благодаря  ситуации удовлетворяются потребности  личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором12.

Поскольку обучение иноязычному общению  происходит посредством общения, которое  является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен  идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет  первостепенную значимость. Без учета  вышеперечисленных факторов речевые  действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.

Именно учет личностных свойств  приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие  ученика в учебном или реальном общении.

Из всего многообразия свойств  личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учёт шести  методически наиболее значимых свойств  ученика как личности: контекста  деятельности; личного опыта; сферы  желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной  сферы; мировоззрения; статус ученика  в группе. Все это побуждает  учащихся к обучению.

Таким образом, успешность овладения  иностранным языком в его когнитивной  функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при его  изучении; формирует устойчивую мотивацию  постоянной работы с ним; использование  иностранного языка для получения  определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное); делает данный язык незаменимым в  познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный  язык  усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а, следовательно, повышается и мотивация изучения языка.

Информация о работе Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка