Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.
Объект исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

ВКР исправленное.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

УМК предусматривает развитие всех аспектов речевой деятельности.

Обучение аудированию строится так, чтобы поддерживать уже сложившиеся  умения, постепенно развивая их. Учителю  нет необходимости подыскивать  тексты для аудирования. Они даны в книге для учителя и даже распределены по урокам.

Работа с УМК  «Enjoy English - 1» и «Enjoy English - 2» показали, что детям эти учебники очень нравятся. Они работают по ним увлеченно, с удовольствием выполняют все упражнения. Вот что говорят дети об этих учебниках:

Диана: «Мне очень понравился первый учебник по английскому языку. Яркие  рисунки на каждое упражнение. Интересные тексты и герои этого учебника».

 

Маша: «Я очень люблю рассматривать  цветные и яркие картинки, зачитываться интересными и поучительными  диалогами. Я получила много знаний».

Даша:  «Мне нравится сочинять рассказы по картинкам. Нравится то, что в  учебнике есть словарь, который всегда помогает вспомнить те слова, которые  забыла».

Илья: «Мне нравится, что Мистер Рул  нас учит правилам,  много сказочных  героев, которые учат нас английскому  языку».

В заключении хочется сказать, что  УМК   «Enjoy English - 1» и

«Enjoy English - 2» содержит богатейший материал и открывает перед учителем широкие возможности их использования в работе.

Итак, мы постарались  осветить самые важные, на наш взгляд, особенности  УМК “Enjoy English”которые помогают сделать изучение английского языка для детей более доступным и увлекательным. Но без заинтересованности и увлеченности самого учителя и обучение будет трудным.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности обучения английскому  языку УМК  ‘’Spotlight’’

Авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быкова, М.Д.Поспелова

         Работать с младшими школьниками очень интересно. Дети в этом возрасте от природы любознательны, полны энтузиазма и восприимчивы ко всему новому. Дети любят фантазировать. Они часто придумывают себе друзей, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов и т. д.

Способность к фантазии, богатое  воображение маленьких учеников успешно используются при работе на уроках с УМК «Английский в  фокусе». Неотъемлемая часть уроков — разыгрывание диалогов, исполнение песен и рифмовок, постановка пьес. Каждый уровень этого УМК предлагает готовые пьесы, постепенно усложняющиеся, но неизменно интересные детям тематические диалоги, песни и рифмовки, которые  при первом знакомстве всегда  вызывают улыбку детей, а значит, обеспечивают их мотивацию к дальнейшей работе. Песни несложные, в основном содержат знакомые слова и структуры. Дети исполняют их с удовольствием, в сопровождении соответствующих движений. Это, с одной стороны, удовлетворяет возрастную потребность  младших школьников в двигательной активности, игровой деятельности, с другой стороны, обеспечивает понимание текста песни и способствует — через моторику — его быстрому запоминанию.

У детей этого возраста слабо  развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться  правилам поведения в группе. Для  развития коммуникативных умений в  учебник включены разнообразные  игры, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками. Каждый модуль УМК «Английский в фокусе»  предлагает такие игры, что позволяет  детям эффективнее усвоить изучаемый  материал, так как в игре новые  слова и структуры запоминаются легче и быстрее, а играют дети всегда с удовольствием. Игры в этом УМК не противостоят учебной деятельности, не проводятся «для разрядки», а являются неотъемлемой в системе УМК формой обучения, воспитания и развития.

Детское внимание очень неустойчиво, и требуется постоянная смена  заданий в процессе урока. В УМК  «Английский в фокусе» для  начальной школы предусматривается  смена видов деятельности каждые 5–10 минут. Таким образом, учитель, организуя  разнообразную интересную деятельность с логичным переходом от одного вида работы к другому, развивает произвольное внимание детей.

Учтены и индивидуальные особенности  детей. Так, в УМК предусмотрены  задания, позволяющие использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов предоставлены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника и рабочей тетради, раздаточный  материал, плакаты и видеофильмы. Большинство текстов записано на диски со звуковым и музыкальным  оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого  учащегося есть шанс эффективно усвоить  большую часть информации. При  этом всем детям обеспечивается гармоничное  развитие всех видов восприятия.

Воображение младшего школьника достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Благодаря  такому компоненту УМК как Языковой портфель, можно постоянно повышать мотивацию учащихся и развивать  их творческий потенциал через самостоятельное  выполнение дополнительных творческих заданий по выбору учащихся.

Дети учатся успешнее, если активно  работает их опорно-двигательный аппарат  и моторика рук. Изготовление поделок  своими руками — ещё один эффективный  способ запоминания материала. Рисование  изготовление способствует развитию мелкой моторики глазомера. УМК «Английский  в фокусе» также предлагает широкий  выбор материала для изготовления поделок, рисования раскрашивания.

Таким образом, практика работы подтверждает, что одним из ключей эффективности  урока является адресный ориентир УМК  «Английский в фокусе» на психологические  особенности детей младшего школьного  возраста. Это позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других людей, а также поддержать и сохранить интерес детей к изучению английского языка.

        Положительные стороны этого УМК:

-  Учебник   построен   по  сюжетно-тематическому принципу. Во  всех модулях учебника присутствуют  постоянные герои - брат и сестра  Ларри и Лулу и их питомец  - шимпанзе Чаклз. Вместе  с  ними второклассники с удовольствием  изучают английский язык. Знакомство  с ними происходит в Starter Module.

-В УМК используются темы тесно  связанные с реальной жизнью  учащихся («Знакомство», »Семья», »День  рождения», «Мой дом», «В цирке»  и т. д.)

- Очень хорошо представлены  в УМК упражнения для введения и отработки новых грамматических структур. Новая лексика презентуется при помощи красочных рисунков в учебнике, на  постере или сигнальных картинках. Затем учитель демонстрирует написание слова, учащиеся прослушивают аудиозапись  с новыми лексическими единицами и хором и индивидуально отрабатывают их. После этого учитель контролирует усвоение лексических единиц. А затем учащиеся читают диалоги с новой лексикой и выполняют упражнения помогающие учителю проконтролировать понимание отдельных лексических единиц и всего диалога в целом. После  этого учащиеся употребляют ЛЕ в самостоятельных высказываниях по теме.

- Новые  структуры  при  изучении каждой темы тщательно  отобраны и соответствуют требованиям  программы, предлагаемым ситуациям,  а  также возрастным особенностям  учащихся. В тоже время в сильных  группах представляется возможным расширить количество лексических единиц (это может быть сделано самим учителем). В УМК также предусмотрено постоянное повторение ранее изученной  лексики и структур, что позволит  сохранить их в долговременной памяти учащихся.

-Учебник сопровождается аудиозаписями  упражнений, диалогов, песен и стихов. Это позволяет учащимся заниматься  отработкой  произношения как  на уроках под руководством  учителя, так и дома самостоятельно.

-Значительно способствуют расширению  словарного запаса учащихся песни,  также записанные на аудиокассете

-Раздел « Now I Know» обобщает знания, умения, навыки учащихся по каждой теме и позволяет при помощи приведённых в нём упражнений оценить прогресс  учащихся и их пробелы в знаниях.

-Страноведческий раздел “Spotlight on the UK and Russia” позволяет уже на начальном этапе обучения знакомить ребят с историей, культурой и традициями страны изучаемого языка в сравнении с нашей Родиной.

-В этом возрасте детям нравятся  сказки и забавные стихи, поэтому  очень хорошо, что в качестве  домашнего чтения в учебнике  представлена сказка в стихах  «The Town Mouse and the Country Mouse».К каждой части сказки даются задания для контроля понимания.

-Отличительной чертой УМК является  наличие раздела  “Portfolio”.На современном этапе, когда создание языкового портфолио становится актуальным уже в школе, важно учить, как оформлять материал для  портфолио начиная с начальной школы.

-Очень хорошо, что в учебнике  есть тематический англо-русский  словарь.

-Учебник хорошо издан и красочно  проиллюстрирован, это также стимулирует  учащихся к изучению английского  языка. 

-Книга для учителя снабжена  календарно-тематическим планом  и подробными поурочными планами,  что значительно облегчает работу  учителя при подготовке к урокам.

-Знакомство с письменной речью  происходит постепенно от  письменной  отработки  изучаемых структур  к написанию мини-рассказов о  себе  для раздела “Portfolio.

В то же время необходимо отметить некоторые недостатки данного УМК:

  - в учебнике нет чёткой  системы упражнений для обучения  чтению, знаки транскрипции даны  лишь в сводной таблице в  конце учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Практическая часть

1.1. Из опыта работы по УМК «Enjoy English»  (М.З. Биболетова) и ‘’Spotlight’’

Авторы: В. Эванс, Дж. Дули, Н. И. Быкова, М.Д.Поспелова

(Например)Анализ  УМК учителем английского языка,  школы № 5 Поплаухина Елена  Викторона.

1.Учебник английского языка  для начальной школы: « Enjoy English»

М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанёва .

Данный методический комплект был  выбран для работы с учащимися, т.к. входит в список литературы, рекомендованной  Министерством образования РФ, кроме  того. Этот УМК Государственным стандартам нового поколения.

2.Материалы данного УМК способствуют духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в достаточной степени.

К примеру, здесь введены герои  русских и английских народных сказок, английские песенки, рифмовки, считалки, чуть позже появляются подлинные  письма английских детей и т.д.

3.Я считаю, что данный УМК даёт много возможностей для формирования самостоятельной учебной деятельности, при этом, данный вид работы можно проводить как с учебником, так и с рабочей тетрадью.

Пример: при изучении лексики по теме: Какие бывают дома», дети выполняют  следующие задания: Теперь, давай устроим конкурс домов. Докажи, что твой дом лучший. Покажи свой рисунок и расскажи о нём.

Кроме того, домашние задания подобраны  так, что ученик может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок, уроки.

 Пример: Урок 28-Домашнее задание:  напиши по-русски заглавную и  строчную букву Ww и слово we.

4.Технология формирования техники чтения: используемый в данном УМК подход «от буквы к звуку». Обучение ведётся со второго урока, с опорой на правила-инструкции, которые даёт MR Rule.Во время обучения чтению, учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:

-некоторые знаки звуков следует  запомнить

-одна и та же буква может  читаться по-разному ит.д.

5.В данном УМК используется следующий путь обучения грамматической стороне речи: детям раскрывается суть нового  грамматического явления, даётся правило, в котором объясняются принципы  выполнения соответствующих грамматических операций с последующей их автоматизацией. Обучение грамматической стороне речи происходит с опорой на сознание. Для формирование ориентировочной основы грамматических действий используется графическое моделирование. Так, для составления разных типов предложений, используются  квадрат, треугольник, круг. Все эти модели имеют определённые значения - квадрат-предмет, круг- время, место действия и т.д.

6.Работая по данному УМК, я пришла к выводу, что орфографическим навыкам и творческой письменной речи в нём уделяется достаточное внимание. Так, с первых уроков предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется на уроке, кроме этого, как отмечалось выше, каждое занятие завершается письменным домашним заданием. Так у детей начинают формироваться некоторые орфографические навыки ( к примеру, складывание отдельных слов из букв, с которыми дети постепенно знакомятся на уроках). Так же, практически, с первых уроков, начинается  работа над формирование творческой письменной речи. Учащимся предлагаются следующие творческие задания:

- охарактеризуй героя сказки  в письменном виде,

-выпиши из текста предложения,  подтверждающие, что…

-найди и выпиши слова(словосочетания, предложения), в которых…и т.д.

7.Представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику), соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и при этом их потребности в иноязычном общении достаточно обеспечены. Так, из опыта работы, могу сказать, что детям интересны предлагаемые задания для аудирования, домашнего чтения, после которых ребята с огромным удовольствием обсуждают, почему и что получилось,  с огромным желанием придумывают свои иллюстрации с небольшими выдержками из текста.

8.Дидактическое содержание и используемые технологии соответствуют возрастным возможностям детей. Избыточное количество заданий в учебнике и рабочей тетради рассчитано на разноуровневый дифференцированный подход в обучении учащихся.

Информация о работе Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка