Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.
Объект исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

ВКР исправленное.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

- «Английский в фокусе» / «Spotlight». Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Издательство «Просвещение». (Разработан курс «Spotlight. Starter» для 1-го класса).  
- «Звездный английский» / «Starlight» . Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение».  
- «English». Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение».  
- «English». Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Стрельникова О.В. и др. Издательство «Просвещение».   
- «English». Авторы: Никитенко З.Н., Долгова Л.А., Безукладников К.Э. и др. Издательство «Просвещение». (Разработан УМК по английскому языку «Начинаем изучать английский язык» / «English. Starter» - пропедевтический курс для детей 5-6 лет, который предназначен для использования в старшей группе детского сада и в 1 классе начальной школы).    
- «Английский с удовольствием» / «Enjoy English». Авторы: Биболетова М.З., Ленская Е.А.,  Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. (Первая редакция: 2-3 классы и 3-4 классы). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (Вторая редакция: 2, 3, 4 классы). Издательство «Титул».   
- «Милли» / «Millie». Авторы: Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. Издательство «Титул».  (Разработан УМК «Милли-Стартер» / «Millie-Starter» для 1 класса (авторы: Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.), который является составной частью учебного курса «Милли» / «Millie» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений).   
- «Счастливый английский.ру» / «Happy English.ru». Авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Издательство «Титул».   
- «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».   
- «Rainbow English». Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Дрофа».   
- «Английский язык». Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. Издательство «Астрель».    
- «Английский язык. Brilliant». Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Издательство «Русское слово».   
- «English. Favourite». Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И. и др. Издательство «Академкнига/Учебник».   
- «Волшебная радуга» / «Magic Rainbow». Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. Издательский дом «Федоров». 
- «English». Авторы: Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Издательство «Версия».

УМК для первых классов, которые  дополнительно разработаны в  некоторых программах, в федеральные  перечни учебников не входят.

Только в федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (3-4 классы):

- «Дружим с английским» / «Friendly English». Авторы: Бужинский В.В., Павлова С.В., Старикова Р.А. Издательство «Дрофа».   
- «English». Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И. Издательство «Астрель».

2.2. Особенности обучения английскому  языку по УМК «Enjoy English»  (М.З.  Биболетова)

             

         В настоящее время значительно возрос интерес к английскому языку. Многие взрослые, на практике поняв, с каким трудом дается овладение языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы речи в тот период, когда его мозг еще обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки. Самым важным вопросом  в данном случае, является выбор учебника, соответствующего современным требованиям и дающего возможность учащимся изучать современный английский язык.

     В данной  работе  мы хотели бы показать различные  опытом преподавания  английского   языка по УМК М.З. Биболетовой, Н. В. Добрынина, Е.А. Ленской ENJOY ENGLISH 1, 2. Авторы   данного УМК, учитывая  особенности возраста,  подчеркивают, что это отправная точка для   конструирования курса   обучения. «Хорошо то обучение, которое забегает вперед  развития»(Л.С.Выготский).

 А «зоной  ближайшего развития»  принято считать те действия, которые сегодня ребенок выполняет  под руководством педагога, а  завтра будет выполнять самостоятельно.

Развивать речевые и познавательные способности ребенка, опираясь на речевой опыт как в родном, так и в иностранном языке,- вот важнейшие задачи, которые ставятся учебным курсом.

 Обучение фонетике не следует  ограничивать только имитацией,  а сознательно сопоставлять интерферирующие  звуки родного и английского  языка, чтобы ребенок мог слышать  разницу в произношении звуков  двух языков.

Обучение чтению происходит с опорой на умения звуко- буквенного анализа, которыми дети  пользуются  на уроках родного языка.

Также необходимо  постепенное  развитие произвольного внимания и  запоминания, так как у детей  этого возраста  все еще преобладают  соответствующие непроизвольные механизмы. Но учение- большой труд, требующий целенаправленных усилий. Задача данного учебника – организовать работу детей так, чтобы постепенно сформировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком.

Систематическое повторение языкового  материала организовано так, чтобы  развивать способности детей: обобщать. анализировать, моделировать, абстрагировать. Схемы- модели способствуют постепенному развитию памяти, внимания, восприятия и воображения детей.

Особенности данного УМК :

      Аудирование. Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном  языке.

Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся  умения, постепенно развивать их.

     При обучении по УМК “ Enjoy English-1“ ставится задача - научить понимать речь учителя и одноклассников  в нормальном темпе, включающую распоряжения по ходу урока. Но далее дети прослушивают описательные тексты в форме загадок о животных, о любимых питомцах, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и уточнения, переспроса, т. е. настоящей аудитивной деятельности. На завершающем этапе аудирование проводится на развернутых фабульных текстах, которые содержат некоторый процент незнакомых лексических и грамматических  явлений, доступных для понимания по контексту. Чем раньше дети столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Объем текста для аудирования-6-10 фраз, каждая из которых содержит не более 7 слов.

Говорение. При обучении по данному  УМК “  Enjoy English-1, что соответствует первым полутора годам обучения английскому языку в начальной школе при двух занятиях в неделю дети будут решать элементарные коммуникативные задачи в процессе общения со взрослыми    или между собой в рамках игровой , учебно-трудовой и семейно-бытовой сфер общения.

Умения в  монологе и диалоге формируются  параллельно взаимосвязано: фрагмент диалога может в следующем  высказывании  развернуться в монологическое высказывание и наоборот, монологическое высказывание допускает диалогические  включения. Монологу дети обучаются через составление коллективного текста на примере образцов, задаваемых куклами, сказочными персонажами, актерами кукольного театра и т. д.

 Достаточный  для первого года ( полутора лет) обучения объем монологического высказывания-около  5 фраз, соответствующих теме  и правильно оформленных в языковом отношении. Форма высказывания- описание, сообщение, рассказ.

Диалог вначале  строится по образцу, задаваемому героями  сказок, которых потом изображают дети. Далее в учебнике появляются диалогические тексты, которые затем  разыгрываются по ролям  и инсценируются.

Объем  диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны, при  условии что участникам диалога удалось решить поставленную перед ними коммуникативную задачу.

   Чтение. Обучение чтению фактически  начинается  со второго урока, когда дети  знакомятся с первой буквой  английского алфавита, запоминают  ее название, осознают тот факт , что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями английского языка происходит на протяжении 36-38 уроков. Оно завершается разучиванием песенки “The ABC” и проведением праздника, подобного традиционному празднику Букваря.

Затем приступаем к овладению техникой чтения. Некоторые  слова уже известны детям, так  как были предложены для списывания в прцессе знакомства с буквами. Однако, собственно обучение технике чтения  происходит с опорой на правила-инструкции, которые «излагает» Mr. Rule.(Мистер Правило)Например, в уроке 55 он объясняет чтение буквы А:

                                          Remember! ( Запомни)

                                                 Аа

                            [ei]                                  [ əе  ]  

                        name                                   fat

                        skate                                    cat

  

  Для закрепления правил чтения используется   цветовая    сигнализация  (см. урок 38). Каждый цвет соответствует той или иной орфограмме: красный цвет- гласная в открытом слоге, зеленый- в закрытом, синий –согласная -желтый или оранжевый- сочетания гласных типа -еа, оо. Раскрашивание слов на доске и в тетради дает детям наглядную иллюстрацию правил чтения, а тому, кто обучает, возможность быстро контролировать их усвоение.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования  словарем вводятся знаки международной  транскрипции. При этом детям следует  сразу же сообщить, что в английском языке существует особая запись- звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: b,p,m,n,s,t,d,v  и т. д. Но есть специфические значки, запоминание которых требует усилий.

  К концу  обучения по УМК дети знакомятся  со всеми правилами чтения ( за  исключением некоторых менее  частотных буквосочетаний)и знаками транскрипции, овладевают умением находить слово в словаре и озвучивать его. Они могут читать про себя и понять текст объемом около трети страницы, содержащий не более 2-3 незнакомых слов, в более медленном темпе( в 1,5-2 раза), чем при чтении на родном языке. Тексты для чтения носят описательный  и фабульный характер.

   Письмо. Обучение написанию букв происходит  в занимательной форме с помощью  специальных приемов. Дети проходят  путь от «картины к букве»(Р. Штейнер)

   Выработка  графических умений осуществляется  в три приёма:

     -прослушивание истории или стихотворения;

     -рассматривание образа буквы;

     -написание самой буквы в полупечатном шрифте.

     В обучении письму важную роль  играют прописи, задания в которых  посильны любому учащемуся, имеют необычные упражнения. В данном УМК буквы вводятся в алфавитном порядке  и предусматриваются упражнения на запоминание алфавита. 

   Особо  стоит отметить содержание рабочей  тетради, которая является неотъемлемым  компонентом учебно-методического  комплекта, задания в которой  очень интересны и занимательны: кроссворды, сканворды, помощь сказочным героям и т.д.

     Так, ненавязчиво происходит подготовка  учащихся к работе со словарем, которая является одним из  важнейших учебных умений.

   Что  касается второй части учебника  Enjoy English 2, то здесь мы можем отметить как положительные так и отрицательные стороны. Учебник снабжен хорошим англо- русским словарем с транскрипцией ( в отличие от первой части),что значительно облегчает детям процесс чтения.

Логически построено  знакомство учащихся с грамматикой  английского языка- с  временами Present Simple, Past Simple, Future Simple. Грамматический справочник, расположенный в конце учебника, также является хорошим подспорьем ученику и учителю.

Приключения главных героев учебника Хоббита и Мисс Четтер навели автора на мысль создать с детьми проекты по различным темам: «Мой Дом», «Жизнь в городе и деревне», «Здоровая Пища», что можно также рассматривать с позиций здоровьесберегающей технологии. Данный вид работы очень прижился на наших уроках. Учащиеся с удовольствием работают над проектами как индивидуально, так и в группах.

           Учебники  полностью оправдывают своё название. Радостное чувство возникает  уже при первом взгляде на  книги. Яркие, в прекрасном  переплёте, с веселыми картинками  на обложке , они привлекают  внимание и вызывают желание  заглянуть в них. Открыв учебник  , ребенок попадает в чудесный  мир сказки с хорошо знакомыми любимыми героями: Винни – Пухом, Чебурашкой, Крокодилом Геной, Мальвиной, Красной Шапочкой и т.д.

Перед ними открывает двери чудесный кукольный театр, где артистами  являются разные животные. Все иллюстрации  прекрасно выполнены. Картинки яркие, веселые.

Учебники созданы с учетом  особенностей детского возраста. Языковой материал отобран в соответствии с жизненным опытом детей. Для  учащихся начальной школы игра является способом познания. Этот принцип и  заложен в основу новых учебников.

Каждый урок построен на сюжетной основе, которая располагает к  разнообразным ролевым играм, конкурсам, соревнованиям, диалогам. Тексты для  аудирования  и чтения не только прослушиваются, но и разыгрываются  по ролям.

Обучение иностранному языку автор  рассматривает как процесс вхождения  в культуру носителей языка. С  этой целью УМК введены герои  английских сказок, английские песенки, рифмовки, считалочки. Представлены подлинные  письма английских детей, реклама, объявления и т.д.

Информация о работе Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка