Способы словообразования в современном английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего курсового исследования является анализ некоторых суффиксальных образований с целью выявления сохранения значения исходного слова в производном, образованном с помощью суффикса.
С этой целью мы проанализировали определённое количество слов англо-английскому оксфордскому словарю и англо-русскому словарю AABBY Lingvo×3.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....стр 3
Способы словообразования в современном английском языке………..стр 4
Аффиксальный способ…………………………………………………....стр 7
Случаи сохранения семантической связи между исходным и производными словами…………………………………………………………………….стр 9
Случаи полного разрыва семантической связи между исходным и производным словами…………………………………………………….стр 11
Неполный разрыв семантической связи между исходным и производным словами……………………………………………………………………..стр 15
Заключение………………………………………………………………...стр 20
Список использованных источников…………………………………….стр 21

Файлы: 1 файл

Связь между исходным и производным словом (суффиксальные образования).docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………....стр 3

Способы словообразования в  современном английском языке………..стр 4

Аффиксальный способ…………………………………………………....стр 7

Случаи сохранения семантической  связи между исходным и производными словами…………………………………………………………………….стр 9

Случаи полного разрыва  семантической связи между исходным и производным словами…………………………………………………….стр 11

Неполный разрыв семантической  связи между исходным и производным  словами……………………………………………………………………..стр 15

Заключение………………………………………………………………...стр 20

Список использованных источников…………………………………….стр 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие языка совершается  постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический  состав слова, претерпевают семантические  изменения слова и словосочетания. Наиболее заметные и ощутимые трансформации  происходят в словарном составе  языка, т.е. в лексике.

Лексика, морфология и словообразование – три аспекта структуры языка  и три автономных его механизма, возникающие на основе трёх типов  отношений между словами. Поэтому  словообразование должно признаваться равноправным предметом лингвистического изучения.

Словарный состав любого языка  пополняется за счёт образования  новых слов. Как известно в английском языке новые слова образуются тремя основными способами: словосложение (сложение двух или более корней), аффиксация (словообразование с помощью  приставок и суффиксов) и конверсия (переход одной части речи в  другую без изменения формы слова).

Целью нашего курсового исследования является анализ некоторых суффиксальных  образований с целью выявления  сохранения значения исходного слова  в производном, образованном с помощью суффикса.

С этой целью мы проанализировали определённое количество слов англо-английскому  оксфордскому словарю и англо-русскому словарю AABBY Lingvo×3.

Анализ этих слов показал, что некоторые слова сохранили  значение производящей основы. Однако часть производных слов полностью утратили значение производящей основы, а некоторые частично в ходе развития языка.

Мы рассматриваем их в  следующем порядке:

- производные слова, полностью  сохранившие значение исходного  слова

- производные слова, полностью  утратившие значение исходного  слова

- производные слова, частично  утратившие значение исходного  слова

 

 

Способы словообразования в современном английском языке

Одной из основных функций  словообразования по праву является пополнение словарного состава языка. Словообразование находится также  на "службе" у грамматики, выполняя ряд коммуникативных функций. Важнейшей  из них является перекатегоризация слов, или образование слова с другими частеречными характеристиками (напр., swim ‘плавать’ – swimming ‘плавание’, smoke ‘курить’ – smoking ‘курение’, move ‘двигаться’ – movement ‘движение’ и др.) с целью придания им новых синтаксических ролей. С помощью словообразовательных процессов осуществляется универбализация, т.е. выражение в одном слове сложных синтаксических конструкций и даже предложений (ср. as black, as coal 'черный как уголь'-coal-black, as cold as ice 'холодный как лед' - ice-cold, to fly aimlessly around the town just like a butterfly 'летать по городу бесцельно, как бабочка' - to butterfly), компрессия информации в минимальных поверхностных структурах.

 

Второй общей и, на наш  взгляд, главной объединяющей чертой номинативного и коммуникативного аспектов словообразования является единство конечного продукта порождения, т.е. получение особого типа слов-производных  слов, или дериватов, отличающихся по целому ряду основополагающих параметров от непроизводных, простых слов.

 

Производное есть такая вторичная  языковая единица, которая формально  и семантически зависит от исходной и, при наличии общей ядерной  части, отстоит от исходной единицы  на один деривационный шаг. По смыслу производное всегда может быть объяснено  через исходную единицу, оно мотивировано ею и представляет собой некоторое  видоизменение ее семантики.

 

Между производными словами  и их производящими единицами  нет и не может быть полного тождества: налицо некоторое структурное сходство и одновременно различие, а также некоторые семантические и/или категориальные сдвиги. Такой тип отношений между словарными единицами характеризуется как отношения словообразовательной производности. Единицы, между которыми они устанавливаются, соотносятся как производящее и производное или как мотивирующее и мотивированное. Производящим, мотивирующим выступает слово или более сложная единица, например, словосочетание на основе структуры и семантики которой строится новое наименование. С формальной точки зрения она может подвергаться различным операциям: полному повторению звуковой формы, свертыванию исходной формы, развертыванию или расширению структуры за счет специально существующих в языке словообразовательных средств, что позволяет выделить в системе конкретного языка действующие способы словообразования. Вследствие различных формальных операций, которые претерпевает производящее слово, в производном слове, образованном на его базе, остаются разные следы, указывающие на его производность от той или иной единицы. В современном английском языке рефлексией производящего слова в производном чаще всего выступает морфологическая основа производящего слова. Напомним, что это неизменяемая часть слова, к которой присоединяются окончания. В производных типа performance 'выполнение', election 'выборы', beginning 'начало', arrangement 'приведение в порядок', thoughtfulness 'задумчивость' и им аналогичных производящие слова perform, elect, begin, arrange, thoughtful представлены именно своими морфологическими основами perform-, elect-, begin-, arrange-, thoughtful-. В ряде случаев, например: wind-driven 'гонимый ветром', frost-bitten 'обмороженный', unknown 'неизвестный', производящие слова предстают в виде отдельных своих словоформ - driven, bitten, known. В различного рода сокращениях след производящего слова может сохраняться в виде буквы (напр., ВВС "British Broadcasting Corporation", UNO "United Nations Organization" GPO "General Post Office"), слога (напр., interpol "International police", doc "doctor", vet "veterenarian", flu "influenza", sec "second", lab "laboratory", ad "advertisement"), некоторого звукового комплекса (напр., brunch (breakfast + lunch).

Существуют три основных способа словообразования в английском языке: словосложение, аффиксация, конверсия.

Словосложение является одним из самых продуктивных путей словообразования для современного английского языка. Новые слова появляются постоянно, большая их часть образована при помощи словосложения. Сложное слово – это лексическая единица, образованная из двух или более основ путем сложения и выделяемая в потоке речи на основании своей цельнооформленности (например, air + line -~ airline 'авиалиния', coal +basin- coal-basin 'угольный бассейн', ill + luck—ill-luck 'невезение')

Аффиксация - способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.

Присоединение приставок  к корням и основам слова называется префиксацией (например, dependent + in- -» independent 'независимый', appear + re- -» reappear 'появиться вновь').

Присоединение суффиксов  к корням и основам называется суффиксацией или постфиксацией (например, weak + -ness—weakness 'слабость').

Результатом является аффиксальное производное слово.

Конверсия – такой способ словообразования, по которому от одной части речи образуется другая без каких-либо изменений во внешней форме слова, если иметь в ввиду начальные словоформы. Другими словами это переход одной части речи в другую без изменения словоформы. Т. е. одно и тоже слово может означать разные части речи. Наиболее широко распространена конверсия у существительных и глаголов с одинаковым написанием и произношением (например, существительное head – голова, и глагол to head – возглавлять).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аффиксальный  способ

Одним из средств пополнения словарного состава языка является словообразование при помощи аффиксов - суффиксов или префиксов. Для  префиксов более характерно участие в образовании новых слов в пределах одной части речи, например, в глаголах to соvеr 'покрывать', to discover 'открывать', to uncover 'раскрывать', to рlace 'помещать',to replace 'замещать', to displace 'смещать'; существительные armament 'вооружение', disarmament 'разоружение', rеarmament 'перевооружение'. Правда, в отдельных случаях возможно участие префиксов и в образовании производного слова, относящегося к иной части речи, чем та, к которой принадлежит исходное слово. Так, с помощью префикса еn- могут быть образованы глаголы от прилагательных: large 'большой', to enlarge 'увеличивать', rich 'богатый', to enrich 'обогащать' и другие.

Что касается суффиксов, то они в равной степени могут  участвовать как в образовании  новых слов внутри одной части  речи, так и в образовании слов, принадлежащих к разным частям речи. Примером этого могут быть, с одной  стороны, прилагательное reddish 'красноватый', образованное от red 'красный', с другой стороны, производные от глагола to act 'действовать', относящиеся к разным частям речи: active 'активный', actor 'актер', action 'действие',

Образованное при помощи суффикса производное слово приобретает  новое значение, отличающееся в большей  или меньшей степени от значения исходного слова. Это обусловлено  тем, что суффикс обладает определенным лексическим и грамматическим значением. Н. Н. Амосова определяет лексическое значение аффикса (следовательно, и суффикса.-

Е. 3.) как способность изменять лексическое значение оформляемого им целого; а его грамматическое, точнее лексико-грамматическое, значение - как способность изменять либо грамматическое значение целого в пределах одной и той же части речи, либо его отнесенность к той или  иной части речи. Следовательно, если производное слово относится не к той части речи, к которой принадлежит исходное слово, то они различаются прежде всего по своему грамматическому значению. Но и в тех случаях, когда образование нового слова остается в пределах одной части речи, суффикс своим лексическим значением сообщает производному слову новый оттенок значения по сравнению с исходным словом. Так, например, суффикс -еr, придающий в большинстве случаев значение действующего лица или лица, проживающего в определённом месте, присоединенный к существительному village, сообщает производному villager новое значение - 'сельский житель'; суффикс -ish с прилагательным green 'зеленый' дает новое прилагательное 'greenish' - 'зеленоватый', тоже означающее цвет, но указывающее на недостаточно яркую окраску.

В большинстве случаев  между исходным и производным словами сохраняется семантическая связь, т. е. их значения могут быть возведены к одному понятию. Сохранение семантической связи можно отметить в таких рядах слов, как, например, to create 'создавать, creative 'созидательный', 'творческий', creator 'творец', сrеаtiоn созидание', 'творчество', creature 'творение или to invent 'изобретать', inventive 'изобретатетельный', invеntоr 'изобретатель', invention 'изобретение'.

Наряду с этим наблюдаются  случаи полного разрыва семантической  связи, когда значения исходного  и производного слов разошлись настолько, что в современном языке их нельзя возвести к: общему понятию. Иногда лишь специальное исследование дает возможность установить этимологическую  связь между такими словами. Возможен также неполный разрыв семантической  связи, когда сохраняется семантическая  связь между производным словом и только одним из значений исходного  слова. Примерами полного разрыва  семантической связи могут служить  такие пары слов, как существительное hand 'рука' и образованное от него путем присоединения суффикса -some прилагательное handsome 'красивый'; глагол to рrоnоunсе (ст.-фр. рrоnuncier, позд. -лат. рrоnunсiаrе) 'объявлять', 'высказывать мнение', 'произносить' и образованное от него прилагательное pronounced 'резко выраженный', 'ясный', а также наречие pronouncedly 'отчетливо'. Примером неполного разрыва семантической связи между исходным и производным словами могут служить такие слова, как глагол to treat 'обращаться', 'рассматривать', 'обрабатывать', 'лечить', 'вести переговоры' и существительное treaty 'договор', связанное лишь с последним значением этого глагола.

Главная задача состоит в  том, чтобы на примерах как полного, так и неполного разрыва семантической  связи между исходным и производным  словами в современном английском языке попытаться наметить некоторые  возможные пути образования такого разрыва семантической связи. Рассмотрение этого вопроса ограничено производными, образованными при помощи суффиксов.

 

Случаи сохранения семантической связи между исходным и производными словами

При суффиксальном способе  словообразования у производного слова  появляется деривационное значение, ограничивающее и уточняющее вещественное значение корня. У нового слова появляются новые оттенки значения, но при  этом сохраняется семантическая  связь с исходным корнем.

В данном случае мы рассматриваем  прилагательные образованные с помощью суффиксов -ish, -able,-y.

Суффикс -ish  обладает широким спектром возможностей словообразования. Чаще всего -ish образует прилагательные, описывающие:

1) признак ослабленной  степени качества

 green (зелёный) - greenish (зеленоватый)

 prig (педант) - priggish (педантичный)

2) признак по подобию  свойств, поведения

child (ребёнок) - childish (детский)

colt (жеребёнок) coltish (жеребячий)

3) признак по национальной  принадлежности

 Poland (Польша) - Polish (польский)

 Britain (Британия) - British (британский)

 

Суффикс -able чаще всего образует прилагательные со значением

  1. возможности осуществления

accept (допускать) – acceptable (допустимый)

drink (пить) – drinkable (годный для питья)

2) обладания некоторым качеством

peace (мир) – peaceable (миролюбивый)

fashion (мода) – fashionable (модный)

 

Суффикс -y чаще всего образует

  1. прилагательные от существительных и глаголов со значением обладания чем-то, сходства с чем-л.; склонности к чему-л.

health (здоровье) – healthy (здоровый, жизнеспособный, процветающий)

 to drowse (быть сонным) – drowsy (сонливый, сонный)

  1. прилагательные от прилагательных со значением ослабленной интенсивности качества

yellow (жёлтый) – yellowy (желтоватый)

dusk (тёмный) – dusky (темноватый)

 

Анализ показал, что в  большинстве исследуемых слов семантическая  связь между исходным и производным  словами сохраняется. Нам кажется, что сохранение значения происходит благодаря суффиксам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Случаи полного  разрыва семантической связи  между исходным и производным словами

В словарном составе современного английского языка можно наблюдать не только уже готовые факты разрыва семантической связи между исходным и производным словами, но и процесс образования такого разрыва.

Информация о работе Способы словообразования в современном английском языке