Словосложение как способ словообразования в современном английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение сложного слова на разных языковых уровнях, выявление характерных особенностей сложных слов. Структурный и семантический анализ сложных слов в современном английском языке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Актуальные проблемы словосложения……………………. 5
1.1. Словосложение как часть словообразования………………… 5
1.2. Понятие словообразовательной модели и продуктивности….5
1.3. Структурно-синтаксический и лексико-семантический подходы к изучению сложных слов
Глава 2. Классификация сложных слов……………………………...15
2.1. Идентификация сложного слова……………………………… 15
2.2. Структурные и семантические признаки сложных слов как основа их классификации
Глава 3. Исследование и анализ сложных слов в современном английском языке на материале американской прессы
3.1. План анализа сложного слова………………………………… 26
3.2. Проведение структурного и семантического анализа сложных слов
Заключение…………………………………………………………... 32
Список использованной литературы………………………............. 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….. 3

Глава 1. Актуальные проблемы словосложения……………………. 5

    1. Словосложение как часть словообразования………………… 5
    2. Понятие словообразовательной модели и продуктивности….5
    3. Структурно-синтаксический и лексико-семантический подходы к изучению сложных слов…………………………………………………….10

Глава 2. Классификация сложных  слов……………………………...15

2.1.    Идентификация  сложного слова……………………………… 15

2.2.  Структурные и семантические  признаки сложных слов как  основа их классификации ………………………………………………………….. 19

Глава 3. Исследование и анализ сложных слов в современном английском языке на материале американской прессы………………….. 26

3.1. План анализа сложного слова………………………………… 26

3.2. Проведение структурного и семантического анализа сложных слов………………………………………………………………………….. 28

Заключение…………………………………………………………... 32

Список использованной литературы………………………............. 33

Приложение………………………………………………………….. 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Словарный запас любого языка  изменяется практически ежедневно. Развитие промышленности или творческой сферы пополняет словарный состав языка новыми понятиями. Некоторые  слова переходят в разряд архаизмов (устаревших слов) и постепенно вовсе  выходят из употребления. Неологизмы, то есть новые слова, образуются различными способами.

Современный английский язык отличается большой способностью к  образованию новых словарных  единиц. Подавляющее большинство  новообразований создается посредством  тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает  тот или иной язык. Основные способы  словообразования в современном  английском языке: аффиксация, конверсия  и словосложение – используются и использовались в языке в  течение многих лет. Однако не все  из них используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого  способа в словообразовательном процессе неодинаков.

В последнее время в  отечественной науке наблюдается  возросший интерес к исследованию конкретных словообразовательных процессов отдельных языков и, в частности, языков индоевропейских, причем одно из ведущих мест в этих работах занимают исследования по словосложению. Словообразование как самостоятельная дисциплина стала осознанной целью исследования лишь в последние десятилетия. Отдельные аспекты проблемы исследованы достаточно глубоко. Однако интересующая нас проблематика все же изучена недостаточно полно, что определяет необходимость дальнейшего исследования данной проблематики, это и является актуальностью выбранной для исследования проблемы.

Объектом исследования является словосложение как способ словообразования в современном английском языке.

Предметом исследования являются характерные особенности сложных  слов и их функционирование в языке  на разных языковых уровнях.

Цель нашего исследования – рассмотрение сложного слова на разных языковых уровнях, выявление характерных особенностей сложных слов и структурный и семантический анализ сложных слов.

Цель и объект определили ряд задач, которые было необходимо решить в процессе нашей работы:

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие словообразовательной модели
  2. Рассмотреть подходы к изучению сложных слов
  3. Исследовать основные принципы классификаций
  4. Сопоставить найденные слова соответствующим классификациям
  5. Провести семантический и структурный анализ сложных слов

Теоретической базой данного исследования явились труды таких исследователей, как Н.В. Арнольд, Р.З. Гинзбург, Г.Б. Антрушина,  А.И. Смирницкий, Е.С. Кубрякова, П. М. Каращук, О.Д. Мешков, Л.Ф. Омельченко.

Материалом исследования послужили такие известные американские журналы для женщин как Reader’s Digest, Red Book, Cosmopolitan, Weekly US, Allure, Look out, In Style.

Структура данной курсовой работы представлена в виде введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы и приложение.

Методика анализа фактического материала представляет собой совокупность приемов и процедур, включающих:

  1. Отбор методом сплошной выборки сложных слов из статей американских журналов
  2. Проведение структурного и семантического анализа сложных слов

 

 

 

Глава 1. Актуальные проблемы словосложения

    1. Словосложение как часть словообразования

Объектом словообразования является производное слово. Однако производные слова изучаются  также и в других разделах лингвистики. В словообразовании производные  слова изучаются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в  их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными  по своей структуре, т.е. аналогичными по способу словообразования, по какой-то модели строения или по аналогичной  словообразовательной семантике. Таким образом, в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании должны рассматриваться определенные группы слов (объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

Объектом словообразования выступают также элементарные языковые единицы. Это словообразовательные средства (приставки, суффиксы, постфиксы  и др.), производные основы, соединяющие  звуки и другие элементы, выделяемые в составе производных слов.

Одной из наиболее важных задач  словообразования  является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений  между ними. Словообразование должно решить, чем отличаются производные  слова от непроизводных, каковы отличительные  признаки производного слова. Следующей  задачей является определение способа  образования слов, т.к. сам способ является одной из важнейших характеристик  морфемной системы языка в  целом.[29]

Рассмотрев основные объекты  и задачи словообразования перейдем к определению словообразовательной модели.

    1. Понятие словообразовательной модели и продуктивности

Производство лексических  единиц происходит по определенным словообразовательным моделям, исторически сложившимся  в данном языке. При этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования [13].

Словообразовательная модель определяется как единая структурная (формальная) схема построения производных  слов, характеризующихся общностью: а) лексико-грамматического характера (части речи) их производящих и б) основных словообразовательных средств (словообразовательного форманта).

То есть это формула, отражающая принцип соединения основы с другими  компонентами. Такая формула, оставаясь  неизменной, способна наполняться разным лексическим материалом. Модели не создаются искусственно, а выделяются из большого массива примеров. В зависимости от целей исследования выделяются модели общие и частные. При рассмотрении словообразовательных моделей следует остановиться на понятии продуктивности, так как продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение приобретает продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Так как в словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и на аффиксы, основы, т.е. словообразовательные элементы, а так же на способы словообразования, семантика самого слова “продуктивность” очень широка. Возможно, именно этот факт и стал причиной того, что по отдельным аспектам этого понятия и даже по его основным характеристикам единого мнения среди исследователей не существует.

Важно отметить, что в  теории словообразования “продуктивность” имеет синонимический термин – “словообразовательная  активность”, [11] под которой подразумевается способность того или иного образования, например словообразовательного элемента, образовывать новые слова. Модель, аффикс, основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или не образуется совсем. 

Следовательно, словообразовательные модели могут быть продуктивными  и непродуктивными. Продуктивные модели — это модели, по которым регулярно  образуются новые слова. Модели словообразования значительно отличаются друг от друга по многим характеристикам: есть модели, по которым создаются сотни и тысячи слов, образующий словарный состав языка, часть из которых, отражая важные социальные понятия, занимает в нем прочное место. Значение каждой модели словообразования определяется и тем фактом, что в рамках некоторых моделей могут действовать разные семантические типы с разнообразными отношениями между компонентами, другие же модели могут порождать лишь однотипные слова. Наконец, могут быть и модели, по которым создано всего несколько, а то и вовсе одно слово. Важно так же отметить, что некоторые модели являются закрытыми. Это значит, что по ним уже не создаются или не могут создаваться новые слова.

Характеристика моделей  в определенной степени связана  с теми факторами, которые принимаются  при классификации сложных слов.

Модели словообразования  различаются по количеству исходов  с точки зрения принадлежности слова  к той или иной части речи. В  этом смысле можно различать одноисходные и двуисходные модели, но подавляющая  часть всех моделей одноисходна. Как правило, модель словообразования содержит следующие параметры:

  • продуктивность;
  • характер отношения между компонентами;
  • характер формирования значения слова;
  • дальнейшая словообразовательная способность.

Характерной особенностью словообразовательной модели является ее абстрактность, отвлеченность  от конкретного лексического значения или у всей модели, как то имеет  место у моделей сложных слов, или у ее какой-либо части, что свойственно для моделей производных слов, дает возможность осуществлять ей словообразовательную функцию. Как и любая другая модель, словообразовательная модель имеет свои отличительные признаки. Основными ее признаками являются:

  • общее категориальное значение: принадлежность к определенной части речи, определенному лексико-семантическому разряду слов как в пределах одной части речи, так и с возможным охватом нескольких частей речи;
  • структурный состав, т. е. из каких словообразовательных элементов она состоит;
  • характер структурно-смысловых отношений ее компонентов;
  • ее словообразовательное значение, характер смысловой связи с производящим словом, или мотивация этой связи;
  • ее словообразовательная активность, иначе, продуктивность.

Таким образом, словообразовательной моделью является такая модель, по которой образовано данное слово, обладающая продуктивностью, общим 

категориальным значением, структурным  составом и значением.

В английском языке слова  могут быть простыми, производными и сложными. Для нашего исследования наиболее интересной структурой представляются производные и сложные слова. Структура английского слова, а вместе с тем и проблема ее анализа, усложняется, как только мы обращаемся к производным словам. По мнению, В.В.Елисеевой, «традиционно выделяются три группы способов словообразования в зависимости от результата — словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат — производное слово), словосложение (результат — сложное слово) и сокращение (результат — сокращение, акроним, а также слово-слиток). В последнюю группу часто включают и словослияние, поскольку оба способа объединены общим характером основной операционной единицы».[8]

Словосложение – одно из важнейших средств языка. Оно  является одним из древних способов словообразования, сохранившим в  английском языке продуктивность и  на современном этапе его развития. Благодаря ему, язык пополняет свой словарный состав и совершенствует свой строй. По справедливому замечанию  Е.А. Василевской «в тех языках, где  словосложение имеется, оно является могучим средством пополнения и  совершенствования грамматического строя языка». [5]

Словосложение тесно связано  с грамматикой, лексикой, а также  с другими способами словообразования. Оно отражает специфику языка, так  как наряду с некоторыми общими для  многих языков чертами обладает национальными, характерными только для данного  языка особенностями, составляя  одно из отличий одного языка от другого.[12]

Информация о работе Словосложение как способ словообразования в современном английском языке