Словообразование современного английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и проанализировать способы словообразования английского языка, выявить наиболее актуальный и продуктивный способ образования номинативных единиц в современном английском языке.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Охарактеризовать словообразование как процесс создания номинативных единиц;
2. Классифицировать способы английского словообразования;
3. Проанализировать номинативные единицы современного английского языка с точки зрения морфологии, семантики и словообразования.

Содержание работы

Введение………………………………………………...………………………3
Глава 1. Словообразование как процесс создания единиц номинации…27
1.1. Аффиксация………………………………………..………….31
1.2. Конверсия…………………………………………………….36
1.3. Аналитический способ………………………………………37
1.4. Чередование звуков (ударения)……………….…………….39
Глава 2. Морфологический, семантический и словообразовательный анализ номинативных единиц……………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………….60
Библиография……………………..………………………………………….62

Файлы: 1 файл

slovoobrazovanie_sovremennogo_angliiskogo_yazika (1).doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

МБОУ «Кандатская средняя  общеобразовательная школа»

Научное объединение  - «Англоспикеры»

 

 

 

 

 

Социально-гуманитарное направление

Лингвистика (иностранный  язык)

 

 

 

 

 

 

Словообразование  современного английского языка

 

 

 

Ленько Кирилл Николаевич,

МБОУ «Кандатская СОШ»,

10 класс

 

Рогозникова Яна Сергеевна,

МБОУ «Кандатская СОШ»,

учитель английского  языка

 

 

 

Сплавной, 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………...………………………3

Глава 1.  Словообразование как процесс создания единиц номинации…27

               1.1. Аффиксация………………………………………..………….31

                1.2. Конверсия…………………………………………………….36

                1.3. Аналитический способ………………………………………37

                1.4. Чередование звуков (ударения)……………….…………….39

Глава 2. Морфологический, семантический и словообразовательный анализ номинативных единиц……………………………………………………..41

Заключение…………………………………………………………………….60

Библиография……………………..………………………………………….62

 

 

 

 

 

 

Введение

В словообразовании английского  языка происходят постоянные изменения, и поэтому проблематика данного исследования несет актуальный характер. О значении многих слов в английском языке можно догадаться по составу слова. Хорошее знание приставок и суффиксов дает возможность понимать без словаря значение большого количества незнакомых слов, образованных от знакомого корня.

Таким образом, представляется, что анализ тематики «Особенности английского словообразования» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень  научной разработанности этой проблемы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по этой теме.

Цель работы – изучить  и проанализировать способы словообразования английского языка, выявить наиболее актуальный и продуктивный способ образования  номинативных единиц в современном английском языке.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Охарактеризовать словообразование как процесс создания номинативных единиц;

2. Классифицировать способы английского словообразования;

3. Проанализировать номинативные единицы современного английского языка с точки зрения морфологии, семантики и словообразования.

Объектной областью исследования является английский язык.

Предмет исследования –  словообразование английского языка.

Объектом исследования являются словообразовательные особенности  английского языка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования «Особенности английского словообразования» были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
  • метод практического анализа (практический метод).

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения) и библиографии.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи исследования, предмет, объект, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первой главе рассмотрены основные способы английского словообразования, выявлены наиболее продуктивные и актуальные.

Во второй главе проанализированы номинативные единицы английского языка из рассказа Рут Ренделл «Профессионал».

В заключении представлены выводы по данному исследованию.

 Глава 1. Словообразование как процесс создания

единиц номинации

Главным способом вторичной  номинации в наше время является словообразование. Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Способы словообразования рассматриваются у многих лингвистов. Мы представим несколько точек зрения на эту проблему и на основе полученных данных попробуем определить наиболее продуктивный способ словообразования в английском языке.

По мнению Л.С.Бархударова, следует различать словообразование и словоизменение (или формообразование).

Словообразование—это создание слов с новым лексическим значением: child – childhood, work – worker, strong – strength – to strengthen, red – reddish, to speak – speech.

Словоизменение—это  образование разных грамматических форм одного и того же слова. Грамматическими формами слова, или формами словоизменения, называются варианты одного и того же слова, различающиеся добавочными абстрактными значениями. Так, формы chair и chairs имеют одно и то же лексическое значение (что выражается наличием общей основы chair-); однако форма chair обозначает один, а форма chairs — множество данных предметов. Эти абстрактные, отвлеченные значения (в данном случае значения единственного и множественного предметов), являющиеся добавочными к основному лексическому) значению слова, называются грамматическими значениями. Средства, которые служат для различения грамматических форм слова (например, отсутствие -s у формы chair и наличие его у формы chairs) носят название грамматических средств [Бархударов, 1973: 17].

В словаре  В.Н.Ярцевой находим определение: Словообразование: 1) Образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств. 2) Раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов [Ярцева, 1973: 467].

Словоизменением В.Н.Ярцева называет образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы, т. е. всех его словоформ и всех его аналитических форм [Ярцева, 1973: 209].

В зависимости от использованных в акте словообразования формальных средств В.Н.Ярцева подразделяет его на:

- словопроизводство (при использовании средств аффиксации — суффиксации и префиксации),

- словосложение  (при участии в акте словообразования  по крайней мере двух полнозначных  единиц),

- конверсию  (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи  в другую),

- аббревиацию  (при наличии сокращения исходных  слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как результаты процесса деривации обозначаются тогда общим термином «дериваты» [Ярцева, 1973: 215].

Н.А Бонк выделяет два  основных способа словообразования: словосложение и словопроизводство. По его определению, словосложение  – это сложение двух или нескольких основ, т.е. образование слова путем  сложения основ слов [Бонк, 1995: 51]. В результате сложения основ слов получаются новые слова, которые называются сложными словами. Значение сложных слов обычно складывается из значений их компонентов. Сложные слова пишутся вместе или через черточку, например: a blackboard – классная доска (black – черный, a board – доска); a text-book – учебник (т.е. книга с текстами). В сложных словах, образованных путем словосложения, ударение падает в большинстве случаев на первое слово [Бонк, 1995: 51].

Словопроизводство Н.А. Бонк определяет как образование слова путем прибавления к основе слова аффиксов, т.е. префиксов или суффиксов [Бонк, 1995: 51].

А.Д. Волкова считает, что в английском языке существуют следующие основные способы образования слов:

1. Посредством суффиксов  и префиксов.

2. Посредством перехода слов из одной части речи в другую  без изменения произношения и написания слов в их исходной, основной форме.

3. Посредством сложения  слов (или основ основ).

4. Посредством чередования  ударения.

5. Чередование гласных  или согласных [Волкова, 2007: 239].

Такой же точки зрения придерживается М.А.Беляева, считая, что словообразование английского языка происходит пятью способами [Беляева, 1984: 289].

Однако А.Г. Алексеева рассматривает четыре основных способа словообразования в английском языке:

1. Заимствование слов из других языков.

2. Соединение двух и более корневых слов в одно составное (словосложение).

3. Образование от существующего слова другого слова, принадлежащего к другой части речи.

4. Образование новых слов прибавлением к корню приставок  и суффиксов (словопроизводство) [Алексеева, 2007: 82].

На наш взгляд, необходимо рассмотреть все виды образования  слов  в английском языке, чтобы  определить наиболее продуктивные средства расширения и обогащения словарного состава.

 

1.1. Аффиксация

 Словообразование  посредством суффиксов и префиксов (аффиксация) – присоединение к корню или основе слова добавочного элемента, выражающего грамматическое значение (числа, времени и т. д.). Этот добавочный элемент носит название аффикса;  аффикс, стоящий перед корнем, называется префиксом, аффикс, следующий за корнем, — суффиксом  [Бархударов, 1973: 17, 18].

Суффиксы стоят в конце слова  и служат для образования производных  слов, например: to teach –teacher,  to elect –elector. При прибавлении суффиксов образуются производные слова, относящиеся к другой части речи (например: to work - глагол, worker -  существительное) или к той же части речи, к которой принадлежит исходное слово (например: friend - существительное, friendship -существительное).

Префиксы стоят в начале слова и служат для образования производных слов. В отличие от суффиксов, прибавление префикса, как правило, не изменяет принадлежности слова к той или иной части речи, например: to appear - глагол появляться, to disappear - глагол исчезать, possible - прилагательное возможный, impossible - прилагательное невозможный.

Рассмотрим наиболее употребительные  суффиксы и их значение (по классификации  М.А. Беляевой):

I. Суффиксы существительных.

1. Суффиксы, образующие существительные,  обозначающие производителя действия или предмет, с помощью которого оно производится. Такие существительные образуются в основном от глаголов:

-er,  or (to heat – heater, to invent – inventor), -ant, -ent (to assist - assistant, to study – student)

2. Суффиксы, образующие существительные, обозначающие лицо:

-ist (указывает на профессию лица, на принадлежность к политическому или научному направлению) - specialist, typist

-ian, -ese (указывают на национальность или на принадлежность к городу) - Russian, Chinese

-ian (указывает на профессию лица) - electrician, physician

3. Суффиксы, образующие отвлеченные  существительные, обозначающие общие  понятия (процессы, состояния, свойства, качества и т.д.). Такие существительные  образуются от глаголов, прилагательных  и существительных:

а) от глаголов:

-ion, -tion, -ation, -sion, -ssion (to assert – assertion, to produce – production, to organize – organization, to collide – collision, to admit - admission), -age (to clear – clearage), -ment (to develop - development), -ure (to press - pressure), -ance, -ence (to differ – difference, to disturb – disturbance), - ing (образует отглагольные существительные): to begin - beginning

б) от прилагательных:

-ness (dark – darkness), -ity (similar – similarity), -th (обычно с изменением корневой гласной) – strong – strength

в) от прилагательных и существительных:

-dom (free – freedom), -ism (real – realism), -hood (neighbour – neighbourhood), -ship (friend – friendship)

Как утверждает М.А.Беляева, суффиксы –er, -or, -ist, -ian, -ion, -tion, -ation, -sion, -ssion, -ing, -ness, -ity, -ism являются наиболее характерными продуктивными суффиксами существительных, т.е. такими, при помощи которых в современном английском языке образуются новые слова [Беляева, 1984: 293].

II. Суффиксы прилагательных.

1. Суффиксы, указывающие на наличие соответствующих качеств и свойств. Такие прилагательные образуются от глаголов и существительных:

а) от глаголов:

-able, -ible (to adjust – adjustable, to sense – sensible), -ant, -ent (to differ – different, to resist – resistant), -ive (to create – creative)

б) от существительных:

-al (nation – national), -ful (peace – peaceful), -en (wood – wooden), -ic (economy – economic), -ous (mountain – mountainous), -y (dirt – dirty), -ly (day  - daily)

2. Суффикс, указывающий на отсутствие соответствующих качеств и свойств:

-less (harm – harmless)

3. Суффикс, указывающий на наличие  признака в слабой степени  или на принадлежность к национальности:

-ish (white  - whitish, dane – danish)

По мнению М.А.Беляевой, суффиксы -able, -ible, -al, -y, -less, -ish (в значении указания на неполноту признака), -ic, -ive являются наиболее характерными продуктивными суффиксами прилагательных [Беляева, 1984: 295].

Информация о работе Словообразование современного английского языка