Словообразование современного английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и проанализировать способы словообразования английского языка, выявить наиболее актуальный и продуктивный способ образования номинативных единиц в современном английском языке.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Охарактеризовать словообразование как процесс создания номинативных единиц;
2. Классифицировать способы английского словообразования;
3. Проанализировать номинативные единицы современного английского языка с точки зрения морфологии, семантики и словообразования.

Содержание работы

Введение………………………………………………...………………………3
Глава 1. Словообразование как процесс создания единиц номинации…27
1.1. Аффиксация………………………………………..………….31
1.2. Конверсия…………………………………………………….36
1.3. Аналитический способ………………………………………37
1.4. Чередование звуков (ударения)……………….…………….39
Глава 2. Морфологический, семантический и словообразовательный анализ номинативных единиц……………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………….60
Библиография……………………..………………………………………….62

Файлы: 1 файл

slovoobrazovanie_sovremennogo_angliiskogo_yazika (1).doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

III. Суффиксы глаголов. Следующие суффиксы образуют глаголы от прилагательных и существительных:

-en (непродуктивный суффикс): deep - to deepen, -fy (малопродуктивный суффикс): intense - to intensify, -ize (продуктивный суффикс): crystal  - to crystallize

IV. Суффиксы наречий. Наиболее распространенным продуктивным суффиксом наречий является суффикс –ly. Этот суффикс обычно присоединяется к прилагательным и образует наречия образа действия: practical – practically.

Суффикс –ward(s) указывает направление: inward - eastward.

М.А.Беляева указывает на то, что  в современном английском языке  имеется много непродуктивных суффиксов, т.е. таких, которые не могут  образовывать новые слова, например, суффикс –ment: movement, development; -hood: manhood; -th: strength, depth и др. [Беляева, 1984: 296].

Наиболее употребительными префиксами М.А.Беляева считает:

1. Префиксы с отрицательным значением:

Un- (satisfactory – unsatisfactory), Dis- (ability – disability), Un-, dis- и de- придают глаголам значение противоположного действия: to coil - to uncoil, to arm - to disarm, to centralize - to decentralize.

In (перед l префикс in- превращается в il-; перед r – в ir-; перед m и p - в im-): attentive – inattentive, legal  - illegal, rational – irrational, material – immaterial, possible – impossible, Non- (metallic - non-metallic)

Mis- придает глаголу значение сделать что-либо неправильно, ошибочно: to apply - to misapply.

Under- имеет значение недостаточно, ниже, под. Противоположен по значению префиксу over-: to estimate - to underestimate, ground – underground.

2. Префиксы  с разными значениями:

Anti- имеет значение анти-, против-. Часто соответствует русскому противо-: aircraft - anti-aircraft.

Co- имеет значение общности действия: to exist – to coexist.

Counter- имеет значение против. Соответствует русским приставкам контр-, противо-: action – counter-action.

En- присоединяется  к существительным и прилагательным, образуя глагол: circle – to encircle.

Inter- имеет значение  между, взаимно: changeable – interchangeable.

Over- имеет значение сверх, чрезмерно. Противоположен по значению префиксу under-: to heat – to overheat.

Post- имеет значение после: war – post-war.

Pre- имеет значение  до, перед, раньше. Противоположен по значению префиксу post-: war – pre-war.

Re- имеет значение  снова, вновь (to collect – to recollect). Значение слов с префиксом re-, написанным через дефис, отличается от значения слов, в которых префикс re- пишется слитно: to re-collect – вновь собрать, to recollect – вспоминать [Беляева, 1984: 297].

Таким образом, мы видим, что аффиксация является распространенным способом словообразования в английском языке.

 

1.2. Конверсия

 Рассмотрим образование слов посредством перехода слов из одной части речи в другую (словообразование путем конверсии). А.Д. Волкова замечает, что при конверсии от существующего слова без изменения его звуковой или графической формы образуется новое слово, принадлежащее к другой части речи. В современном английском языке от существительного с конкретным значением могут быть образованы глаголы, причем последние иногда отличаются от существительного по значению, а иногда переводятся описательно, например: answer  (ответ) – to answer (отвечать) [Волкова, 2007: 240].

Иногда, напротив, существительные  образуются от глаголов: to repeat -повторять, repeat – повторение.

Нередко встречаются  совпадающие по форме существительные  и прилагательные, существительные и глаголы: good - добрый, good - благо, goods - товары; will - воля, завещание, will - вспомогательный глагол, служащий средством образования будущего времени.

Бывают случаи образования  глаголов от прилагательных, например: clean (чистый) – to clean (чистить).

В числе новых сочетаний, характерных для современного английского  языка, встречаются глаголы с  послелогами: to man up - обеспечить сотрудниками.

В качестве показателей  того, к какой части речи относится  данное слово, используются служебные слова – артикли и частицы: the light - (свет), to light -  (освещать) [Волкова, 2007: 240].

Сейчас словообразование путем конверсии встречается  достаточно редко. Этот способ образования  слов был актуален при становлении  строя английского языка.

 

1.3. Аналитический способ

 Сложение слов (аналитический способ) – это образование форм слова при помощи соединения двух слов, из которых первое — так называемое вспомогательное слово — лишено лексического значения и изменяется по формам, а второе стоит в неизменяемой форме и является выразителем лексического значения [Бархударов, 1973: 20].

а) Сложные существительные. Способы образования сложных  существительных следующие:

- существительное + существительное: railway - железная дорога.

- прилагательное + существительное: blackboard - классная доска.

- глагол + существительное: grindstone - жернов.

- герундий + существительное: skating-rink - каток.

- наречие (или предлог) + существительное или наречие  (или предлог)  + глагол: bystreet - боковая улица, output - выпуск.

Некоторые имена существительные  могут быть образованы из существительных, между которыми стоит предлог. Такие  существительные пишутся через  дефис: brother-in-law - зять.

б) сложные прилагательные. Основные способы образования сложных прилагательных следующие: 

- существительное + прилагательное: snow-white - белоснежный.

- прилагательное + прилагательное: white-hot - доведенный до белого каления.

- существительное + причастие: sunburnt - загорелый.

- наречие + причастие: far-famed - широко известный.

в) сложные местоимения: someone - кто-либо, everyone - каждый.

г) сложные глаголы:

- прилагательное + глагол: to blindfold - завязывать глаза.

д) сложные наречия: everywhere - везде.

В современном английском языке  широкое развитие получили составные глаголы, представляющие собой сочетание глагола с послелогом: to go in - входить.

А.Д.Волкова упоминает  о том, что в английских текстах  часто встречаются сложные слова (местоимения, наречия, союзы), образованные сочетаниями местоимений who, what, which и наречий where, when, how с наречием ever  – всегда: who - кто + ever = whoever - кто бы ни;  which + ever = whichever - какой бы ни [Волкова, 2007: 253].

Данный способ словообразования  наиболее продуктивен в английском языке.

 

1.4. Чередование звуков (ударения)

Чередование звуков (гласных или согласных)

Чередованием звуков называется наличие в разных формах одного и того же слова различных  звуков в самом корне слова [Бархударов, 1973: 18].

По мнению А.Д. Волковой, многие существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием последнего согласного звука, который является глухим в существительном и звонким в глаголе. При этом чередование последнего согласного звука сопровождается чередованием корневого гласного звука и изменением написания слова:

Существительные

excuse [ɪks'kju:s] - извинение

belief [bɪ'li:f] - вера

Глаголы

to excuse [ɪks'kju:z]  - извинять

to believe [bɪ'li:v] - верить

Некоторые существительные  и глаголы различаются только чередованием корневых гласных звуков при соответствующем изменении написания слова [Волкова, 2007: 241]:

Существительные

Blood - кровь

Food - пища

Глаголы

To bleed - истекать кровью

To feed - кормить

 

Чередование ударения

В современном английском языке имеются имена существительные  и прилагательные, сходные по написанию с соответствующими им глаголами. Средством их различения является перенос ударения в слове.  Имена существительные и прилагательные имеют ударение на первом слоге, а соответствующие им глаголы – на втором слоге:

'Forecast - прогноз

'Absent - отсутствующий

Fore'cast - предсказывать

Ab'sent - уклоняться

Л.С.Бархударов выделяет также супплетивность как способ образования грамматических форм одного и того же слова от различных корней.  В английском языке он выделяет несколько случаев супплетивности. Например:

be – am – is – was

go – went

Рассмотрев основные способы словообразования в английском языке и проанализировав источники  по данному вопросу, мы можем сделать  следующие выводы:

- из всех способов словообразования  в английском языке супплетивность встречается редко и не является продуктивным способом;

- чередование звуков (ударения) и  конверсия  распространены шире, но они также непродуктивны;

- аффиксация – продуктивный  и живой тип словообразования, но она имеет ограниченную сферу применения;

- аналитическое словообразование  широко распространено и является  продуктивным способом образования  слов.

Глава 2. Морфологический, семантический и словообразовательный анализ номинативных единиц.

Словообразовательный  анализ – это тот анализ, цель которого – восстановить процесс возникновения слова в языке и понять, живы ли в современном языке механизмы, позволяющие воссоздать его. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол to teach; добавим к нему суффикс -er со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное teacher. Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы слова explorer, leader, reader и многие другие.

Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Ведь о существовании особого суффикса -er- со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа to teach - teacher, to read - reader.

Для раскрытия значения незнакомого производного или сложного слова следует проанализировать его морфологический состав, т.е. расчленить производное слово на префикс, корень, суффикс, а сложное  слово – на составляющие его слова-основы. Знание значений основных префиксов и суффиксов помогает установить значение нового производного слова даже без помощи словаря.

Согласно теоретической  части нашей работы наиболее актуальный и продуктивный способ словообразования в английском языке – аналитический способ. Однако М.Я.Ляховецкая в своей работе утверждает, что определенная часть английской лексики представлена производными единицами, образованными путем конверсии. Именно этот способ словообразования, по ее мнению, является одним из самых продуктивных [Бирюкович, 1986: 96].

Чтобы определить практически  самый продуктивный способ словообразования в английском языке, мы проанализировали рассказ Рут Ренделл «Профессионал» [Феклин, 2005: 139 - 149].

Мы начнем с анализа производных слов в данном тексте, образованных при помощи аффиксации, так как около 60 % производных слов в рассказе образованы путем присоединения суффиксов и/или префиксов. Рассмотрим примеры:

I. Суффиксация

1. Производные имена существительные:

А) При помощи суффиксов –er (-or), -ar, а также -ant в значении «производителя действия или предмет, с помощью которого оно производится» образованы следующие существительные:

Designer - от глагола design составлять дизайн + er (производитель действия). Таким образом, значение вышеуказанного слова «дизайнер». e.g. Dressed in models from the Designer room… - Переодетые в модели из комнаты Дизайнера…

Manager – управляющий, punter – игрок в покер, employer - работодатель,  polisher – полировщик, onlooker – наблюдатель, liar – лгун, jeweller – ювелир, assistant – помощник.

Таким образом, проведя  словообразовательный анализ следующих  производных слов, можно сделать  вывод о том, что при помощи суффиксов –er (-or), -ar, а также -ant образуются имена существительные, чаще всего, от глаголов.

Б) При помощи суффиксов –ion, -tion, -ation, -sion, а также –ment, -ure в значении «отвлеченные существительные, обозначающие общие понятия (процессы, состояния, свойства, качества и т.д.)» образованы следующие существительные:

Contribution – от глагола contribute делать пожертвование + ion - пожертвование. e.g. …distinguished contribution… - выдающееся пожертвование.

Position -  позиция, direction – направление, expression – выражение, imagination – воображение, unemployment – безработица, management –– управление, excitement – возбуждение, pleasure – удовольствие.

Проанализировав вышеперечисленные  производные слова, мы можем говорить о том, что образование данных имен существительных осуществляется от глаголов при помощи суффиксов –ion, -tion, -ation, -sion, а также –ment, -ure.

В) При помощи суффиксов –ship, -dom в значении «отвлеченные существительные, обозначающие общие понятия (процессы, состояния, свойства, качества и т.д.)» образованы следующие существительные:

Информация о работе Словообразование современного английского языка