Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 20:31, научная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке индивидуализированной модели обучения на уроках английского языка в условиях групповых занятий.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении
1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение
1.2 Методические подходы к решению проблемы индивидуализации обучения в общей педагогике
Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.1 Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной деятельности
2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РАБОТА НА КОНФЕРЕНЦИЮ.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Система полного усвоения широко распространена за рубежом. В США она охватила ряд школьных округов и применяется в работе с учащимися разного возраста (наибольший эффект - в 5-8-х классах). Эксперименты ведутся также в школах Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании и других стран. 90% исследований подтверждают эффективность системы полного усвоения.

В 20-е годы общим моментом разнообразных экспериментов по индивидуализации обучения стало сочетание индивидуального режима работы с организацией подвижных по составу учебных групп. Характерным примером поисков в этом направлении стал Иена план, разработанный профессором Иенского университета П. Петерсан.[12,с.63] М.В. Кларин отмечает, что деление учащихся на классы по возрасту и уровню подготовки (горизонтальная группировка) было заменено объединением детей разного возраста и уровня подготовки (вертикальная группировка). Внутри групп на основе общих интересов образовывались временные, свободно составленные группы-задания от 2 до 6 человек. При различных видах учебной деятельности их состав мог свободно меняться, преобладала работа по индивидуальным планам и самостоятельное изучение материала.[12,с.71]

Разработка рассматриваемой  проблемы в послевоенный период связана с развитием программного обучения. В 60-70-е годы широкую известность приобретает практика создания учебных пакетов. Они представляли собой комплекты дидактических материалов, куда входят пособия, средства организации самостоятельного изучения учащимися, средство стандартизированного контроля. Такие комплекты рассчитаны на достижение запланированных результатов при минимальной помощи учителя, носящей организационно-консультативный характер. Их применение приводит к значительной индивидуализации обучения и сочетается с использованием как традиционных, так и нетрадиционных организационных форм. [12,с.75]

М.В. Кларин отмечает, что  в 70-80-е годы в педагогическую практику был введен план Келлера – персонализированная система обучения. Эта система использует фронтальные формы работы в целях мотивации (вводные лекции), основана на работе с материалом в собственном темпе, требует полного овладения разделом для перехода к следующему.[12,с.78] Эта система, на наш взгляд, своего рода конвейерный процесс обучения. Мы считаем, что общими чертами индивидуализированного обучения является построение обучения на основе четко сформированных учебных целей, использование стандартизированных механизмов, которые программируют деятельность учащихся и позволяют им работать в собственном темпе без помощи учителя; диагностическое тестирование и соответствующая коррекция обучения, независимость отдельных отрезков обучающей последовательности, которая позволяет дифференцировать программу и результаты учебного процесса.

Таким образом, создается  положительный настрой к учению (сравниваются результаты работы конкретного ученика на различных этапах обучения), повышается самоценность личности каждого обучаемого ребенка, а также повышается культура самостоятельного труда.

Курс делится преподавателем на ряд тематических разделов (учебных  единиц или модулей; как правило, их 15- 20). Каждый обучаемый получает учебное пособие - руководство (последовательно по каждому разделу), где указаны цели изучения раздела, рекомендуются определённые виды учебной деятельности, приводится перечень вопросов для самопроверки. После усвоения каждого раздела учащийся сдаёт зачёт и только после получения удовлетворительной оценки переходит к изучению следующего раздела. Наибольшее распространение план Келлера получил в вузах США, где применяется в преподавании как естественно-научных, так и гуманитарно-общественных дисциплин.

На сегодняшнем этапе  изучения подходов к решению проблемы индивидуализации обучения, на наш взгляд, наиболее перспективной является автоматизированная обучающая система: комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей; подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций, учебных и контрольных заданий); предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; управление познавательной деятельностью учащихся; определение показателей их работоспособности; завершающий контроль качества усвоения; регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом.

Автоматизированная обучающая  система реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. В ходе индивидуальных диалогов с учащимися автоматизированная обучающая система позволяет сократить объём лекционного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять эту систему для проведения лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Техническое обеспечение автоматизированной обучающей системы включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учителя и учащихся, оснащённые необходимым оборудованием, и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Учебно-методическое обеспечение автоматизированной обучающей системы - это учебный материал и сценарий обучения, разработанный преподавателем, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС. Лингвистическое обеспечение - специализированные языки, которые позволяют вести учащимся диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой. Программное обеспечение АОС - совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на автоматизированную обучающую систему. Организационное обеспечение этой системы включает различную документацию, регламентирующую её работу.

В общедидактическом  плане разработка способов индивидуализации учебного процесса в западноевропейской и американской педагогике характеризуется отказом от основных компонентов классно-урочного обучения: стабильности состава учебных групп, преобладания фронтальных форм учебной работы, ее организации в расчете на единый темп продвижения учащихся; изменением функции учителя, выступающего преимущественно в качестве организатора консультанта.[8,с.153]

На основании вышеуказанных систем обучения мы попытались составить их классификацию. Главное, что объединяет все эти образовательные процессы – учет требования индивидуализации. Данная классификация, на наш взгляд, отражает основные характеристики, которые способствуют успешному построению учебного процесса обучения с учетом принципа индивидуализации.

Отмечая прогрессивный  характер идеи индивидуализации обучения, М.В. Кларин выделяет  и недостатки, которые не решены ни практикой, ни теорией западных школ. Во-первых, ослабляется непосредственная руководящая роль учителя; во-вторых, обучение ориентируется на воспроизводящее содержание материала; в-третьих, отсутствие единой общеобразовательной базы и критериев работы учащихся снижает уровень самого обучения; в-четвертых, большую сложность представляет организация обучения.[13,с.47] Данные недостатки, по мнению М.В. Кларина привели к разному качеству образования не только в различных городах, школах, но и внутри самого класса.

Итак, для организации  индивидуализации учебной  работы на практике использовались многие  варианты.  Один  из  вариантов, наиболее часто применяемый, - дифференциация обучения, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих  особенностей  для  обучения  по  несколько различным учебным планам или  программам.  Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы). В свою очередь, их можно разделить на два вида: сформированные уже в начальных классах (изобразительное  и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки); созданные в 10 классе. Классы с углублённым изучением  отдельных  предметов создаются в основном по тем предметам, специальные  способности  по которым могут проявляться уже в раннем возрасте. По  художественным  дисциплинам  для части детей в  начальных  классах  начинается  профессиональная  подготовка. Несколько  особая  обстановка  царит  в  этих  классах  в  области  обучения иностранным языкам. Здесь  в  основе  приёма  лежат  не  особые  способности ребёнка к языкам, и тем более не его интересы, а, скорее всего, более высока общая школьная зрелость. Последняя необходима, чтобы дети были  в состоянии заниматься по учебным планам  требующим большого  умственного напряжения. Приём в такие  классы  по  конкурсу  приводит  к  тому,  что  такие  классы оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых  учеников  –  они отсеиваются уже при вступительных экзаменах. Одним из подходов к решению проблемы индивидуализации обучения является групповая работа. Под групповой работой понимается такое построение  работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3  –  8 человек.

Задание даётся группе, а  не  отдельному ученику. В малой  группе учащийся находится в более  благоприятных условиях, чем  при фронтальной работе всем классом, у него больше возможностей действовать в соответствии  со  своей  индивидуальностью. В  беседе  внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в  решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.  Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы,  которые структурированы определённым образом. Сюда, прежде всего, относятся  группы, которые  сформированы  учителем  на  основании  уровня  развития   учащегося (обычно уровня знаний, умственных  способностей) В  таких  случаях более сильной группе предоставляются и более сложные  (трудные)  задания,  а более слабой – задания легче. Группа может быть  сформирована  и  на  основе пожелания самих учащихся. В  таком  случае  совместно  работают  ученики  со сходными интересами,  стилем  работы  и  связанные  дружескими  отношениями. Работа в такой группе создаёт особа  благоприятные  условия  для  проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить  группам  задания  по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе  таится  известная  опасность для активности учащихся:  более  сильный  и  старательный  их  них  начинают заглушать инициативу более пассивных,  слабых  и  ленивых  учащихся  и  сами решают за них задания.

Наиболее  широкие  возможности  для  индивидуализации  обучения представляет  дифференцированная  самостоятельная работа,   которая   проходит   в   одиночестве   и   индивидуальном   темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом  таким  способом,  что учащимся даются не одинаковые задания,  а  задания,  которые  варьируются  в зависимости  от  индивидуальных  особенностей  учащихся,   а   также   путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

Таким образом, методический  подход к решению проблемы индивидуализации  включает  в себя  следующие элементы,  тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически  повторяющийся на новом уровне: систематическое изучение каждого ученика; постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику; фиксация и анализ полученных результатов; постановка новых педагогических задач.

 Важно отметить, что  в   индивидуальном  подходе  нуждается  действительно каждый ребёнок, ибо  это  непременное  условие  и  предпосылка  формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование  самой  личности как неповторимой индивидуальности.

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ 8-ОГО КЛАССА УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ

 

2.1.Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности для обучения устно-речевому общению.

 

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.[28,с.143] Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении".[28,с.148] В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

В обучении активную роль играют учебные  проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Эффект деятельности для формирования познавательной активности подростков зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика.

Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально - значимых видах деятельности.

Подростковый возраст - это возраст  от 10 -11 до 15 лет, что соответствует  возрасту учащихся 6-8 классов.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. С 5 класса школьники переходят к систематическому изучению наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Информация о работе Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж