Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 20:31, научная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке индивидуализированной модели обучения на уроках английского языка в условиях групповых занятий.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные основы индивидуального подхода в обучении
1.1 Предпосылки введения индивидуального подхода в обучение
1.2 Методические подходы к решению проблемы индивидуализации обучения в общей педагогике
Глава II. Разработка модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.1 Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной деятельности
2.2 Экспериментальная разработка модели обучения на уроках английского языка в восьмых классах устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РАБОТА НА КОНФЕРЕНЦИЮ.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя полученные данные можно сказать, что на протяжении эксперимента наблюдался рост показателей уровней говорения, аудирования, чтения и письма.

Для наглядности данные таблиц мы перенесли на графики. Первый график (рисунок 1,а), показывающий уровень овладения навыками говорения, представлен в таблице 1.9. Второй график (рисунок 1,б), показывающий уровень овладения навыками аудирования, представлен в таблице 2.0. Третий график (рисунок 1,в), показывающий уровень овладения навыками чтения, представлен в таблице 2.1. Четвертый график (рисунок 1,г), показывающий уровень овладения навыками письма, представлен в таблице 2.2.

а)

 

б)

 

 

в)

 

г)

 

Рисунок 1 – Сравнительный  анализ успеваемости учащихся

 

Мы можем сделать  вывод, что наши усилия, направленные на организацию обучения английскому языку с учетом требований индивидуализации и дифференциации, привели к росту успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Обучение проводилось с учетом особенностей шести психологических подгрупп, которые определялись на основе схемы-анализа личностных, типологических особенностей учащихся и их самооценки по внешним показателям. У учащихся выработались устойчивые и достаточно высокие навыки говорения, аудирования, чтения, письма. Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную деятельность, мы добились повышения их активности в учебном процессе.

Таким образом, цель учителя  по обучению английскому языку с  учетом индивидуальных способностей была достигнута.

 Обязательным элементом  обучения является анализ. Он, как  уже отмечалось, не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получит карту, отражающую уровень обучения класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Таким образом, на основе анализов результатов, полученных в  ходе эксперимента, мы предлагаем некоторые рекомендации учителям английского языка, позволяющие повысить эффективность обучения за счет индивидуализации обучения:

1) Провести анализ  уровня обучения класса, выявит  главные критерии и определить пути совершенствования.

2) Ввести в работу  систему диагностических измерений  контроля и анализа.

3) Провести внутреннюю  дифференциацию учащихся класса, строить их работу в зависимости  от уровня развития познавательной  деятельности.

4) Отслеживать продвижение  результатов каждого ученика,  предлагать задания на соответствующем уровне трудности.

5) Сформировать положительную  мотивацию изучения английского  языка, повысить активность каждого  в учебном процессе, путем подбора специфических заданий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе над  разработкой модели обучения устно-речевому общению на основе индивидуального внимания к каждому ученику были рассмотрены научные основы индивидуального подхода в обучении, а также представлены результаты проделанной экспериментальной работы. Намеченные в начале работы задачи: анализ существующей учебной и методической литературы с целью выявления возможностей индивидуального подхода в процессе обучения в условиях групповых занятий; создание психологических тестов для определения индивидуального уровня обучения каждого учащегося были выполнены. Гипотеза исследования в процессе работы над темой была доказана: индивидуальный подход в условиях группового обучения позволяет значительно активизировать учебный процесс, если в ходе обучения педагог особое внимание уделяет психолого-педагогичеким особенностям организации учебной деятельности учащихся, применяет систему тестов для выявления индивидуальных и психологических различии и уровней развития коммуникативных способностей у учащихся, осуществляет систематический контроль за развитием учебной активности каждого учащегося класса. Цель исследования, заключающаяся в разработке индивидуализированной модели обучения для обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в условиях групповых занятий, была достигнута. Результаты проделанной работы представлены в виде таблиц, графиков и видеоматериала с практическим применением модели обучения.

В заключении хотим отметить что, организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Под индивидуальными особенностями мы подразумеваем особенности характера, темпераметра. В результате анализа психолого-педагогической литературы и наших наблюдений были выделены психологические типы учеников: эмоционально неустойчивые экстраверты (холерики), эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники), экстраверты, постоянно стремящиеся к доминированию в общении, эмоционально устойчивые интроверты, довольно общительные (общительные флегматики), эмоционально устойчивые интроверты, необщительные (необщительные флегматики), эмоционально неустойчивые интроверты (меланхолики). Наблюдая и анализируя возрастные и психологические особенности учащихся, учитель может дифференцировать группу по психологическим типам, что поможет ему при организации успешного процесса обучения устно-речевому общению, в создании комфортных условий для формирования коммуникативных навыков. В результате того, что любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности, индивидуальный подход является необходимым условием эффективности педагогического процесса при обучении устно-речевому общению на уроках иностранного языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990г.-120 с.

2.Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды: В 2-х  т./Под ред. А.А. Боданева.  М.,1980г.-Т.2-288с.

3.Божович Л.И. Изучение  качеств личности и аффективной  сферы ребенка: тезисный доклад на II съезде общества психологов. М.,1963г.-Вып.5-105с.

4.Бабанский Ю.Б. Избранные педагогические труды/Сост.: Ю.Б.Бабанский. М.,1989г.-342с.

5.Бабанский Ю.Б.Оптимизация  процесса обучения : Общедидактический  аспект.-М.,1979г.-256с. 

6.Бодалев А.А. Психология личности. М.,1988г.-223с.

7.Бухбиндер В.А. и  др. Очерки методики обучения  устной речи на иностранных языках.- Киев., 1980г.-247с.

8.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Изд-во. «Академия»,2005г.-580с.

9.Выготский Л.С. Лекции по психологии.М.,2006г.

10.Занков Л.В.Развитие школьников в процессе обучения. М.,1967г.-428с

11.Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей/Под. ред. П.И. Пидкасистого –М.,1984г.-544с.

12.Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань,1982г.-424с.

13.Кларин М.В.Индивидуализация процесса обучения: поиски и тенденции (анализ зарубежного опыта XX столетия), «Педагогика и народное образование за рубежом»-М.,1989г.

14.Кларин М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века//Сов. Педагогика.- 1987г.-№47-120-126с.

15.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань.-1969г.-398с.

16.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В2-х т.М.,1982г.-Т.1-384с.

17.Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. М.,-1982г.-347с.

18.Краткий словарь системы психологических понятий/Под ред. Петровского А.В.-М.,1990г.

19.Крупская Н.К. О воспитательной работе - Пед.соч.Т.3

20.Макаренко А.С.Педагогика индивидуального действия.- Пед.соч.Т.5

21.МухинаВ.С.,ХвастовА.А.Детство,отрочество,юность.:Хрестоматия.Учеб-ное пособие для студ.пед.вузов.-М.:Издательский центр «Академия»,2003г.-624с.

22.Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Маслыко Е.А., Бабанская П.К. и др.-Мн.,Выш.шк.,1992г.-470с.

23.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений: В 3-х кн.-3-е изд.-М.: Гуманистич.изд.центр ВЛАДОС,1999г.-598с.

24.Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.-М.,1980г.-120с.

25.Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей.-Киев,1983г.-119с.

26.Скаткин М.Н., Краевский  В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы.-М.,1981г.

27.Ушинский К.Д. Собр.соч. Т.6 - 267с.

28.Харламов И.Ф.Педагогика: Учеб.- 6-е изд.-Мн.,2000г.-559с.




Информация о работе Разработка модели обучения устно-речевому общению на уроках английского языка в восьмых классах на основе индивидуального внимания к каж