Обучение устно-речевым навыкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, и возникают большие затруднения при ее изучении.
Цель исследования - практически обосновать зависимость грамотной устной речи от сформированности грамматических навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы обучения устной речи на уроках англий-ского языка………………………………………………………………………………6
1.1.Сущность процесса обучения устно-речевым навыкам на уроках английского языка………………………………………………………………………..6
1.2.Психологические основы формирования речевых лексических навыков говоре-ния…………………………………………………………………………13
Глава 2. Особенности формирования грамматических навыков и умений у учащихся средних клас-сов……………………………………………………...18
2.1. Принципы формирования устно-речевых навы-ков………………………18
2.2. Анализ опыта по использованию упражнений на формирование грамматических навыков на уроках английского языка………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литерату-ры………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая. устно-речевые навыки.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические  основы обучения устной речи на уроках английского языка………………………………………………………………………………6

1.1.Сущность  процесса обучения устно-речевым  навыкам на уроках английского языка………………………………………………………………………..6

1.2.Психологические основы формирования речевых лексических навыков говорения…………………………………………………………………………13

Глава 2. Особенности  формирования грамматических навыков  и умений у учащихся средних классов……………………………………………………...18

2.1. Принципы формирования устно-речевых навыков………………………18

2.2. Анализ опыта по  использованию упражнений на формирование грамматических навыков на уроках английского языка………………………………21

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. 

Естественно все  это не может не отразиться на методике обучения  английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. 

Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: "Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка - иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран" [27; 178]

Важно отметить: для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. 

Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения английскому языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике, поэтому в настоящее время обучение иностранному языку ведется со второго класса.

Главной целью  обучения иностранному языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики, т.е. грамматически правильное оформление устно-речевых высказываний.

В процессе изучения иностранного языка учащиеся овладевают навыками во всех видах речевой деятельности - аудировании, говорении, чтении и письме. Но овладение этими видами речевой деятельности невозможно без такого важного аспекта как грамматика.

С одной стороны, в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, и возникают большие затруднения при ее изучении.

Цель  исследования - практически обосновать зависимость грамотной устной речи от сформированности грамматических навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Объект  исследования - процесс обучения английскому языку в средних классах.

Предмет исследования – грамматика английского языка как средство формирования грамотной устной речи.

Гипотеза – если формировать грамматические навыки с активным использованием штампов, речевых образцов, через систему упражнений, то формирование  грамотной устной  речи будет более эффективным.

В связи с  выше изложенным нами поставлены следующие задачи:

-выявить сущность процесса обучения английского языка в средних классах;

-систематизировать методы формирования грамматических навыков школьников;

-определить характерные особенности речевой деятельности школьников средних классов;

-изучить систему уроков, направленных на формирование грамматических навыков;

Методологической  основой нашего исследования явились работы следующих авторов:

-психологическими особенностями учащихся среднего звена занимались такие ученые, как Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., С. Л. Рубинштейн и др.

-теорией и методикой обучения иностранному языку занимались такие ученые, как Пассов E.И., Рогова Г.В., С.Г. Тер-Минасова, Шатилов С.Ф,, Бим И.Л., Китайгородская Г.А. и др.

-личностноориентированный подход в обучении рассматривали Бим И.Л., Бондаревская и др..

Практическая  значимость проведенной работы состоит в том, что данное исследование может быть полезным для молодых педагогов и студентов педагогических колледжей для развития грамотной устной речи школьников среднего звена посредством обучения грамматике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы обучения устной речи на уроках

английского языка

1.1.Сущность процесса обучения устно-речевым навыкам на

уроках английского языка

 

Обучение-это  целенаправленный, организованный процесс  взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении должны реализоваться цели и содержание процесса обучения.[2; 137]

Обучение - процесс  двусторонний, в нем воедино сливаются  преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему - педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

Организацию процесса обучения неоднократно рассматривали  в своих работах Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, И.Л. Бим и другие.

Обучение языку как универсальному средству общения, полагает А.А. Леонтьев, предполагает знание языка как функциональной системы, то есть системы языковых средств, в их «рабочем состоянии, в той деятельности, ради которой они только и существуют».[16;125]

В методике обучения иностранному языку существуют следующие цели обучения: практическая (прагматическая, коммуникативная), воспитательная, развивающая, общеобразовательная.

Практическая  цель обучения. Изучение иностранного языка дает учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях. Эти средства выступают для него в устной и письменной формах. Овладение этими формами общения и должно входить в практическую цель изучения предмета «Иностранный язык».

На среднем  этапе изучения иностранного языка предусматривается развитие и совершенствование речевых умений аудирования и говорения за счет накопления активной  лексики и средств грамматического оформления высказываний в связи с усложнением тематики и речевых ситуаций, расширения сфер общения. Повышаются требования к чтению вслух и про себя.

На среднем  этапе устная и письменная речь занимают в учебном процессе примерно равное место с некоторым перевесом в чтении. Накопление активной лексики и грамматики осуществляется через устную речь в ходе развития и совершенствования речевых навыков по лексическому оформлению высказываний и аудирования иноязычной речи. Большая работа должна проводиться по чтению. Письмо выполняет служебную роль на этом этапе и тесно связано с чтением и устной речью.

Конкретное  воплощение практической цели изучения иностранного языка в средней школе происходит на уроке в виде решения оперативных, тактических задач и во внеурочное время в самостоятельной работе учащихся при выполнении различных заданий.

Воспитательная  цель обучения. Изучение иностранного языка помогает нравственному воспитанию, целью которого является воспитание личности. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизм, интернационализм, гуманизм[2, 125].

 Организация действий учащихся с учебным материалом, их положительный настрой на самостоятельную работу определяется учителем, его знанием учащихся, профессиональным мастерством, пониманием той воспитательной функции, которую может выполнять иностранный язык как учебный предмет. На уроках воспитывается чувство коллективизма, усвоение учащимися элементарных правил этикета в общении, также воспитание в них умения внимательно слушать собеседника, вежливо реагировать на просьбы, вопросы собеседника, его замечания, вступать в общение. Таким образом, изучение иностранного языка формирует важную сторону личности - умение осуществлять общение.

В обучении иностранному языку осуществляется и трудовое воспитание, формируются навыки интеллектуального труда (работа с учебником, умение работать с лингафонным практикумом, звукозаписью, умение пользоваться словарями, грамматическими справочниками, умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию).

Изучение иностранного языка оказывает эстетическое воздействие. На среднем и старшем этапах ребят привлекают современные песни, танцы народов, язык которых они изучают. Эстетическое воспитание можно осуществлять путем знакомства школьников с выдающимися представителями культуры, используя для этого репродукции из журналов.

Таким образом, главной целью воспитания является формирование социально активной личности.

Образовательная цель обучения. Правильное употребление языковых средств обеспечивает возможность понимать друг друга, воспринимать и передавать мысли при общении. Изучение иностранного языка повышает общую языковую культуру выражения мысли, как на иностранном, так и на родном языке при условии хорошо поставленного обучения, что благотворно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при изучении других гуманитарных и естественных предметов. Оно развивает логическое мышление учащихся, т.к. само овладение языком связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, умозаключение. Обучение иностранному языку расширяет кругозор учащихся, повышает его общую культуру.

В образовательной  функции иностранного языка велика роль учителя. Он сам должен любить преподаваемый им язык и уметь зажечь любовь к нему у учащихся.[17,45]

  Развивающая цель обучения. Для более эффективного осуществления развития учащихся в ходе обучения иностранному языку необходимо придавать специальную развивающую направленность и включать учащихся «…в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсомоторные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационные сферы».[13; 87]

Развитие связано  не только с мышлением, но и с другими сферами личности. Разрабатываются приемы обучения, которые позволяют «задействовать» все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную при общении на иностранном языке.

Комплексное решение  задач воспитания социально-активной личности в большей мере зависит от того, какой уровень умений и навыков может обеспечить современная методика. Одна из таких методик включает в себя четыре группы умений и навыков:

  1. Учебно-организационные. Формируются в учебном процессе при использовании разных режимов работы: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик; в самостоятельной работе учащихся по устной речи, по чтению и письму, при использовании тестовой методики контроля, осуществлении самоконтроля и самокоррекции.
  2. Учебно-интеллектуальные. Развиваются за счет организации работы с учебным материалом при соответствующей его подаче. Обучение данным умениям и навыкам осуществляется при обучении логичности в построении иноязычных высказываний, при чтении, в ходе решения речевых задач.
  3. Учебно-информационные. Формируются при работе над устной речью и чтением.
  4. Учебно-коммуникативные. Обусловлены самой природой учебного предмета «Иностранный язык». Устная речь и чтение служат и средством и целью изучения языка. Овладение иностранным языком предполагает формирование умения строить высказывания различных типов.

Учителю необходимо не только знать, чему он должен учить, но и почему нужно учить компонентам содержания обучения. Исходя из современного уровня методической теории обучения иностранным языкам и пользования ею достижений смежных наук, была сделана попытка определить содержание обучения этому предмету в школе.[18,36] Оно включает три компонента:

  1. лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал.
  2. психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в коммуникативных целях.
  3. методологический компонент, связанный с овладением приемами обучения.
  4. Лингвистический компонент содержания обучения.

Информация о работе Обучение устно-речевым навыкам