Сепаратистская модель региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Абсолютистскую версию теории политического суверенитета развил английский философ Т.Гоббс. Согласно Гоббсу, для преодоления "естественного состояния" людей, выражающегося в войне всех против всех, необходимо учреждение государственной власти, обеспечивающей общий порядок и направляющей все действия людей к общему благу. Единственный путь, ведущий к созданию такой власти, - передача всей "власти и силы" (т.е. суверенитета) одному человеку или группе людей. Очевидно, что подобный подход исходит из принципа "целесообразного единства" государства и отрицает само явление сепаратизма как таковое.

Файлы: 1 файл

Сепаратистская модель региональной политики.docx

— 67.97 Кб (Скачать файл)

РЮО  провела референдум, и провозгласила независимость в 1992 году - в условиях  отмены Конституции ГССР и отсутствия законной власти в Тбилиси.  На тот момент  Республика Грузия не была субъектом международного права.  В 1992 году Республика Грузия во главе с З. Гамсахурдия    не имела международных договоров, а целостность Республики Грузия не была признана.  На нее не распространялась нома международного права о территориальной целостности. Более того, режим З. Гамсахурдия  был признан фашистским. В этих условиях действия южных осетин мотивируются еще и антифашистской борьбой. Иными словами,   Тбилиси в 1992 году не имел права давать  санкции  политическим и юридическим действиям  Республики Южная Осетия.   Кроме идеологии большевизма или нацизма, делающих Право  - формальным признаком режима, нет других причин  для отрицания международной правосубъектности РЮО.   Это совершенно очевидно. 

 

 

РЮО и Чеченская  республика

Важным является  отметить неправомерность сравнения правового содержания  взаимоотношений  РЮО и Республики Грузия, с одной стороны, и Чеченской  республики и Российской Федерации, с другой. В адрес РФ   часто звучит резкая критика  за поддержку так называемого «осетинского сепаратизма». Такие  сравнения являются профанацией   права  и преднамеренной подменой понятий, имеющей целью дискредитировать позиции России.   Первое и главное различие: РСФСР, в отличие от ГССР,  не отменяла своей Конституции, но стала правопреемницей СССР. В составе этой федерации закономерно находилась Чеченская Республика и продолжала оставаться после развала СССР.  Права чеченского народа и статус республики никто не собирался ликвидировать. Никто чеченцам не угрожал изгнанием, не собирался лимитировать чеченкам деторождение, не закрывал очаги культуры, не посягал на язык, не изгонял с мест работы по национальному признаку, не отбирал имущество. Но именно все это  происходило с осетинами в Грузии. Если бы Кремль, по примеру Тбилиси, отменил  Конституцию РСФСР и законы федерации, в соответствии с которыми Чеченская республика состояла в федерации, если бы  в РФ  свергли законную власть и узурпаторы установили  власть нелегитимного  Госсовета – не было бы никаких оснований  оспаривать независимость Чеченской республики.   В данном же случае,  в новой демократической России  Чечня значительно расширила свои права.   И даже в этих привилегированных   условиях чеченские лидеры не перестали преследовать сепаратистских целей,  заявляя  о полном выходе из РФ. Конфликт   вышел за пределы республики и стал напрямую  угрожать безопасности соседних республик  – полноправных членов Федерации.  Если Чечня считала себя юридически   независимой республикой -  вторжение в Дагестан  можно рассматривать как прямую вооруженную  агрессию против РФ. Если Чеченская Республика считалась составной частью федерации,  это не что иное, как  попытка сепаратистского вооруженного выхода из нее.   И в том и в другом случаях   нарушение права является фактом. В завязавшихся условиях  политические  радикалы провоцировали всевозможные преступления,  подрывали жилые дома, похищали людей, иностранных граждан.  Террор был объявлен по всей территории РФ. Власти в Чечне вели открытое сотрудничество с силами международного терроризма.  

 Была провозглашена  идея создания исламского государства,  которая подразумевала включение в него  всех исламских народов Кавказа, хотят они того, или нет. Запад готовил себе плацдарм на Кавказе для начала демонтажа РФ. В отличие от этого,  все действия   Южной  Осетии полностью соответствуют  условиям демократизации в СССР. Осетины всего то  обратилась к Тбилиси с просьбой повысить статус автономной области до уровня автономной республики. В это время и  ГССР и ЮО АО были еще в составе СССР,    конституционные процедуры позволяли делать подобные  обращения. И ни одного шага за пределы Южной Осетии  осетины не сделали, ничего нигде не подрывали, ничего поверх  права и политической целесообразности себе не требовали.  В ответ Грузия, в нарушение  существовавших норм права, отменила югоосетинскую автономию, сепаратно вышла из СССР, односторонне отменила советские законы, которые гарантировали пребывание осетинской автономии  в «составе»  грузинской федерации.   С этого   момента  Грузия лишилась всех  прав на Южную Осетию. После всех этих грубых нарушений закона  Грузия начала военную агрессию против Южной Осетии и устроила геноцид осетин.   А были еще 20-е годы. Тогда грузинские националисты, проводя независимую политику и пользуясь революционным хаосом, стремясь на развалинах империи построить  государство, огнем и мечом прошлись по Южной Осетии, устроив жесточайший геноцид. Это были кровавые силовые действия, которыми грузинские власти подменили вопросы права и морали. Современные историки и политические аналитики, на фоне огромного числа  жертв  большевистско-меньшевистских политических баталий,  уже неспособны осознать невероятные масштабы преступлений против народа Южной Осетии в 1920 году.  18 тысяч жертв геноцида и холокоста – это пятая часть малочисленного народа южных осетин – это около 25 млн.  русских из числа россиян, как если бы они были уничтожены сегодня и за менее чем один месяц военных действий. 50 тысяч беженцев осетин – это четверть  всех осетин Закавказья.  Это  30 миллионов   изгнанных,  в масштабах России.  Сожжение и разорение  117 осетинских сел равно  преступлению, равному  уничтожению   трети  России. Все 100% посевов Южной Осетии  были уничтожены. Это была нечеловеческая акция, направленная на вымирание  от голода  уцелевшего после погромов населения.  И на принуждение их покинуть родину.  Таким образом,  Республика Южная Осетия  с 1992 года является полноправным субъектом международного права  по существу. Она сложилась не только в полном соответствии с нормами международного права, но, что не менее важно,  самоопределилась в результате борьбы с  грузинским  фашизмом. Более того, на протяжении всех лет независимого существования РЮО показывает стремление к политической стабильности,  приверженности демократическому выбору, соблюдению всех договоренностей.   Сегодня единственным препятствием на пути признания независимости РЮО является  грубое применение   двойных стандартов.  Для доказательства  законности независимого статуса РЮО – достаточно   внимательного рассмотрения  существующих правовых оснований этой независимости. 

 

Абхазия и Чеченская  Республики

В последнее время, не имея возможности ликвидировать абхазскую  государственность ни политическим, ни военным путем, Грузия пытается спровоцировать ликвидацию абхазской государственности чужими руками. Для этого Грузия активно апеллирует к мировому сообществу, называя абхазцев «агрессивными сепаратистами», изобретая байки о пребывании в Абхазии бин Ладена, сравнивая Абхазию с мятежной Чечней. Причем руководители Грузии, бросившиеся строить параллели, умышленно вводят в заблуждение общественное мнение в надежде на то, что кто-то поверит им на слово и не станет разбираться в ситуации, как это уже однажды произошло при принятии Грузии в ООН и ОБСЕ, когда «на слово» поверили сказкам о легитимности Шеварднадзе, о нерушимости границ Грузии, о ее притязаниях на Абхазию и Южную Осетию.  
Основные доводы – Россия поддержала «сепаратистов» и в результате «бумерангом» получила Чечню, Россия придерживается двойных стандартов, с одной стороны поддерживая «террористов-сепаратистов» в Абхазии, с другой требуя от Грузии борьбы с террористами в Панкиском ущелье. 
Действительно, и абхазов и чеченцев с определенными оговорками можно назвать сепаратистами. Но давайте без эмоций разберемся в принципиальном вопросе – есть ли разница между поддерживаемым всем миром во главе с ООН «национально-освободительным движением» и «сепаратизмом»? 
Стремление к суверенитету - это естественное желание народа жить в своей стране, говорить на своем языке, самому выбирать собственное будущее. Суверенитет – это неотъемлемое право любого народа. И как правило оно может быть решено только с помощью сепаратизма, то есть отделения одной территории, населенной неким этносом от другой территории, населенной другим этносом. Причины желания отделиться могут быть самыми разными – от религиозных и расовых до исторических и идеологических. Вообще значительное число государств появились на политической карте мира именно благодаря сепаратизму. И в этом списке сепаратистов есть Индия и Эритрея, США и Грузия, Чехия и Хорватия. Но Индия в нашем понимании вела национально-освободительную борьбу за отделение от Великобритании, а баскские сепаратисты из ЕТА хотят разрушить такую замечательную страну Испания. Грузия восстанавливала свою многовековую государственность, а сепаратисты Квебека хотят уничтожить замечательную Канаду.  
Таким образом, национально-освободительное движение и сепаратизм отличаются друг от друга только нашим отношением к конкретному событию и явлению. Это похоже на «шпиона» и «разведчика». Если это «наш» - то он борец за национальное освобождение. Если он «не наш» - то он уже не борец за свободу, а сепаратист, к тому же агрессивный. 
Возвращаясь к Абхазии и Чечне, мы не можем не отметить, что государственности Абхазии и Чечни однозначно имеют сепаратистский характер. Республика Абхазия возникла именно из желания абхазского народа жить отдельно от Грузии. Точно такие же корни и у государственности уже не существующей Исламской Республики Ичкерия. Абхазы после их участия в кавказских войнах против России, выселялись в массовом порядке («махаджирство»). Чеченцы выселялись в массовом порядке при Сталине. В начале 90-х годов ХХ века и в Абхазии и в Чечне шла кровопролитная война. Как и Абхазия, Чечня ценою громадных жертв, обрела независимость. На этом все параллели заканчиваются и начинаются различия. 
Первое и самое главное – абхазская государственность имеет многовековую историю, в то время как Чечня никогда не имела собственной государственности. Абхазия добровольно вошла в состав Российской Империи в 1810 году для защиты от Османской империи, сохранив еще на 54 года после этого автономию в составе России. Чечня была силой присоединена к России в 1859 году.  
Абхазы с 1864 года не вели боевых действий против России. История чеченского народа - это история стычек с окружающими народами, но главное в этой истории - это 250 лет войн с российской экспансией на Кавказе. В периоды спада военных действий Чечня тут же погружалась в опустошительную трясину междоусобиц и кровавых межтейповых конфликтов.  
История абхазского народа и государства в последние века неразрывно связана с историей России. В отличие от чеченцев, абхазцы были почти всегда настроены пророссийски. Многочисленные и практически непрерывные войны, которые вела Абхазия в конце 18 и начале 19 веков были освободительными и, нередко на стороне абхазского народа выступали российские казацкие отряды и регулярная армия.  
Кроме могучей Османской империи Абхазию в разное время пыталась завоевать и Грузия. Так, после распада Российской Империи, Грузия объявила о суверенитете. Попутно она заявила о своих претензиях на территорию Абхазии и Кубани. После почти трехлетней оккупации этих земель Грузией, грузинские войска под командованием Мазниашвили были в марте 1921 года изгнаны с Кубани и из Абхазии совместными силами Красной Армии и абхазских отрядов «Киараз». 
Чечня также воевала, но против России, в составе которой находилась. Ощутимую помощь чеченским отрядам оказывали все та же Османская Турция, Грузия и ее сюзерены (Германия, а после ее поражения в 1 мировой войне Великобритания) с целью подорвать силы России, втянув ее в непрерывный конфликт на Кавказе. 
Историю Советской Абхазии можно назвать «историей одного подарка», который был сделан Иосифом Джугашвили Грузинской ССР. С 1921 по 1931 год Абхазия имела статус Союзной Социалистической Республики в составе СССР. Но в 1931 году Абхазская ССР «единогласным желанием населения», как было обычно для тех лет, была передана Грузинской ССР и обзавелась буковкой А – автономная. Статус Союзной Республики в составе СССР был понижен до статуса автономии в составе Грузинской ССР. С этого дня начинается история абхазского «сепаратизма». 
Руководство Грузинской ССР с момента «добровольно-принудительного» включения Абхазии в состав Грузинской ССР начало осуществлять политику ассимиляции абхазского народа. Насильственная ассимиляция, помноженная на массовые репрессии и полное уничтожение цвета абхазской интеллигенции, поставили абхазский этнос на грань полного исчезновения. В 1937–38 годах особым указом абхазский алфавит был переведен на грузинскую графическую основу, а в 1945 году абхазские школы – на грузинский язык обучения. Вот выдержки из Постановления бюро Абхазобкома КП (б) Грузии от 13 марта 1945 года: 
1.С целью улучшения качества учебно-воспитательной работы в школах Абхазской АССР, подготовки квалифицированных кадров из числа абхазов и идя на встречу пожеланиям широких масс абхазской интеллигенции, самих учащихся и их родителей, отменить существующую систему обучения в абхазских школах. 
2.Учитывая наличие общего алфавита и лексическое сходство грузинского и абхазского языков (ничего общего абхазский язык с грузинским в плане лексическом не имеет – авт.), а также знание значительной частью абхазского населения грузинского языка (что так же не соответствует действительности – авт.), перевести обучение в абхазских школах с 1945 – 1946 учебного года на грузинский язык. 
Были разработаны государственные программы по переселению жителей Грузии из восточной части республики, как правило бедной и не развитой, в Абхазию. В короткий срок, буквально в несколько десятилетий, абхазская нация из большинства превратилось в подавляемое меньшинство. Так, если по первой Всероссийской переписи 1897 года абхазы составляли 55% населения Абхазии, а грузины 25%, то в 1939 году - 18% и 29,5%, а в 1959 году (через 28 лет после присоединения Абхазии к Грузии) 15% и 39,1% соответственно. Руководство Грузии не собиралось останавливаться на достигнутом, были разработаны планы по значительно более массовому переселению грузин в Абхазию, а попутно около 90% абхазских топонимов было заменено на грузинские, создавались препятствия для возвращения домой абхазских молодых специалистов, получивших образование в России, закрывались абхазские газеты, абхазов просто «переписывали» в грузины, присваивая им грузинские фамилии. 
Руководство Грузии ясно осознавало, что для такой политики явно не хватает одного – идеологии. Такую идеологию дала спешно созданная в начале 50-х годов «научная» теория Павле Ингороква. Эта теория должна была довершить разгром и полную ликвидацию абхазского этноса. Согласно ей абхазы (апсуа) являются пришлым этносом, вторгшимся с Северного Кавказа и ассимилировавшим прежнее грузинское население региона – т.н. «абхазов средневековья». Против этой теории, под которой не было никакой научной основы, выступили даже грузинские историки. 
Несмотря на постоянный конфликт Чечни и России, последняя никогда не проводила политики по ассимиляции чеченского народа. В своем стремлении подчинить строптивый горный край Россия шла на эскалацию конфликта, на депортацию чеченского народа, но ни разу за всю двухвековую историю противостояния Россия не предприняла ни одного шага для насильственного изменения демографической ситуации в Чечне (опустим факт депортации чеченского народа Иосифом Виссарионовичем Джугашвили). Благодаря отсутствию политики ассимиляции чеченская нация в полной мере сохранила уклад жизни, культуру и язык, оставаясь численным большинством на своей земле и сохраняя историческое право жить и трудиться на своей земле. Россия никогда не пыталась объявить чеченцев «пришлыми» и на этом основании лишить их права на собственную автономию. 
Развал СССР и образование на его месте множества государств породил центробежные процессы дезинтеграции и сепаратизма на их территориях. В этих условиях Чечня оказалась в одной лодке с Абхазией. Абхазия хотела восстановить свою государственность, а Чечня страстно желала, впрочем как всегда, отделиться от России. Грубые ошибки руководства Грузии и России привели к разрастанию конфликта в горячую стадию – боевые действия. 
Несомненно, при самом общем рассмотрении видно определенное сходство между ситуацией в Абхазии и в Чечне (борьба за суверенитет), но, проведя более глубокую оценку, можно «невооруженным глазом» заметить множество кардинальных отличий, которые не позволяют проводить никаких параллелей, а скорее наоборот, покажут как сильно отличаются между собой сепаратизм абхазский и сепаратизм чеченский. 
У Абхазии после объявления ей о суверенитете в августе 1990 года не было возможности доказать свою способность существовать в качестве независимого государства, так как эта декларация не подразумевала создание суверенного государства, а декларировала лишь суверенитет в составе СССР в качестве Союзной ССР. После выхода Грузинской ССР из состава СССР и распада СССР уже в августе 1992 года Грузия развязала кровопролитную войну против Абхазии, окончившуюся полным поражением Грузии. Абхазия не стала агрессором, не перенесла боевые действия на территорию Грузии, ограничившись лишь освобождением собственной территории. С 1993 года начинается новая история суверенной Республики Абхазия.  
Первые годы суверенитета оказались наиболее тяжелыми для маленькой республики. Страна потеряла около полутора сотен тысяч своих жителей, бежавших из Абхазии от ужасов войны. Разрушенное войной хозяйство требовало восстановления, а денег на это катастрофически не хватало. Вдобавок, по инициативе Грузии, страны СНГ организовали жесточайшую экономическую блокаду Абхазии. Начался расцвет примитивного уличного криминала, у вконец обнищавшего народа постепенно таяли надежды на улучшение ситуации. На этом фоне руководство Абхазии приняло ряд экстренных мер по выводу республики из политической и экономической трясины, причем опираясь практически только на собственные силы, без помощи извне.  
В короткий срок заново были созданы органы исполнительной и законодательной власти (правительство и однопалатный парламент), усилен аппарат внутренних дел и государственной безопасности, начала действовать программа поддержки экономики. Результаты не замедлили сказаться. Уровень преступности начал неуклонно снижаться, особенно это стало заметно сегодня в курортных районах гагрского и сухумского районов, куда как и в довоенные времена поехали десятки тысяч отдыхающих. К 2000-му году министерство экономики Абхазии впервые отметило начало экономического роста.  
С 1991 года в Чечне были созданы все условия для де-факто суверенного существования и построения государства. Целый регион, богатый нефтью и полезными ископаемыми, с развитым промышленным производством и полноценным научным потенциалом, начал свое движение к независимости, о которой чеченский народ мечтал всю свою историю. Как воспользовалась республика этим подарком истории? Все помнят «подвиги чеченских финансистов» рисовавших поддельные авизо и перекачивавших миллионы рублей в карманы высших должностных лиц, все помнят «чеченские крыши» российских предпринимателей, все помнят чеченский криминал. Из-за постоянных притеснений начался отток русского и русскоязычного населения из республики, из-за чего промышленность Чечни, прежде работавшая на полную мощность, начала приходить в упадок, что повлекло за собой всеобщее обнищание населения и рост криминала. Так Чечня превратилась в гнездо криминала. В Чечне воровали людей, выходцы из Чечни устраивали бандитские налеты на приграничные с республикой районы России. Разгул криминала, поддержанный официальной властью Ичкерии, державшейся на добытых криминалом деньгах, приобрел небывалый размах. Итогом стала война, окончившаяся обретением Чечней де-факто независимости (хасавюртовские соглашения).  
К этому моменту Чечня стала уже оплотом терроризма, причем терроризм, исходивший из Чечни, имел мировой размах. Не имея возможности обуздать распоясавшихся бандитов и многочисленных полевых командиров, руководство чеченской республики Ичкерия постепенно сдавало позиции. Первым шагом стала отмена светских законов и установления законов Шариата. Далее - неконтролируемые процессы в Чечне привели к вторжению чеченских и арабских банд на территорию Дагестана, в ответ на которое Россия начала новую войну, на этот раз завершившуюся полным разгромом армии несостоявшегося исламского государства Ичкерия.  
Так продолжилась многовековая история абхазской государственности. Так завершилась коротенькая история чеченского государства и продолжилась история чеченского сепаратизма.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сепаратистская модель региональной политики