Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Файлы: 1 файл

Региональная политика.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Региональная  политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических  мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни  населения. Успехи или неудачи в  проведении региональной политики зависят  от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Одним из методов  проведения региональной политики является реанимация депрессивных регионов. Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

Перечислим наиболее распространенные причины кризисных  ситуаций в масштабе региона:

— значительное падение объемов производства;

— ухудшение  демографической ситуации, отрицательный  естественный прирост, приводящий к  депопуляции населения и ухудшению генофонда;

— увеличение безработицы  свыше 15% от экономически активного  населения;

— разрушение социально-экономической  инфраструктуры;

— неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

Меры региональной политики в депрессивных и кризисных  районах районах страны предусматривают:

 — прямую финансовая помощь;

 — займы  на выгодных условиях и налоговые  льготы;

 — создание  за счет государства производственной  и социальной инфраструктуры;

 — размещение  государственных заказов;

 — политика  направления в необходимое русло  миграционных потоков населения.

Общей закономерностью  региональной политики в высокоразвитых странах является зависимость антидепрессионной парадигмы от тонуса национальной экономической жизни, задающего определённое психологическое восприятие этой проблемы. В то же время в каждой стране используется индивидуальная система мер по оздоровлению экономики и подъёму социального развития. 

Региональная  политика стран-членов ЕС

Для характеристики региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:

Четыре так  называемые “интегрированные” страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно  являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы  на территории ЕС);

Другая  группа - Германия и Италия. Эти страны характеризуются большими внутренними различиями — между севером и югом Италии, а также между “старыми” и “новыми” землями Германии;

Еще территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие  в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости  населения.

В “интегрированных”  странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими  странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального  экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль.

Вторая группа стран (Германии и Италии), как уже  было сказано ранее, характеризуется  высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов.

В отношении  региональной политики скандинавских  стран можно сказать, что ее главным  направлением является решение Проблем  удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.

Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных  регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся  компаний в наиболее слабо развитых регионах.

Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области  региональная политика является по большей  части процессом промышленной реструктуризации регионов.

Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах  направлена на создание условия, которые  позволяют регионам полностью реализовать  имеющийся у них потенциал  и тем самым увеличить их вклад  в развитие национальной экономики.

В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;

Региональная  политика предполагает наличие скоординированного политического подхода. В странах  Европейского Союза в решении  этих проблем принимает участие  Европейская Комиссия — частично через деятельность Директората  по региональной политике, а также  через контролирующие функции Директората  по политике рыночных отношений.

Существует целый  ряд инструментов, которые имеют  разное значение для различных стран. С точки зрения исторического  развития выделяют пять больших классов  политических инструментов:

— средства, идущие на сдерживание размещения новых  предприятий в перенаселенных регионах;

— пространственное распределение деятельности государства  в области экономического развития;

— стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;

— формирование инфраструктуры;

— “мягкие” меры по стимулированию развития.

В настоящее  время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние  группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы  инвестиций, кредиты, субсидии в связи  с созданием рабочих мест и  т.п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или  инвестировать средства в проблемные регионы. К “мягким” элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т.д.

В “интегрированных”  странах набор политических инструментов существенно шире. Такой широкий  подход отражает большую глубину  региональных проблем. Для стимулирования развития региональной политики созданы  фонды: Структурные Фонды и Интеграционный. Данные структурные фонды занимаются вопросами, которые выходят за рамки инвестирования в производство, а именно оказание поддержки в развитии инфраструктуры и создание благоприятной среды для эффективного развития бизнеса. Интеграционный Фонд занимается крупными проектами в отношении развития инфраструктуры, которые находятся в прямой связи с транспортом и окружающей средой.

Страны Северной Европы принимают меры по расширению области действия региональной политики. Например, во Франции один из законов в области регионального развития формирует широкий спектр политических инструментов: регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, меры по стимулированию развития регионов и т.д. Также существует государственная система контрактов по планированию регионов, которая оказывает помощь наиболее бедным регионам.

Дания — это  единственная из стран ЕС, которая  с 1991 года не проводила программу  относительно стимулирования развития отдельных регионов. В Дании существует единая государственная система  социального обеспечения, также  функционирование финансовых механизмов направлено на то, чтобы избежать неравенства  в экономическом развитии отдельных  регионов, которое может повлечь  за собой различия в уровнях доходов и социальных возможностей.

В Великобритании политические меры пространственного  развития делятся на две категории:

— региональная индустриальная политика, которую можно  назвать политикой стимулирования;

— политика “возрождения”, включающая целый ряд программ пространственного  развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь все  настроены действовать совместно.

Важной отличительной  чертой политики “возрождения” является акцент на развитие отдельных регионов и повышение их конкурентоспособности. При финансировании используются “механизмы оспаривания” — распределение общественных средств между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время  эффективность от проведения политики “возрождения” возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз меньше, чем бюджет политики “возрождения”.

Анализируя политику в области регионального развития стран-членов ЕС, можно сказать, что  стимулирование регионального развития составляет ядро региональной политики, за исключением Дании. Это можно  объяснить тем фактом, что правила  оказания поддержки Директоратом по политике рыночных отношений в странах  ЕС предусматривают оказание помощи крупномасштабным проектам и только в определенных проблемных районах.

Рассмотрим механизмы  данного подхода на трех примерах:

— программный  подход Структурного Фонда, содействующий  развитию экономической и социальной интеграции внутри Европейского Союза;

— германская система  Совместного Решения Задач, созданная  для совершенствования региональных экономических структур GA, которая является результатом согласования между федеральным правительством и землями;

— французские  Контракты Планирования между государством и регионами (CPERs).

Все вышеуказанный  организации имеют различные  цели и механизмы, у них есть общая  главная особенность: они организуют участие различных элементов  управления в региональном развитии и объединяют их усилия.

1.Структурный Фонд

Программный подход Структурного Фонда внедряется с 1988 года, после реформации фондов регионального  развития, которые были созданы Европейским  Сообществом, для снижения различий в развитии регионов в Сообществе. Основной Структурный фонд, Европейский  Фонд Регионального Развития (ERDF) был  создан еще в 1975 году для финансирования “инвестиций в промышленность, ремесла  или обслуживание, создавая таким образом новые рабочие места или сохраняя уже существующие”. В 1988 году была введена новая система “программного подхода” Структурного Фонда, которая основывалась на активном продвижении к социально-экономической интеграции в ЕС с помощью снижения различий в развитии регионов внутри стран-членов и между ними.

Выделяют два  типа программ и области их применения:

— “Целевые”  программы, которые требуют оказания максимальной финансовой поддержки. Данные программы направлены на решение  проблем, являющихся на уровне ЕС наиболее приоритетными;

— Местные инициативы, которые имеют меньший объем  финансирования. Данные программы нацелены на решение конкретных проблем.

В качестве примеров таких программ можно привести следующие:

— Interreg — программа, нацеленная на развитие приграничных регионов двух и более соседних стран-членов ЕС;

— Rechar — программа, направленная на поддержание территорий кризисной добывающей промышленности;

— Adapt — программа, которая направлена на переподготовку кадров для адаптации к различным изменениям на рынке труда;

Сначала выбираются те области, которые наиболее нуждаются  в поддержке, и им предоставляется  необходимый объем финансирования. Далее, посредством сотрудничества между ЕС, национальным, региональным и местным уровнями разрабатываются  программы по региональному развитию на определенный срок (обычно несколько  лет). Разработка подобных программ осуществляется согласно установленным правилам, но допускаются некоторые отклонения в зависимости от экономической обстановки на местах.

Принцип субсидиарности является главным принципом в области распределения ответственности за разработку и внедрение программ Структурного Фонда. Функции передаются на тот низший уровень, на котором они могут осуществляться с максимальной отдачей.

Далее определяются территории, которые нуждаются в  поддержке и которым будет  направлено финансирование структурного фонда.

Информация о работе Региональная политика