Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Файлы: 1 файл

Региональная политика.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

После определения  территории для оказания необходимой  помощи, участвующими сторонами вырабатываются необходимые программные документы, определяются цели развития для каждого  региона в отдельности и политика по достижению поставленных задач в  течение нескольких лет действия программы.

После официального согласования и одобрения программы  Структурные Фонды начинают действовать  в данном регионе. Программы внедряются на основе партнерства, то есть сотрудничества между Комиссией и организациями  национального, регионального и  местного уровня, которые выдвигают  проекты.

2.Германская Совместная Задача для совершенствования региональных экономических структур.

В настоящее  время региональная политика в Германии является неотъемлемой частью национальной экономической политики. Целью национальной экономической политики является обеспечение  одинакового участия структурно слабых регионов в экономическом  развитии страны. В 1969 году сформировался  национальный инструмент в виде конституционного механизма согласования между землями  и федеральным уровнем области  регионального развития — Совместная Задача с целью совершенствования  региональных экономических структур .

GA предоставляет  землям полную, ограниченную лишь  общенациональными правилами, ответственность  в области осуществления региональной  политики развития. Помощь, которая  предоставляется GA, направлена только  на определенные территории, выделенные  для поддержки. Карта подобных  территорий согласовывается Плановым  комитетом GA и утверждается Европейской комиссией.

Такая карта  регионов составляется обычно на несколько  лет. Территории выбираются в ходе процесса, состоящего из трех фаз:

— Каждая из территорий западногерманского рынка труда  оценивается по ряду региональных экономических  показателей. Далее эти территории группируются в порядке убывания по принципам региональных неравенств. Территории, которые получают наивысший  ранг, включаются в список нуждающихся в поддержке GA.

— Земли получают возможность немного изменить такую  карту. В 1997 — 99 годах доля таких  изменений составила 5% и лишь 2% приходится на 2000 — 2003 годы.

— Указанные  карты передаются на рассмотрение в  Европейскую Комиссию. После этого  появляется возможность вносить  дополнительные предложения об изменениях на основе обсуждений.

Плановый комитет  предоставляет подробный годовой  Рамочный План (Rahmenplan), в котором указываются: территории, отмеченные на карте помощи, меры помощи, условия предоставления помощи и приоритеты регионального развития. План выпускается ежегодно, но при этом каждый входит в четырехлетний период, включающий тот год, когда план был согласован, и следующие два года, например, план на 1995 год на период 1995—98. Таким образом, планы обеспечивают предсказуемость последующего планирования как минимум на следующие три года.

Выделяют  вид проектов — развитие концепций интегрированного регионального развития. Земли сами должны выбирать те виды деятельности, которые больше всего нуждаются в финансировании. Для предоставления финансовой помощи проекты отбираются на основании ряда условий. Первое — фирмам необходимо выполнить “первичный эффект” — их товары и услуги должны пользоваться спросом на рынках, находящихся за пределами данного региона. Необходимо показывать рост, который приводит к чистому положительному воздействию на экономику регионов. “Положительный список” содержит все основные отрасли, которые соответствуют данному условию. Второе — инвестиции призваны создавать или сохранять рабочие места в регионах, нуждающихся в поддержке.

За последние  десять лет было сделано много  шагов в области обеспечения  подходов к структурной политике “снизу”, от земель. Такие достижения произошли благодаря разработке концепций интегрированного регионального  развития, которая предполагает участие  всех соответствующих органов власти региона. Концепции регионального  развития являются гибкими инструментами, способствующими региональному  развитию и более эффективному установлению приоритетов целей.

3. Французские плановые контракты между государством и регионами

Во Франции  плановые контракты между государством и регионами являются децентрализованным элементом национальной социально-экономической  системы планирования. Плановые контракты (CPER) были введены законом от 29 июля 1982 года, и представляли собой контрактные  соглашения на несколько лет между  государством и региональными властями.

При изменении  политических и экономических условий  подобные планы должны были стать  средством оптимизации распределения  ответственности за региональное планирование между различными органами государственной  власти. Эти контракты отличались от других двух указанных выше систем тем, что они осуществлялись параллельно  с “деконцентрацией” по отношению к представителям государства в регионах и децентрализацией к региональным властям.

Контракты носят  универсальный характер: каждый регион составляет контракт с государством, который всецело нацелен на экономическое  развитие. С 1989 года особое внимание сосредоточено  на предоставление дополнительных финансовых средств регионам, имеющим особые проблемы.

Подготовка контрактов длится обычно до двух лет и включает в себя три этапа:

— правительство  устанавливает приоритеты региональной политики;

— региональные префекты подготавливают проекты планов, получая при этом консультации у  президента регионального совета и  плановых комитетов. В консультациях  принимают участие все основные региональные организации самоуправления.

Далее подготовленные планы согласовываются между  регионами и государством индивидуально, затем они вносятся в число  приоритетов национального плана  и становятся официальным 

Следует отметить, что внутренняя организация и  направленность каждого CPER различны, отражая  тем самым регионализированный процесс развития в рамках, установленных национальным уровнем.

Плановые контракты  имеют различия: подготовка контрактов (степень и характер консультаций, стратегическая подготовка), организация  и направленность политики, структура  баланса расходов в различных  областях воздействия, перечень мероприятий  для выполнения таких обязанностей, как мониторинг и оценка. Также  в контрактах учитываются индивидуальные региональные особенности.

Мероприятия, которые  финансируются по контрактам, отличаются своим многообразием и включают большое число различных организаций  и отделов. Они классифицируются на четыре большие группы:

- физическая  инфраструктура;

- программы согласованных  действий в целях регионального  развития, направленные на территории  с особыми проблемами;

- обучение, проведение  исследовательских работ, финансирование ВУЗов и т.д.;

- мероприятия  по повышению занятости и экономического  развития, нацеленные на улучшение  бизнес-среды для малых предприятий путем предоставления грантов и консультаций. 

Региональная  политика в США 

Экономическое развитие США географически очень  неоднородно. Часто динамично развивающиеся  районы с относительно высоким уровнем  благосостояния соседствуют с депрессивными  районами бедности.

Особый интерес  с точки зрения опыта регионального  управления представляют так называемые независимые агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства и т.п.

Основной целью  вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом  развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны. Так, в 1933 г. был принят закон об организации государственной корпорации — Администрации долины Теннесси.

Уже с 60-х годов  региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов. Данная политика обусловлена не только желанием устранить региональные противоречия, но и стимулировать экономический рост с изменением структуры хозяйства.

С данной целью был принят ряд законов:

— в 1965 году закон  об общественных работах и экономическом  развитии (определены основные направления  помощи депрессивным районам);

— в 1965 году закон  о создании Аппалачской региональной комиссии, (о целевом развитии региона  Аппалачских гор, депрессирующего более 30 лет);

— в 1972 г. закон  о сельском развитии (определены основные направления федеральной политики в отношении сельскохозяйственных районов);

— в 1975 г. закон  о региональном развитии.

Основной формой реализации региональной политики в  США являются различного рода целевые  региональные программы. Общегосударственные  региональные программы рассматриваются  на уровне федеральной законодательной  и исполнительной власти США и  финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким  программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные  цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры  ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права  и обязанности органов, на которые  возлагается руководство проведением  программных мероприятий.

Согласно закону о межправительственном сотрудничестве 1968 года президент США получает право  устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок  рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние  на экономическое развитие того или  иного района.

Руководство региональными  программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых  учреждений в системе федерального правительства и специально созданных  совместных федерально-штатных органов.

Региональная  политика Великобритании

Великобритания  имеет весьма давние традиции регионального  управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые  исследователи считают, что старт  региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов  прошлого столетия с целью устранения так называемой «петли безработицы» (регионов с весьма низким уровнем  занятости населения). В 1928 г. правительство  создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое  занималось в основном депортацией  рабочих из депрессивных районов  в более развитые.

В 30-е годы ХХ века в Великобритании по поручению  правительства проводится целый  ряд региональных исследований, в  результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (прежде всего, региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим». Дальнейшее развитие теории и практики регионального управления привело к тому, что в последствии в указанный закон были внесены многочисленные поправки, позволяющие предоставлять в депрессивных регионах займы для малого бизнеса, крупные кредиты Казначейства для больших компаний, льготные правительственные контракты, налоговые льготы и т.п.

В послевоенные годы правительство Великобритании усилило внимание к региональным проблемам страны. В 1945 г. был принят Закон о распределении промышленности, в котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов на промышленное строительство. Принятый в 1960 г. Закон о местной занятости добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах. Ряд последующих аналогичных законодательных актов (1963, 1966, 1970, 1972 и 1975 гг.) существенно укрепил и расширил стимулы для проблемных регионов, перечень которых уже содержал льготные субсидии на приобретение основных фондов, свободную амортизационную политику, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития и др. Динамика прямых затрат Казначейства Великобритании в 1960–1980 гг. на региональную политику свидетельствует о семикратном их увеличении за рассматриваемый период.

Информация о работе Региональная политика