Благонадежность и лояльность персонала как элемент кадровой безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем представляется проблема безопасности. Безопасность – это состояние защищённости объекта (субъекта) и (или) систем на основе правовых или иных критериев оценки их жизненно важных интересов (условий) существования (жизнедеятельности) в социально-экономических и природно-экологических сферах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ И БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 5
1.1 Надежность и неблагонадежность как качества личности в правовом поле 5
1.2 Лояльность как субъективные чувства личности в качестве сотрудника хозяйствующего субъекта, соотношение лояльности и надежности 8
ГЛАВА 2. ОБЗОР И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА………………………….. 13
2.1 Методы и алгоритм приема персонала на работу 13
2.2 Методы и методики оценки сотрудников 25
ГЛАВА 3. СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 36
3.1 Кадровая безопасность компании как компонент службы экономической безопасности. 36
3.1.2 Функции и обязанности работников кадрового органа. 41
3.1.3 Планирование персонала с точки зрения кадровой безопасности. 50
3.2 Предложения по совершенствованию работы кадрового органа по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта. 55
4. ИССЛЕДОВАНИЕ. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Файлы: 1 файл

Диплом_Благонадежность.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Сознательно не упоминаются другие аспекты увольнения: административных, законодательных, психологических. В данный момент задача — показать опасности, которые связаны с уволь­нением сотрудника. Их истинная причина кроется в невысокой бла­гонадежности. Еще одна задача — показать пути минимизации воз­можных вредных последствий для обеих сторон.

Стоит отметить и метод, используемый в некоторых российских компаниях: при приеме на работу кандидат помимо всех документов подписывает заявление об увольнении по собственному желанию и не проставляет в нем дату. Таким образом, у линейного руководителя всегда есть подписанное заявление, и он может в любой момент уволить сотрудника. Данный метод не является законным, однако иногда используется.


Глава 3. Служба экономической безопасности в сфере кадровой политики хозяйствующего субъекта

3.1 Кадровая безопасность компании как компонент службы экономической безопасности.

Известно, что в понимании вопросов безопасности компании ее персоналом и даже руководством существует несколько распространенных ошибок.

Итак, для начала о терминах. Что же такое кадровая безопасность, и что такое “безопасность предприятия” вообще?
Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия (ЭБП) является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической). Ее иногда называют еще “кадровой и интеллектуальной” составляющей ЭБП. Несколько слов об иных элементах ЭБП:

 финансовая безопасность рассматривает и регулирует вопросы финансово-экономической состоятельности предприятия, устойчивости к банкротству, определяет параметры платежеспособности и другие “денежные” характеристики;

 силовая безопасность занимается режимами, физической охраной объектов и личной охраной руководства, противодействием криминалу, взаимодействием с правоохранительными и другими государственными органами;

 информационная безопасность основана не только на защите собственной информации, в том числе конфиденциальной, но и проводит деловую разведку, информационно-аналитическую работу с внешними и внутренними субъектами и т.д.;

 технико-технологическая безопасность предполагает создание и использование такой технической базы, оборудования и основных средств производства, и таких технологий и бизнес-процессов, которые усиливают конкурентоспособность предприятия;

 правовой безопасностью подразумевает всестороннее юридическое обеспечение деятельности предприятия, грамотную правовую работу с контрагентами и властью, решения иных правовых вопросов.

Теперь непосредственно о понятии “кадровая безопасность”. Это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом.
Невооруженным взглядом видно, что кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности компании, так как она “работает” с персоналом, кадрами, а они в любой составляющей первичны.

В работе с персоналом какое подразделение первично? Конечно – служба персонала (назовем это подразделение так). Таким образом, служба персонала – более важный субъект в кадровой безопасности, чем служба безопасности.

Здесь нам придется развеять еще одно заблуждение, связанное с тем, что кадровой безопасностью должна заниматься только служба безопасности. Вся деятельность служб персонала может быть разложена на этапы (поиск, отбор, прием, адаптация и т.д. вплоть до увольнения и далее) и на каждом этапе присутствует масса вопросов безопасности, решаемых именно “персональщиками”. Любое действие менеджера по персоналу на любом этапе – это либо усиление, либо ослабление безопасности компании по главной ее составляющей – по кадрам.
Около 80% ущерба материальным активам компаний наносится их собственным персоналом. Только 20% попыток взлома сетей и получения несанкционированного доступа к компьютерной информации приходит извне. Остальные 80% случаев спровоцированы с участием персонала компаний.

Также невозможно обойти вниманием и общемировую статистику, применимую к России: 10-15% всех людей являются нечестными по определению, 10-15% абсолютно честны, остальные 70-80% – колеблющиеся, то есть те, кто поступит нечестно, если риск попасться будет минимальным.

Немного американской статистики. На мой взгляд, в рамках обсуждаемой проблематики приводимые относительные данные очень близки отечественным показателям. Обратите внимание на динамику: стоимость преступлений, совершенных должностными лицами и работниками американских компаний, в 1980 году составила $50 млрд., в 1990 – $250 млрд., в 1998 – $400 млрд., в 2002 – $600 млрд. Кстати, последняя цифра означает, что каждый работник каждой американской организации (в исследовании участвуют частные и государственные учреждения и предприятия), крадет у своего работодателя больше 12 долларов в день круглый год[1].

Мошенничество сотрудников стало основной причиной вынужденного закрытия около 100 американских банков за последние 20 лет. 95% ущерба, понесенного в банковской сфере США, образуется при непосредственном участии персонала банков и только 5% за счет действий клиентов и иных лиц. И это при их хваленой передовой системе «safety & security» и средствах, выделяемых на защиту активов.

В среднем, все эти заграничные и подобные им отечественные проблемы стоят от 6 до 9% прибыли. Приведены данные только об умышленном нанесении ущерба персоналом без стоимости ошибок, неграмотного использования ресурсов, стоимость непрофессионализма и отсутствия компетентности, бездействия, нелояльности и прочее. Это тоже имеет отношение к кадровой проблеме, к кадровой безопасности. И никакая служба безопасности не решит эти проблемы самостоятельно, без помощи подразделения, чья деятельность прямо направлена на работу с персоналом.
Специалисты кадровых служб имеют возможность почти на 60% снизить убытки компании, связанные с персоналом и трудовыми отношениями в целом.

В определении кадровой безопасности отмечалось, что это процесс предотвращения угроз. О каких угрозах идет речь? Они представляют собой негативные воздействия, отрицательно влияющие на состояние кадровой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Проще говоря, безопасность – это предотвращение убытков. Для этого необходимо проводить постоянную работу на предотвращение угроз, вызывающих эти убытки.

Следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия – это действия, явления или процессы, не зависящие от воли и сознания сотрудников предприятия и влекущие нанесение ущерба. В свою очередь, к внутренним негативным воздействиям относятся действия (умышленные или неосторожные) сотрудников предприятия, также влекущие нанесение ущерба.

Обратив внимание на небольшой список профильных угроз, еще раз нужно убедимся в том, что обеспечение кадровой безопасности является важнейшей составляющей работы менеджера (директора) по персоналу. Например, внутренние опасности таковы:

                       несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям (это ли не опасность, ведущая к убыткам?);

                       недостаточная квалификация сотрудников (это ли не проблема, решить которую обязаны кадровики?);

                       слабая организация системы управления персоналом;

                       слабая организация системы обучения;

                       неэффективная система мотивации (это ли не разрушение лояльности и, следовательно, увеличение ущерба от бездействия, саботажа и т.п.?);

                       ошибки в планировании ресурсов персонала;

                       снижение количества рационализаторских предложений и инициатив;

                       уход квалифицированных сотрудников;

                       сотрудники не ориентированы на решение внутренних тактических задач;

                       сотрудники не ориентированы на соблюдение интересов подразделения;

                       отсутствие или “слабая” корпоративная политика;

                       некачественные проверки кандидатов при приеме на работу.

 

Добавим примеры внешних опасностей:

                       условия мотивации у конкурентов лучше (нетрудно при таком раскладе спрогнозировать уход специалистов к конкурентам – это угроза, влияние на которую имеет HR-менеджер);

                       установка конкурентов на переманивание;

                       давление на сотрудников извне;

                       попадание сотрудников в различные виды зависимости;

                       инфляционные процессы (невозможно не учитывать при расчете заработной платы и прогнозировании ее динамики).

Бесспорно, все эти негативные воздействия внешней среды оказывают влияние на процессы внутри предприятия, в целом, на ее безопасность по кадровой составляющей.

При этом, надо отметить, что работает принцип “компенсации недостаточности внимания” к отдельным факторам. Не сделали прием на работу частью системы безопасности, не заботитесь об укреплении лояльности персонала – серьезные ресурсы потратите на контроль, выявление и расследование убытков.

Таким образом, кадровая безопасность, являясь элементом экономической безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как “безубыточные”. Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале менеджера по персоналу, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы, при условии, что в компании присутствуют все этапы организации и управления персоналом.

С точки зрения безопасности в подходе к трудовому взаимодействию присутствует одна маленькая и не всегда заметная деталь – каждый кандидат на вакансию, каждый работник предприятия должен ежеминутно рассматриваться в том числе и как источник риска, источник потенциальной угрозы. И не только это крайность в части умышленного нанесения ущерба, а и в отношении опасности причинения убытков, связанных с низкой квалификацией, наоборот – с невозможностью применить высокий профессионализм; с недовольством своей работой и условиями труда; с отсутствием четко и однозначно закрепленных юридических правоотношений; с неадекватной оценкой результатов труда; со слабым прогнозированием и контролем благонадежности и т.д.

3.1.2 Функции и обязанности работников кадрового органа.

Рассмотрим и проанализируем содержание основных функций службы персонала в разрезе кадровой безопасности.
Начнем с того, что сгруппируем функции по блокам, каждый из которых, в свою очередь, напомним перечнем мер или мероприятий, прямо или опосредованно влияющих на состояние кадровой составляющей экономической безопасности предприятия. Здесь необходимо отметить, что службе персонала не принадлежат все без исключения рассматриваемые ниже функции обеспечения безопасности, однако организация либо действенное участие этой столь важной службы в описываемых мероприятиях все же необходимо для достижения наилучшего результата.
Кроме того, постановка и выполнение указанных далее задач в рамках этого функционала является основополагающим моментом для управления безопасностью по кадровой составляющей, дает необходимый базовый инструментарий для разработки и внедрения перечисленных далее мероприятий.

 

Полномочия.

Безусловно, для правильного восприятия своей роли в обеспечении жизнедеятельности компании служба персонала, ее ключевые сотрудники должны быть, в известной мере, наделены соответствующими полномочиями в сфере обеспечения экономической безопасности.

Прежде всего, эти полномочия просто должны быть реальными, они должны быть публично делегированы и документированы. Каким образом роль носителя этих полномочий сама по себе должна четко пониматься сотрудниками этого подразделения. Кроме того, представляется значительным понимание этого факта руководителями бизнеса. Ведь службы персонала – это не отдел кадров советских времен, это не механизм по приему на работу и увольнению, это один из важнейших ресурсов предприятия по обеспечению его устойчивости на рынке. На всех уровнях должно декларироваться: “Служба персонала обеспечивает безопасность”.

Одним из согласованных полномочий при обеспечении кадровой безопасности должен быть непосредственный доступ должностных лиц службы персонала к необходимым для этого корпоративным ресурсам. Эти ресурсы очевидны: планы стратегического развития (или стратегические планы развития) компании, информационные массивы, в том числе конфиденциального характера, аналитика, внутрифирменные и внешние исследования, финансы на соответствующие программы кадровой безопасности (на привлечение квалифицированных кадров, на управление лояльностью) и т.д.

Следующее полномочие заключается и в праве, и в обязанности службы персонала участвовать в разработке документационного обеспечения безопасности. В Трудовом Кодексе РФ, например, прямо указан ряд документов, непосредственно влияющих на безопасность предприятия, и служба персонала как раз обязана обеспечить их наличие, правильность, работоспособность и отсутствие негативных юридических последствий. К таким документам, в первую очередь, относятся:

Информация о работе Благонадежность и лояльность персонала как элемент кадровой безопасности