Влияние пресс-службы на информированность общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении особенностей влияния пресс-службы на информированность общества.
Задачи:
Рассмотреть сферу деятельности пресс-службы;
Изучить принципы работы пресс-службы;
Определить виды предоставления информации;
Выявить способы воздействия на информированность общества.

Содержание работы

Введение ..............................................................................................3
Глава 1. Организация деятельности пресс-службы
1.1. Сфера деятельности пресс-службы ...........................................5
1.2. Функции пресс-службы ............................................................10
Глава 2. Особенности влияния на информированность общества
2.1. Виды предоставления информации .............................................16
2.2. Способы воздействия на информированность общества..............20
Заключение ...........................................................................................26
Список литературы .............................................................................29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx!.docx

— 68.29 Кб (Скачать файл)

Пресс-служба использует в своей деятельности приёмы паблик рилейшнз (управление информацией, спин-докторинг и т. д.)  и журналистики (работа с информацией, использование журналистских жанров). В  связи с этим уместно говорить об амбивалентности природы пресс-службы, которая существует, по нашему мнению, на стыке  взаимодействия двух ключевых субъектов массово-коммуникационной деятельности – пиара и журналистики.

Поэтому для определения  собственных  функций пресс-службы, мы рассмотрим  функции пиара и журналистики.

Перед сравнительным анализом выделим  основные группы функций пиара и журналистики. Теоретики журналистики и пиара по- разному их структурируют.

Так, С.Корконосенко систематизировал  функции журналистики с точки зрения субъекта деятельности, обозначив четыре базовых  субъекта: государство, общество, аудитория и  корпорация.

К группе государственных функций он относит функцию агитации и пропаганды, к  группе общественных функций – функции самоорганизации, коммуникативную функцию, функцию выражения общественных интересов.15

Систематизирование функций по отношению к четырём базовым субъектам публичной коммуникации, выделенное исследователем, видится нам наиболее правильным и  логичным. Именно государство, общество,  аудитория и корпорация являются субъекта- ми информационного пространства.

Е. Ахмадулин классифицирует функции журналистики, исходя из социально- политической организации общества, фактора общественных интересов, культурно-образовательного фактора, технико-технологических и экономических факторов,  отдельно при этом выделяя информационно-коммуникативную функцию.16

По сути, в основе данной классификации уже  выделенные Корконосенко базовые субъекты  информационного пространства, которые мы  упоминали.

Рассмотрев функции журналистики, обратимся к функциональным особенностям паблик рилейшнз. Так, А. Кривоносов обозначает две основные группы функций паблик рилейшнз: гносеологические и социологические.

Гносеологические функции характеризуют пиар как явление, способное отражать  природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы. Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему.

К первой группе автор относит познавательную и функцию конструирования публичного дискурса. Вторую группу он делит  на адаптирующие функции (воспитательные  и функции социализации), функции культурной трансформации, функции социорегуляции (информационная, целеполагающая,  управленческая). 17

Принимая во внимание, что пресс-служба  активно использует инструменты пиара и  приёмы журналистики, выделим следующие,  характерные для неё группы функций: функции социализации, реализующиеся путём распространения сведений и влияния на их  восприятие, и ценностно-ориентационные  функции, направленные на формирование  взглядов и убеждений. К первой мы будем относить информационную, коммуникативную,  просветительскую. Ко второй – идеологическую, функцию формирования общественного мнения и организаторскую.

Безусловно, главная функция любого  субъекта массово-коммуникационной деятельности – информационная. Журналистика реализовывает её путем распространения  достоверной и объективной информации.  Информационная функция в пиаре ничего  общего с объективным информированием не имеет. Речь, конечно, не идёт о прямой лжи и искажении фактов, скорее это распространения, развития, изменениях федерального или регионального законодательства.

Идеологическая функция журналистики,  реализующаяся в формировании у аудитории  представлений, взглядов и оценок в отношении различных явлений и сторон социальной  жизни может быть выделена как ценностно-ориентационная или управляющая функция  пресс-службы. Пресс-служба, по сути, формирует у аудитории нужное ей мировоззрение. Здесь же может быть отдельно выделена  функция формирования общественного мнения.18

В данном случае налицо вновь нарушение принципа объективного информирования и манипулирования общественным сознанием.

Исследователи В. Пугачёв и А. Соловьёв  считают, что идеологическая функция непосредственным образом связана с функцией  социализации и образования. В журналистике, по их мнению, это именно  так и происходит – информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах,  поскольку массмедиа снабжает их знаниями  и сведениями и помогает правильно сориентироваться в потоке информации. Пресс-служба, как инструмент паблик рилейшнз,  активно выражает позицию своего заказчика  в качестве единственно правильной, не приводя разнообразного спектра мнений и суждений.

Организаторская функция в журналистике, по мнению Е.Ахмадулина, нацелена на достижение определённых перемен в социальной практике, в поведении социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов путём анализа фактов и явлений  текущей действительности, критики недостатков и рекомендаций по их устранению.

В паблик рилейшнз эта функция сводится к выстраиванию эффективных отношений  со СМИ, созданию условий для взаимопонимания между субъектом и объектом информационной деятельности. И пресс-служба реализует функцию с пиар-позиций: организует пресс-конференции, брифинги, интервью ньюсмейкеров, занимается аккредитацией, разработкой и проведением информационных кампаний, создаёт журналистские пулы, зачастую пресс-служба занимается и  event-менеджментом, создавая из обычной,  повседневной, рутинной деятельности лидера новостные сообщения, интересные для  журналистов. 19

Анализируя функции, преобразующие  действительность, следует отдельно выделить управленческую функцию пресс-службы. При этом следует принять во внимание, что пресс-служба, будучи частью управленческого аппарата, выполняет эту функцию в рамках своих полномочий, управляя  информационными потоками, журналистами  и редакциями.

Проанализировав функциональные особенности пресс-службы, мы вынуждены констатировать, что в современных российских условиях она, к сожалению, до сих пор зачастую выступает в качестве субъекта манипулятивного воздействия на аудиторию, и не  является эффективным социальным инструментом для создания равноценного диалога между властью и гражданским обществом.

Это приводит к необъективному восприятию аудиторией развития политических и  социально-экономических отношений в обществе.20 Сознательное стремление многих современных пресс-служб в нашей стране представить картину дня в более благожелательном виде, чем она есть на самом деле, приводит в конечном итоге к аберрации массового  сознания, что отражается на политических  предпочтениях людей, степени их гражданской ответственности, создаёт нежелательные последствия для национального развития во всех сферах жизни. Таким образом,  определение критериев эффективного развития пресс-службы в органах государственной  власти является не только сугубо теоретической проблемой, но имеет практическую потребность для обеспечения эффективности общенационального развития России.

Проанализировав функциональные особенности пресс-службы, мы вынуждены констатировать, что в современных российских условиях она, к сожалению, до сих пор зачастую выступает в качестве субъекта манипулятивного воздействия на аудиторию, и не  является эффективным социальным инструментом для создания равноценного диалога между властью и гражданским обществом.

Это приводит к необъективному восприятию аудиторией развития политических и  социально-экономических отношений в обществе. Сознательное стремление многих современных пресс-служб в нашей стране представить картину дня в более благожелательном виде, чем она есть на самом деле, приводит в конечном итоге к аберрации массового  сознания, что отражается на политических  предпочтениях людей, степени их гражданской ответственности, создаёт нежелательные последствия для национального развития во всех сферах жизни. Таким образом,  определение критериев эффективного развития пресс-службы в органах государственной  власти является не только сугубо теоретической проблемой, но имеет практическую потребность для обеспечения эффективности общенационального развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  влияния на информированность общества

 

2.1. Виды и инструменты предоставления информации

 

Информационное воздействие является одним из ключевых моментов эффективной деятельности пресс-служб.21

Пресс-служба реализует свою деятельность посредством работы со средствами массовой информации и имеет  базу данных средств массовой информации.

База данных средств массовой информации представляет собой список всех средств массовой информации, функционирующих в конкретном регионе. Их можно разделить на:

  • Региональные.
  • Центральные.
  • Региональные приложения центральных средств массовой информации.22                                                       

Основная задача пресс-секретаря  организации состоит в том, чтобы  об организации не только знали, но и не забывали. Вследствие этого  нужен творческий подход к работе и правильное применение внутреннего  информационного поля организации.

Информационным поводом  может стать и удачно сказанная  фраза руководителя организации, если ее верно подать. Информация должна быть подана так, чтобы она интересовала читателей, зрителей, и слушателей. Поэтому грамотно составленный информационный повод представляет собой залог успеха в деятельности пресс-службы.23

Рассмотрим главные каналы распространения информации.

  1. Прямая почтовая рассылка.
  2. Раздаточный материал. Листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари могут, как раздаваться непосредственно потребителю, раскладываться в почтовые ящики, так и быть вывешены в местах наибольшего скопления потенциальных потребителей.
  3. Теле-, кино- и радиореклама. Кино и видеоклипы, рекламные и презентационные фильмы, радио и телепередачи. Размещение на эфирных и кабельных каналах, прокат в кинотеатрах перед сеансами, дозапись при тиражировании видео- и аудиозаписей.24
  4. Электронная почта и Интернет. В последнее время большое распространение получила электронная почтовая рассылка по заранее составленному списку электронных адресов. В базу данных можно включить все средства массовой информации, интересующие  фирмы, учебные заведения и др.
  5. Периодическая печать.
  6. Наглядная реклама. Сюда относятся уличные рекламные щиты, баннеры и растяжки, которые размещаются во время различных мероприятий, рекламу на транспорте.25
  7. Сувенирная продукция. Ручки, бейсболки, папки, портфели, майки и т.д., которые могут быть применены и в качестве призов при проведении различных конкурсов, и в качестве подарков влиятельным людям.
  8. Участие в массовых мероприятиях. Произнесение рекламных слоганов во время проведения акций, концертов, шествий, пикетов и т.д.

Самыми существенными инструментами пресс-секретаря можно назвать ряд информационных материалов. Вот некоторые из наиболее распространенных коммуникационных инструментов:

 Пресс-релиз содержит новости, предоставленные в адекватной, лаконичной и интересной форме. Пресс-релиз обычно составляется как информационная статья, изложенная на одной или двух страницах. Точно так же как в новости, первый абзац должен отвечать на шесть основных вопросов – кто, что, где, когда, почему и как.26

Подобно информационной статье, пресс-релиз пишется по принципу перевернутой пирамиды. Первый абзац  содержит наиболее значимую информацию; следующие абзацы раскручивают эту информацию и дают добавочные детали в порядке убывания важности. Менее важная информация приводится в конце. Предложения и абзацы в пресс-релизе должны быть короткими, чтобы их быстро мог просмотреть корреспондент, и не должны содержать жаргона, сокращений, не разъясненных подробностей или штампов.

Журналисты, скорее всего, обратят  внимание на пресс-релизы, написанные в стиле информационного материала, без обилия ярких эпитетов.

Стандартный пресс-релиз (или  ньюс-релиз) должен включать:

  • Имя должностного лица;
  • День и место события;
  • Заголовок.27

Компетентно составленный пресс-релиз  включает:

  • Информацию исключительно о существенных событиях сегодняшнего или завтрашнего дня.
  • Размещение более значительной информации в первых предложениях или первом абзаце.
  • Применение живого, оригинального и легко цитируемого языка.
  • Текст должен быть грамматически, орфографически и стилистически отредактирован. 28

Анонс сходен с пресс-релизом, хотя готовится для объявления о предстоящем событии, чтобы средства массовой информации имели возможность быстро дать оценку предоставленному событию и приять решение о его освещении. Анонс так же должен отвечать на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как. Его объём не должен превышать одной страницы.

Пресс-памятки  включают в себя информацию о предполагаемых мероприятиях и пресс-конференциях. Памятки должны быть заблаговременно разосланы представителями средств массовой информации. Памятки строятся подобно пресс-релизу.

Информация о работе Влияние пресс-службы на информированность общества