Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
Определить основные виды современных библиотечных услуг и продуктов, дать их понятия.
Изучить условия и перспективы развития современных библиотечных продуктов и услуг;
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.

Файлы: 1 файл

Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки диплом на проверку 2015.docx

— 485.83 Кб (Скачать файл)

Основным методом исследования было выбрано анкетирование.

Инструментарий исследования – анкета, состоявшая из 22 вопросов, построенных как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте.

В качестве объекта библиотечных исследований выступают пользователи центральной районной библиотеки г.Турана.

Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотек. Анкета включает вопросы о читательском стаже респондента; о мотивации его обращения в библиотеку; о том, как респондент оценивает ее работу в целом и в частностях (библиотечные услуги, фонды и их доступность, современное оборудование, комфорт и уют, компетентность и внимательность библиотекарей и др.).

Анкетирование проводилось в библиотеке с 10 февраля 2013 по 10 февраля 2014 года. В анкетировании приняли участие 300 читателей.  Было собрано и обработано   300 анкет.

Предмет исследования – изучение информационных потребностей читателей; их удовлетворенность обслуживанием; их представления о современной библиотеке и т. д.

Основная цель исследования – изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, о совершенствовании их дальнейшего развития; об уровне и перспективах развития библиотечного обслуживания в библиотеке; 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• Выявить место библиотеки в жизни населения.

• Проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания.

• Получить сведения прогностического характера по совершенствованию библиотечного обслуживания населения.

• Определить тенденции развития информационных потребностей населения.

Необходимо отметить, что данный анализ - это обобщенный анализ результатов анкетирования, проведенного в библиотеке. Проводив исследование, библиотека получила свои результаты, который, помог представить объективную оценку деятельности, сделать свои конкретные выводы по дальнейшему совершенствованию деятельности.

 

Социально-демографическая характеристика респондентов.

В исследовании приняли участие в основном респонденты женского пола.

70% составляют женщины, 30% - мужчины

 

 

Возраст респондентов.

Возраст опрошенных варьируется от 14 до 60 лет. В процентном соотношении возрастные группы выглядят следующим образом:

14-25 лет -42,9%

25-50 лет- 44,5%

свыше 55 лет – 20,6 %

Закономерен среди общего числа респондентов и довольно большой процент читателей старше 55 лет (это пенсионеры) на фоне постоянного увеличения стоимости книг и периодики.

По образовательному уровню респонденты распределились следующим образом:

 

Неполное среднее-40%

Среднее -23%

Среднее специальное -32%

Высшее -10%

Как видим, преобладают респонденты со средним специальным образованием.

Читательский стаж респондентов составляет:

 

Мене года – 12%

От года до 3-х лет – 23%

До 6 лет -45%

Более 6 лет -36,7%

Результаты говорят о том, что большинство читателей нашей библиотеки  сохраняют преданность библиотеке, являются ее постоянными читателями. Причем, читатели посещают библиотеку:

1 раз в неделю -14,8%

2 раза в месяц – 20,2%

1 раз в месяц – 40,2 %

другое – 14,8% (это в основном посещение библиотеки чаще, чем один раз в неделю).

Преимущественное большинство респондентов активно посещают библиотеку.

Эти данные, в том числе косвенно отражают и степень удовлетворенности фондами, подтверждают своевременное комплектование (хоть и в скромных размерах) новыми изданиями.

Для абсолютного большинства респондентов (80%) "библиотека – источник информации и знаний". Спрос на информацию является основным мотивом обращения. Но книги, чтение – не единственное, что привлекает население в библиотеку.

«Какие из перечисленных услуг являются для вас наиболее важными?» большинство респондентов отвечают, что им важны компьютерные услуги, предоставление доступа в Интернет.

 

На следующий вопрос анкеты: "С какой целью Вы приходите в библиотеку?" однозначные ответы дал каждый второй респондент. У читателей при посещении библиотеки есть конкретная цель. Немалая часть респондентов отметила несколько позиций, значит и цели посещения разнообразны. Были получены следующие ответы:

Основная литература по теме………………………………………………42%

Для пополнения профессиональных знаний ……………………….… ….11,7%

За литературой в помощь учебе…………………………………..……….30,6 %

С целью самообразования ………………………………………………....45,1 %

Для удовлетворения интересов по увлечениям ………….……….………...22%

Для знакомства с новинками литературы………………………….……...20,3 %

Как-то провести свободное время ………..……………………...…………4,2 %

Среди своих вариантов ответов были и такие: "прихожу за советом", "люблю читать", "мне здесь хорошо и спокойно".

Распределение ответов превышает 100%, т.к. респонденты отмечали не одну, а несколько позиций.

Как видим, основной мотив посещения "деловой" – потребность в информации, связанной с получением новых знаний - это первые три позиции. Большая часть респондентов приходит в библиотеку для удовлетворения интересов по увлечениям, хобби. И что удивило, несмотря на неудовлетворенность фондами, на скудное финансирование, каждый четвертый респондент приходит в библиотеку для знакомства с новинками.

Далее мы предложили читателям ответить на вопрос: «Умеете ли вы пользоваться  электронным каталогом?

Большинство респондентов ответили, что не умеют работать в электронном каталоге.  Ссылаясь на то, что им и традиционном каталоге ориентироваться сложно.

На следующий вопрос анкеты "Какими способами Вы получаете в библиотеке информацию? подавляющее большинство респондентов ответило, что предпочитают обращаться к библиотекарю -60%

Информационно- рекламные работы  - 5% респондентов.

Пользуются картотеками и каталогами - 19%

Самостоятельно ищут выход из ситуации -15%.

 

Прекрасно, что так востребован библиотекарь, но полученные данные очень наглядно говорят и о том, что библиотекам есть над, чем работать в плане предоставления читателям более полной информации по рекламе библиотечных услуг, как планировать дальнейшую работу по пропаганде справочного аппарата.

Если говорить о популярности платных услуг библиотеки, то здесь голоса распределились следующим образом. Самой популярной является работа с текстом (50 %), то есть ксерокопия, распечатка, набор текста и т. д. Менее популярными являются услуги доступа в интернет (30 %) и ночной абонемент (15 %). Никто из опрошенных не пользуется возможностью получить литературу из других библиотек. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о недостатке информации о предоставлении дополнительных услуг библиотекой.

Род занятий респондентов предполагает частое использование литературы для учебы (80 % респондентов получают высшее образование, 20 % ― учатся в школе), что противоречит данным статистики посещений библиотеки.

Реклама для любого предприятия, в том числе для муниципального учреждения, является эффективным инструментом продвижения услуг на рынке. Респонденты наиболее оптимальным способом рекламы для библиотеки считают телевидение.

Несмотря на  финансирование комплектования все-таки "больше стало поступать новых книг", "изменился интерьер", "стало уютнее", "появились новые интересные выставки",  "увеличился диапазон услуг", "появился компьютер", "есть выход в Интернет", "улучшилось качество обслуживания", "стало больше различных форм работы с молодежью" и т.д.

Насколько же в самых общих чертах удовлетворяет читателей работа библиотек?

Для оценки удовлетворенности качеством обслуживания в библиотеке респондентам был предложен обширный список характеристик услуг и условий работы в библиотеке.

Каждый пятый респондент отметил, что его "не устраивает информация о библиотечных услугах" - хотят более широкой рекламы, "разнообразие форм работы"- читатели сетуют на то, что "мало проводится читательских конференций", что "хотели бы принимать участие в "круглых столах", где можно было бы обсуждать новинки литературы, встречаться с интересными людьми" и т.п.

«Какие источники информации в библиотеке для вас особенно важны?»  большинство респонденты ответили интернет-45%, выставки новых поступлений-30% , другое-25%.

«Как Вы оцениваете условия работы и качество услуг предоставляемых библиотекой?»  59% считают хорошо, на ответ отлично-32%. Плохо -считают двое респондентов.

«Пользуетесь ли Вы услугами Информационного центра библиотеки?»

Очень высоко оценили читатели работу  информационного центра, отношение работников  к читателям, оперативность обслуживания. В нашей библиотеке основном их привлекает информационный центр-73%.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость проведения в библиотеке разнообразной и активной досуговой деятельности, выбирая наиболее актуальные и интересные темы, используя нестандартные формы работы, чтобы привлечь и те 27% читателей, которые ответили отрицательно на этот вопрос.

Самое частое объяснение - "нет времени", "не получается". Возможно, и этих читателей можно "зазвать" в библиотеку с помощью более широкой рекламы того, что может предложить библиотека всем читателям.

В результате проведенного анкетирования были выявлены проблемы, волнующие читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек.

Вот такие выводы, которые сделала библиотека по итогам анкетирования:

 Центральная районная  библиотека г. Турана:

"Библиотеке необходимо  заострить свое внимание на  решении следующих проблем:

• Обновление книжного фонда и увеличение периодики.

• Увеличение финансирования для решения комплексных проблем и задач.

• Обновление интерьера и оборудования, улучшение материально- технической базы;

• Обратить внимание на более широкую и качественную рекламу библиотечных услуг".

" Результаты анкетирования  показали, что читатели в основной  массе считают библиотеку важным  учреждением, выполняющим и способным  выполнять в будущем самые  разнообразные функции. Общая компьютеризация  и Интернет гармонично вписались  и стали одной из составляющих  работы библиотеки. Работа сотрудников  оценивается положительно.

"Данные проведенного  исследования станут важнейшей  составляющей будущих программ  работы библиотеки. Они будут  приняты во внимание также  и при распределении средств  во время обсуждения очередных  бюджетных планов".

Итоги исследования.

              Подводя общий итог исследования, следует констатировать следующее.  Эффективность библиотечного обслуживания  предопределяется различными факторами, основными из которых являются: факторы технико-технологического  характера; факторы экономического  характера (нормативные, финансовые, материальные), факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые). На достижение целей библиотеки и ее поведение в отношении заинтересованных сторон способно повлиять сочетание внутренних и внешних факторов и условий. Факторы, влияющие на успешную работу, библиотека должна оценивать с позиции стратегии, соответствия целям и задачам: Среда библиотеки или условия, в которых функционирует библиотека: ее размещение и физическая доступность должны оцениваться по тому, как достигаются цели по созданию узнаваемости, доступности и привлекательности для реальных и потенциальных пользователей.

      Инфраструктура  библиотеки, включая: здания; рабочее  пространство и связанные с  ним средства труда; производственная  среда, необходимая для достижения  соответствия требованиям к услугам  и продукции; достаточное пространство  для пользователей; оборудование  для процессов общения и предоставления  услуг; технические и программные  средства; службы обеспечения безопасности  и защиты, транспорт, связь, должна  поддерживаться в рабочем состоянии. Необходимо уделять должное внимание  надежности инфраструктуры, безопасности  и защите, эффективности, стоимости, функциональности и условиям  эксплуатации, влиянию инфраструктуры  на производственную среду. Ресурсы. Библиотека может успешно выполнять  свое назначение, осуществлять свою  деятельность в соответствии  с целями и задачами в том  случае, если ее ресурсная обеспеченность  позволяет ей создать необходимые  условия для этого. Если ресурсы  отсутствуют или недостаточны  для успешной работы (не доведены  до нормативной завершенности), библиотека  неизбежно вынуждена ограничивать  сферы своей деятельности, ухудшать  качественные характеристики своей  работы. Каждой из них необходимо  успешно справиться с реализацией  основных и специфических функций. Помимо материально-технических, финансовых, кадровых включают (ценностные) информационные ресурсы - документный фонд, информационную, интеллектуальную продукцию, другие результаты творческо-производственной деятельности.

Для того чтобы услуги библиотек пользовались спросом, следует изменить образ мыслей потенциальных читателей, пропагандируя пользование услугами библиотеки не как признак отсталости, оторванности от современности, а как один из современных, эффективных способов поиска интересующей информации. Кроме того, необходимо интенсивно рекламировать прочие услуги библиотеки, ведь как показало исследование, о некоторых услугах большинство представителей целевой аудитории не информировано. Целесообразно разработать буклеты с информацией об основных и дополнительных услугах для посетителей. Не менее важным фактором является уютность библиотеки, читального зала, высококвалифицированный персонал.

Информация о работе Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки