Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
Определить основные виды современных библиотечных услуг и продуктов, дать их понятия.
Изучить условия и перспективы развития современных библиотечных продуктов и услуг;
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.

Файлы: 1 файл

Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки диплом на проверку 2015.docx

— 485.83 Кб (Скачать файл)

– документные (удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления им первичных и вторичных документов, обеспечения доступа к полнотекстовым базам данных);

– библиографические (предоставление библиографической информации);

– фактографические (удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям конкретной информации);

– аналитические (удовлетворение потребностей пользователей с помощью специально подготовленной аналитической информации).

Перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками и службами информации Ассортиментные группы

Виды информационных продуктов и услуг

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате документального обслуживания

Адресные справки Предоставление по временное пользование (на абонементе или в читальном зале документов из фонда) Предоставление в постоянное пользование (скачивание) документов из полнотекстовых БД Электронная доставка документов; МБА

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате библиографического обслуживания

Устные справки; – на уточнение библиографического описания;

– тематические. Библиографические пособия (указатели, списки литературы; БД); – тематические и проблемно-тематические; – новых поступлений; – библиографические, трудов, организаций страноведческие, краеведческие Тематические подборки Библиографические и реферативные обзоры Списки цитируемой литературы ИРИ (Избиральное распространение информации)

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате фактографического обслуживания

Фактографические справки Фактографические БД, справочники, досье, (адресно-фирменные, биографические, ценовые) Бизнес-справки Пресс-клиппинг (дайджесты: новостные ленты (бегущая строка); персональные газеты)

Комплексные информационные мероприятия

Выставки Презентации Ярмарки Бизнес-семинары Конференции Круглые столы Дни информации


 

Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в том числе мультимедийным, гипермедийным, и отвечают (форма — справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-line и через электронную почту.

Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы, в режиме реального и отложенного времени (формы — новости, ИРИ, день открытых дверей, день информации, день специалиста, ярмарка идей, выставка новых поступлений, презентация, список новых поступлений, дайджест, прайс-лист, биржевые сводки и др.).

 Консалтинговые (учебно-консультационные) услуги содействуют ознакомлению пользователей с информацией в устной форме, в режиме on-line и через электронную почту (формы — консультация, семинар, лекция, урок, экскурсия, компьютерные курсы и пр.).

Немаловажной функцией библиотеки является предоставление пользователям образовательных услуг. Традиционными здесь являются:

- консультации по методике  информационного поиска, правилам  оформления библиографических записей, списков литературы, учебных и  научных работ;

- занятия по формированию  библиографической, информационной  культуры, навыков работы с литературой, методике скорочтения и т. п.

Информатизация общества выдвигает необходимость поиска новых подходов в подготовке потребителей информации. Все более очевидно, что читателей необходимо обучать поиску информации не эпизодически, а комплексно, целенаправленно, включая использование новых информационных технологий.

 Исследовательские  услуги (в форме предоставления аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, в частности об индексе цитирования и рейтинге ученых, прогнозного исследования, пресс-досье и т. п.) доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере, в том числе через телекоммуникационные каналы.

Издательско-полиграфические услуги:

Специалисты прогнозируют, что наряду с быстрым ростом количества электронной продукции продолжится выпуск печатных материалов и, соответственно, комплектование ими библиотечных фондов. Смешанная форма носителей информации, видимо, сохранится навсегда.

Библиотека на протяжении всего своего существования предпринимала попытки создания печатной продукции: издавала библиографические списки, тематические рекомендательные указатели, другие материалы. К сожалению, они не всегда соответствовали нормативам и стандартам издательского дела, а также требованиям современных потребителей.

Следует отметить, что издательское дело - это не только издание печатной продукции, но и расширение культурного пространства за счет внедрения, наряду с печатными, и электронных документов.

Сегодня библиотеки значительно разнообразили ассортимент издательской продукции, выпуская:

- указатели литературы;

- методические пособия;

- сценарии праздников;

- информационные сборники;

- справочные издания;

- рекомендательные списки;

- календари;

- различные виды экспресс-информации (дайджесты, буклеты, закладки, памятки).

Выпуск печатной продукции - процесс не только трудоемкий, но и ответственный. Особенно это касается изданий по краеведению, истории.

 Организационно-вспомогательные  услуги, а именно распространение и прокат данных; организация пунктов обслуживания (в том числе библиотечных, музейных, компьютерных, видео-салонов); 

-передача факса;

-прием запросов по  телефону, электронной почте;

-запись информации на  флэшкарты пользователей;

- переплетные работы и  др.

 Кроме того, в рамках  комплексных услуг осуществляется  обслуживание по договорам с  предоставлением разных услуг  по выбору заказчика.

Самыми распространенными информационными услугами являются справочные, консультационные, а также услуги по предоставлению рекламной информации.

В системе информационного обслуживания выполнение услуги означает положительный результат деятельности, невыполнение (отказ) — отрицательный. Причинами последнего могут быть ресурсные, технологические, технические, лингвистические и кадровые проблемы.

Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму потребительной стоимости или блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Новые технологии  в информационном обслуживании  пользователей.

       Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.

С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы.

Показатели работы библиотек, использующих автоматизированные технологии в обслуживании (количество обращений к базам данных, часы работы с базами данных или в Интернет, запросы через электронную почту и т.д.), в любом случае, следует рассматривать как следствие более высокого уровня библиотечного производства и библиотечного сервиса. Опыт развития ресурсов и сервисов библиотек позволяет сделать определенные выводы о перспективах повышения качества в области информационного обслуживания и предоставления информационных услуг, которое определяется: - оперативностью (сокращением временных потерь за счет автоматизированного распределения читательских заявок и запросов между специалистами в рамках Виртуальной справочной службы (ВСС), службы ЭДД; за счет использования широкого спектра электронных информационных ресурсов: собственных, корпоративных и внешних);

- релевантностью предоставляемой  информации (за счет однозначности  понимания содержания пользовательского  запроса);

- достаточным уровнем  полноты информации и сервиса  в соответствии с читательским  и целевым назначением (принцип  целесообразности выбора источников  и средств выполнения услуг); - достаточным уровнем разнообразия  услуг (насыщенностью номенклатуры  информационных услуг); - степенью  комфортности условий получения  информационных услуг (услуги ЭДД, виртуальная справка, возможности  работы в образовательных классах  и т. д.); - самое главное, корпоративным  стандартом с закрепленным в  нем однозначным пониманием библиотечными  специалистами содержания, форм  осуществления и критериев оценки  услуг

      Следует отметить, что эффективность использования совокупного информационного потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических ресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опыт библиотек Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ СО РАН сумела внедрить интеграционные основы в библиотечно-библиографические процессы. Эффективно используются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, в том числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона. Ученые Сибири предлагают внедрить общегосударственную программу «Доступность информации», в которой разработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п.

        Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки, на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:

-  автоматизация внутри библиотечных процессов;

-   формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

-  использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными.

         Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

        В настоящее время библиотекам очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций –поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.

        Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения, в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения.

Информация о работе Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки