Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
Определить основные виды современных библиотечных услуг и продуктов, дать их понятия.
Изучить условия и перспективы развития современных библиотечных продуктов и услуг;
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.

Файлы: 1 файл

Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки диплом на проверку 2015.docx

— 485.83 Кб (Скачать файл)

        Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.

        Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.

     Сегодня для повышения эффективности информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.

      Все более глубокое внедрение компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса.

       Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).

         Итак, интенсивное внедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочного обслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания.

        Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Управления качеством информационной продукции: проблемы и возможности.

             Гибкость и способность реагировать на события означают, что библиотека находится в процессе постоянного изменения-развития, способна своевременно реагировать на перемены и возникновение дополнительных требований и потребностей, предпринимать оперативные меры при решении насущных проблем, создавать новые услуги и совершенствовать традиционные, повышать уровень умений и навыков, приобретать новые знания. Библиотека должна быстро реагировать на изменения требований и ожиданий всех заинтересованных сторон, которые происходят часто и быстро. Статичная библиотека возможна лишь как плохая модель.

       Инновационность означает способность библиотеки постоянно находиться на передовой позиции развития научной мысли и исследований по вопросам библиотечного обслуживания; определять потребность в инновационном подходе; поощрять разработку и внедрение новейших идей и технологий, имеющих принципиальное значение для результатов работы. Инновации применимы ко всем уровням посредством изменений в технологии и услугах (изменения в ответ на меняющиеся потребности и ожидания пользователей и других заинтересованных сторон, а также предвосхищающие потенциальные изменения в библиотечной среде и жизненных циклах услуг); в процессах (обеспечение жизненного цикла продукции и услуг или меры по повышению стабильности процессов); в самой библиотеке (изменения в организационно-правовой форме и организационной структуре); в системе менеджмента библиотеки (обеспечение конкурентоспособности и использование новых возможностей в ответ на изменения в библиотечной среде). Реальное использование новых достижений в области управления и использования современной технологии должно способствовать достижению библиотекой поставленных целей. Инвестирование в сфере библиотечной деятельности - это не только финансовые вложения, но также и совместные проекты с партнерами и инвесторами: передача знаний и технологий; обмен результатами творческо-производственной деятельности, объектами интеллектуальной собственности, их взаимоиспользование; использование помещений и оборудования. Значимость, означающая, что библиотека и проводимые ею мероприятия должны соответствовать потребностям и ожиданиям пользователей и других заинтересованных сторон, обладать качествами, которые будут способствовать осознанию и удовлетворению этих потребностей. Конечный результат деятельности такой библиотеки должен содействовать достижению поставленных целей и приводить к усовершенствованию в целом. Выбор того или иного подхода к управлению качеством зависят от ряда факторов, а именно: от стоящих перед библиотекой задач; от имеющихся ресурсов библиотеки (кадровых, финансовых, информационных, технических); наличия каналов доступа и связи; специфических характеристик электронных ресурсов; уровня подготовки и компетенции персонала и пользователей; делового климата в библиотеке; от сложившихся традиций и социокультурной ситуации в регионе; от библиотечной политики в регионе; от позиции учредителя (вышестоящего органа).

Декларация целей библиотеки должна давать ответы на такие вопросы: каковы назначение и место библиотеки в жизни общества (сообщества); какое мнение о себе библиотека хотела бы внушить обществу (сообществу), частью которого она является; что следует предпринимать, чтобы сохранить и усилить свое позитивное влияние; какие методы использует библиотека для принятия последующих решений. В условиях информатизации, принципиально изменился характер внешней среды библиотеки: определенная стабильность сменилась беспрецедентными темпами и сложностью изменений.

Чтобы выполнять свое предназначение библиотека должна быть в курсе перемен в обществе, происходящих в силу таких факторов, как социально-экономическое развитие, демографические изменения, колебания в возрастной структуре общества, уровне образования и занятости населения, а также появление новых структур в разных областях жизни. В процедуре формирования целей библиотека обязана учитывать отношение к ценностям библиотеки всех заинтересованных сторон, что должно предопределять масштабы и приоритеты и направления развития библиотеки в будущем, возможности реализации программ, с помощью которых библиотека сможет достигать поставленных целей. Внедрение и поддержка в рабочем состоянии системы менеджмента качества становится стратегической задачей библиотеки, направленной на:

• управление качеством предоставляемых библиотекой услуг, на создание условий, при которых запросы и ожидания пользователей будут максимально удовлетворяться;

Уточнение: библиотека производит продукцию, выполняет работы (например, формирует фонд документов, ведет справочно-библиографический аппарат, составляет информационные и справочно-библиографические пособия, указатели, буклеты и т.п.), предоставляет услуги.

 

• установление норм и правил, регламентирующих и контролирующих действия, необходимые для достижения целей и задач библиотеки;

• повышение управляемости деятельностью, уменьшение издержек при выполнении различных типовых действий, путем разработки и внедрения утвержденных процедур и подробных инструкций;

• увеличение скорости принятия решений и скорости изменения порядка протекания процессов; уменьшение времени отклика на обращения пользователей и предотвращения негативных ситуаций в работе с ними;

 

         С углубленным изучением информационных потребностей и расширением ассортимента услуг пришло новое понимание эффективности обслуживания. Первоначально основным инструментом изучения удовлетворенности читателей являлся анализ отказов на требуемую читателями литературу. Анализ использовался для восполнения лакун и корректировки текущего комплектования фонда и СБА. Позже возникла проблема тематического соответствия информационных потребностей, информационных запросов и результатов информационного обслуживания. Карты обратной связи стали обязательным элементом отдельных видов услуг (например, избирательного распространения информации). Привычными для практиков стали понятия релевантность и пертинентность.

Все компоненты обслуживания (изучение пользователей; информационные ресурсы как база обслуживания и инструменты навигации в них; подготовка информационной продукции; анализ эффективности и др.) претерпели существенные изменения и прошли серьезный эволюционный путь. Каждая следующая ступень требовала все более глубоких профессиональных знаний от информационно-библиотечных работников.

      Рассмотрение  эволюции обслуживания пользователей показывает закономерность перехода от библиотечного обслуживания к информационному сервису. Хотелось бы подчеркнуть, что вводя понятие сервиса, мы пытаемся обозначить изменение философии обслуживания, а не факт использования в информационно-библиотечной деятельности новой «модной» терминологии. Иначе может повториться ситуация, сложившаяся по отношению к понятию «комфортная информационная среда». Вводя его в научный оборот, Ю. А. Шрейдер имел в виду «пространство, где знание создается — отчуждается от носителя — передается — изменяется в процессе передачи — и восстанавливается в новое личностное знание индивида» [112]. В сознании же многих библиотечных и информационных работников понятие комфортной информационной среды трансформировалось в наличие множительной техники, цвет стен, удобство мебели и т. д.

       Необходимо  отметить, что изучение информационного  обслуживания как сервисной деятельности  позволяет обозначить перспективы  развития библиотек и служб  информации предприятий, а также  указать на те проблемы, с которыми  неизбежно придется сталкиваться. Все большая сложность и уникальность задач, решаемых в ходе научной, производственно-практической, образовательной, досуговой деятельности приведет к все большей индивидуализации и усложнению информационных потребностей.

Развитие сферы сервиса и повышение комфортности услуг повлекут за собой ужесточение требований пользователей к качеству информационного обслуживания. Осознав ценность собственной жизни, свои права и получив их подтверждение в других областях (сфере образования, медицинского обслуживания, туризма и т. д.), люди начнут ожидать такой же отдачи от информационного сервиса.

Превращение информации в основной ресурс развития постиндустриального общества уже сегодня обусловливает быстрые темпы развития информационного рынка. Успешно функционировать на нем смогут лишь те информационные службы или библиотеки, которые окажутся в состоянии обеспечить конкурентоспособность предлагаемых продуктов и услуг.

 

 

 

 

 

 

2.3. Развитие библиотечных продуктов и услуг в Пий-Хемской ЦБС.

Информационная функция - одна из основных в работе библиотек - особую актуальность приобрела в последнее время. Ее основные составляющие:  
- сбор и поиск новой информации, ее хранение, идентификация;

- аналитико-синтетическая переработка информации, то есть создание новых документов и издательская деятельность; 
- организация доступа, обучение поиску и усвоению информации; 
- информирование пользователя об имеющихся в библиотеке и за ее пределами документах, фактах, событиях.

         Главная библиотека г. Турана Пий-Хемского района РТ - муниципальное бюджетное учреждение культуры. Центральная кожуунная библиотека (далее ЦКБ) имеет возможности по всем этим направлениям работы с информацией. 
В 2011 году в центральных районных библиотеках ЦБС РТ созданы информационные центры. Основанием для него послужили нормативные документы: подпрограмма по финансированию мероприятий «Модернизация библиотечной системы Республики Тыва», республиканской целевой программы «Государственная поддержка культуры и искусства РТ» на 2011-2012гг, принятой Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010г. №512;  Информационный центр,   структурное подразделение, взял на себя многие ее функции, расширил границы и повысил качество процесса информирования жителей не только города, но и района.

У пользователей библиотеки, а также всех желающих появилась возможность получать информацию не только из печатных источников, но и из телекоммуникационной сети: Интернета, электронных баз данных ЦКБ.

          Количество запросов, связанных с законодательными и распорядительными функциями органов управления, постоянно растет. Ведь нормативные акты, распоряжения и другие документы, разрабатываемые администрацией города, являются информационной базой для населения. 
Так, жители города стали чаще обращаться к электронным базам данных "Консультант+".

         Состав ресурсов влияет на любой показатель работы библиотеки. В настоящее время именно скудость ресурсов многих муниципальных библиотек, большая часть которых сосредоточена на селе (отсутствие полноценных и обновляемых фондов, доступа в Интернет), позволяет им ориентироваться лишь на проведение культурно-досуговых мероприятий в качестве основной услуги и при оценке результатов работы. Ресурсы современной библиотеки должны строиться на использовании технологий информационного общества, существенно дополняющих и преобразующих традиционные библиотечные ресурсы. Особое отношение это имеет к библиотечному фонду, который является основным информационным ресурсом и одновременно основой для пополнения информационных ресурсов библиотеки: производство новой информационной продукции (библиография, новые источники информации). Формирование этого основного ресурса преследует цели удовлетворения реальных и потенциальных потребностей общества, а его использование связано с задачами развития культуры, образования, но и сохранения. В настоящее время ЦКБ города не может обеспечить полноты своего фонда, особенно в условиях ограничения финансовых средств. Пользователи, замкнувшие круг своих запросов одним каким-либо массивом, не имеющие доступа к фондам других библиотек или выхода в телекоммуникации, оказываются в ограниченном информационном пространстве. В этой связи обостряется задача повышения ресурсных возможностей библиотечных фондов, в том числе за счет изменения политики формирования, более строгого следования принципу профилирования и специализации; наращивания информативности за счет электронных ресурсов, усиления взаимной зависимости библиотек, изменения технологий. Быстрый рост денежной стоимости информации, распространение новых форм хранения и передачи информации и все возрастающая доступность информационной техники требуют от библиотек внедрения новых технологических моделей работы. Технологии, опирающиеся на информационные и коммуникационные ресурсы, относящиеся к классу синергетических, то есть саморасширяющихся ресурсов, в отличие от материальных ресурсов, не истощаются при потреблении, а увеличиваются количественно и улучшаются качественно; легко транспортируются и распространяются; становятся источником для создания новой информации и расширения возможностей уже имеющейся информации; способны привлекать другие ресурсы и т.д. Для того чтобы качественно и оперативно удовлетворять информационные запросы пользователей, ЦКБ систематически изучает разнообразные источники информации, ведет поиск, отбор, оценку поступающих материалов. Суть справочного и информационного обслуживания населения состоит в накоплении и изучении документных массивов.  
Все большее значение приобретает аналитическая обработка появляющихся публикаций - глав, разделов сборников; газетных и журнальных статей; экспресс-информации. 
Услуги и продукция, специфичные для библиотеки производятся, разрабатываются, предоставляются с учетом потребностей и ожиданий пользователей и других заинтересованных сторон, включая:

Информация о работе Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки