Рынок информационного продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Файлы: 1 файл

рынок ип.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Донской государственный технический университет

Заочная форма  обучения

Студент Закожурникова Ольга

Адрес Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Менделеева 6-137

Группа ИЗТS21                                                             Шифр 111743                                                                        

                                                                                 (номер зачетной книжки)

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Рынок информационного продукта»

 

за II курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

 

Вариант №23

Вопрос №1. Основные противоречия, с которыми сталкиваются фирмы в  процессе организации коммерческой деятельности на рынке информационных продуктов и услуг.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может  распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Рынок информационных продуктов и  услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для  информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов  и услуг могут быть:

· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы;

· информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов  и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие определенные задачи.

Для успешного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики руководству необходимо:

  • понимать общее состояние экономики, конъюнктуру рынка и природу рыночных процессов в их развитии и взаимосвязи;
  • обладать способностью восприятия производимой рынком информации, грамотной оценки ее, анализа и правильного применения.

В современных условиях предприятиям приходится осваивать  новый для них тип экономического поведения, приспосабливать свою деятельность к неопределенностям внешней среды и к меняющейся рыночной ситуации. В этих условиях целесообразно всю информацию, необходимую фирме для успешной организации коммерческой деятельности, структурировать по двум признакам: внешняя и внутренняя. 
1. Внешняя информация включает:

    1. Информацию о региональных особенностях и тенденциях развития данной сферы бизнеса.
    2. Сведения о наукоемких технологиях, используемых в процессе производства информационных услуг.
    3. Информацию о правовом обеспечении сферы информационного бизнеса, об изменениях в законодательстве и социальных процессах.
    4. Результаты исследования информационных потребностей потенциальных клиентов.
    5. Показатели основной деятельности фирм - ближайших конкурентов, удовлетворяющих информационные потребности клиентов в данном сегменте рынка информационных услуг и продуктов.
    6. Показатели состояния и тенденций развития смежных и перспективных рынков (производителей и потребителей).
    7. Результаты анализа потребительского спроса на информационные продукты, их рыночная стоимость.
    8. Прогнозы на изменения и совершенствование конъюнктуры рынка.

2. Внутренняя (внутрифирменная)  информация включает:

  1. Показатели финансового состояния и финансовых результатов деятельности фирмы.
  2. Показатели, характеризующие состояние фирмы в текущем периоде.
  3. Показатели информационного, методического и технологического потенциала фирмы.
  4. Показатели, характеризующие перспективность развития фирмы.
  5. Информация о кадровом потенциале фирмы.
  6. Информационно-методическое обеспечение процесса предоставления услуг.

В условиях нарастания информатизации общества фирмам сферы информационного  бизнеса в процессе организации  коммерческой деятельности приходится разрешать ряд противоречий:

  • во-первых, противоречие между существующей информационной потребностью потенциальных клиентов фирмы и возможностью удовлетворить их;
  • во-вторых, противоречие между тенденцией к увеличению доли неосознанных информационных потребностей потенциальных клиентов фирмы и практическим отсутствием методик изучения этих потребностей;
  • в-третьих, противоречие между реально существующими осознанными информационными потребностями и отсутствием финансовых возможностей у потенциальных клиентов для удовлетворения таких потребностей посредством обращения в специальные фирмы.

Как показал опыт практической работы, разрешить эти противоречия возможно посредством реализации системно-целостного подхода к разработке маркетинговой программы деятельности фирмы. Этот подход позволяет рассматривать любую систему с точки зрения взаимной непротиворечивости ее компонентов в пределах заданных ограничений по точности и согласованности во времени. Поддержание целостности системы предполагает ее проверку и восстановление или корректировку в случае обнаружения рассогласованности системы. Использование системно-целостного подхода необходимо для более строгого проведения процедуры моделирования.

Реализация системно-целостного подхода позволит, с одной стороны, выявить совокупность взаимосвязанных  аспектов, показать их направленность на совершенствование коммерческой деятельности фирм, с другой стороны - определить средства разрешения проблем, связанных с совершенствованием коммерческой деятельности фирмы.

Системно-целостный подход реализуется в следующих аспектах:

  • системно-элементном, отвечающем на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурном, раскрывающем внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия ее компонентов;
  • системно-функциональном, показывающем какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационном, раскрывающем взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративном, показывающем механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
  • системно-историческом, отвечающем на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Система определяется как совокупность информационных и материальных объектов, необходимых для решения проблем совершенствования коммерческой деятельности фирм сферы информационного бизнеса, а также средств и способов преобразования и использования информационных ресурсов и методов организации профессиональной деятельности специалистов в процессе удовлетворения информационных потребностей клиентов.

Таким образом, система  маркетинговых исследований строится посредством: 
1. Анализа рынка информационных услуг и продуктов с позиций:

    1. изучения информационных потребностей потенциальных клиентов и возможностей конкурентов удовлетворить эти потребности;
    2. определения направленности информационных потребностей клиентов и оптимальной системы средств удовлетворения этих потребностей.

2. Анализа внутренних  возможностей фирмы с позиций:

    1. средств реализации целей деятельности фирмы;
    2. определения технологических особенностей предоставления информационных услуг;
    3. анализа адекватности информационно-методического обеспечения процесса предоставления информационно-аналитических услуг с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов.

Важно учитывать, что  в современных условиях маркетинговая деятельность фирмы должна быть ориентирована на концепцию стратегического развития фирмы в рыночных условиях. Информационное обеспечение профессиональной деятельности специалиста фирмы должно помочь ему сориентироваться под проблему: во-первых, к каким финансовым последствиям приведет то или иное изменение в производственно-сбытовой деятельности, а во-вторых, спрогнозировать и спланировать долговременную программу деятельности фирмы, помочь выработать руководителю технико-экономическую политику фирмы. Таким образом, в условиях информационного взаимодействия с целью достижения преимуществ в бизнесе и обеспечения возможности быстрого бизнеса, необходимо чтобы специалисты были готовы использовать информацию на четырех уровнях:

  • оперативный уровень (деловые операции): информация используется для поддержки оперативной деятельности (производства, управления);
  • уровень принятия решений: использование информации для обоснования выбора оптимального варианта решения и минимизации риска;
  • уровень стратегии бизнеса: информация используется для выработки и непосредственной поддержки избранной стратегии бизнеса;
  • уровень развития бизнеса: информация используется для повышения потенциала бизнеса и его ускорения.

От степени понимания  специалистом полноты, качества и своевременности информации во многом зависят успехи или неудачи фирмы на рынке, следовательно, возрастает роль аналитической составляющей в работе специалиста с информацией. Таким образом, информационное обеспечение фирмы выступает системообразующим элементом функционирования фирмы сферы информационного бизнеса, грамотное использование информации специалистом позволяет с минимальным риском быстро повысить качество предоставляемых информационных услуг и с минимальными издержками адаптироваться фирме к меняющимся требованиям рынка.

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический  комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

· Техническая и технологическая  составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

Пример 1. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:

- возможность работы в глобальной  компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;

- технология WWW (Всемирная паутина)  ведения гипертекстовой среды;

- электронная  почта в компьютерной сети  РЕЛКОМ, в которую вовлечено около  300 тыс. пользователей, из них  20 тыс. индивидуалов.

Информация о работе Рынок информационного продукта