Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

- категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

- категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

- категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.

Чем стабильнее спрос  на товары, тем легче ими управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта.

Этапы XYZ-анализа:

1. Выбираем объект  анализа и параметр, по которому  будем сравнивать объекты.

2. Определяем количество  периодов, по которым будет проводиться анализ(неделя, декада, квартал, год). Для анализа необходимо брать не менее 3-х периодов.

3. Определяем коэффициент  вариации – это среднеквадратическое  отклонение для каждого объекта  анализа. Коэффициент вариации (v) означает величину отклонения продаж от среднестатистической. Он определяется по формуле:

v =( σ / X¯) *100%

где σ – среднее квадратическое отклонение, которое рассчитывается как корень из дисперсии(σ²):

σ = √σ²

Дисперсия рассчитывается по формуле:

 

где Xi – значение спроса по оцениваемой позиции за i-й квартал;

X¯ - среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n – число кварталов, за которые произведена оценка.

4. Далее группируем объекты управления в порядке возрастания коэффициентов вариации.

5. И наконец, разделяем  объекты на 3 группы: X, Y, Z.

     Объектом анализа у нас остаются все те же товарные группы. В качестве периода, по которому будет проводится анализ, возьмем 4 квартала. Далее рассчитываем коэффициент вариации. Рассчитанные показатели приведены в Таблице 9.  После этого нам необходимо выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания коэффициента вариации. Также присваиваем каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер. Данные представлены в Таблице 10.

 

 

 

 

 

Таблица 9. – Расчет коэффициента вариации спроса

Группа товаров

Реализация, тыс.руб.

Дисперсия

Среднее квадратическое отклонение

Коэффициент вариации

за

год

средняя за квартал

за квартал

1

2

3

4

Бытовая химия

8315

2078,75

1200

3248

2067

1800

554296,7

744,5

35,8

Стеклянные товары

1200

300

130

200

500

370

20950

144,7

48,2

Керамические товары

680

170

80

100

148

352

11652

107,9

63,5

Электротовары

550

137,5

90

110

125

225

2706,3

52,0

37,8

Бытовая техника

881

220,25

240

300

200

141

3360,2

58,0

26,3

Трикотажные товары

1360

340

260

300

420

380

4000

63,2

18,6

Канцелярские товары

1381

345,25

210

356

480

335

9167,7

95,7

27,7

Парфюмерно -косметические товары

8950

2237,5

1400

2350

3100

2100

369218,8

607,6

27,2

Ножевые изделия и столовые приборы

421

105,25

65

120

130

106

612,7

24,8

23,5

Товары из пластмасс

1800

450

175

325

500

800

54062,5

232,5

51,7

Средства личной гигиены

550

137,5

53

102

158

237

4680,3

68,4

49,8

Игрушки

560

140

140

135

145

140

12,5

3,5

2,5

Металлическая посуда

473

118,25

73

105

134

161

1074,7

32,8

27,7


 

 

 

 

 

 

Таблица 10. – Группы товаров, выстроенные в порядке возрастания  коэффициента вариации.

Группа товаров

Коэффициент

вариации, %

Номер

строки

упорядоченного

списка

Количество позиций ассортимента

упорядоченного списка нарастающим  итогом в процентах к общему числу позиций ассортимента , %

Группа

(X, Y или Z)

Игрушки

2,5

1

7,7

X

Трикотажные товары

18,6

2

15,4

Y

Ножевые изделия и столовые приборы

23,5

3

23,1

Y

Бытовая техника

26,3

4

30,8

Z

Парфюмерно-косметические товары

27,2

5

38,5

Z

Канцелярские товары

27,7

6

46,2

Z

Металлическая посуда

27,7

7

53,9

Z

Бытовая химия

35,8

8

61.6

Z

Электротовары

37,8

9

69.5

Z

Стеклянные товары

48,2

10

77,0

Z

Средства личной гигиены

49,8

11

80,7

Z

Товары из пластмасс

51,7

12

92,4

Z

Керамические товары

63,5

13

100

Z


 По данным Таблицы  10 можно сделать вывод, что  к товарам группы X относятся товары, с коэффициентом вариации от 0 до 10%, в нашем магазине к таким относятся только игрушки. Спрос на такие товары имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. К группе Y (коэффициент вариации – от 10% до 25%) относятся трикотажные товары, ножевые изделия и столовые приборы. Эти товары характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. И наконец, к товарам группы Z относятся все остальные товары. Коэффициент вариации у таких товаров свыше 25%. Спрос на эти товары имеет нерегулярный характер, а точность прогнозирования его прогнозирования невысокая.

Теперь построим матрицу  матрицу ABC-XYZ. Она используется для более глубокого анализа.  Для этого в ячейки матрицы вписываются группы товаров. Так в ячейку AX вписываются товары, вошедшие в группу A при выполнении ABC-анализа и в группу X при выполнении XYZ-анализа. (Таблица 11)

Таблица 11. – Матрица ABC-XYZ

AX

-

AY

-

AZ

парфюмерно-косметические  товары, бытовая химия

BX

-

BY

трикотажные товары

BZ

канцелярские и стеклянные товары


 

Продолжение Таблицы 11.

CX

игрушки

CY

ножевые изделия и  столовые приборы

CZ

бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда


 

Из таблицы видно,  что товаров, относящихся к группе AX, AY и BX в магазине нет. А вот к группе AZ относятся парфюмерно-косметические товары и бытовая химия. К группе BY – трикотажные товары, BZ - канцелярские и стеклянные товары, CX – игрушки, CY – ножевые изделия и столовые приборы, CZ - бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда.

 

3.3 Предложения  по совершенствованию управления  запасов в универсаме «Айсберг» (отдел бытовая химия)

 

     Первым делом хотелось бы отметить предложения по системам управления запасами для товарных групп:

- для товаров, входящих в группы AX, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами;

- для товаров, входящих  в группу AX, следует рассчитать оптимальный размер заказа;

- товары группы AZ следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас;

- управление запасами  по товарным группам, входящим  в группы BX, BY и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки);

- планирование запасов  по товарам, входящих в группы CX, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период, например на квартал с ежемесячной проверкой наличия запаса на складе.

     Для совершенствования управления запасами на анализируемом предприятии предлагается осуществление следующих мероприятий:

• анализ стабильности, объёма и динамики продаж товара в прошлом периоде;

• расчёт среднего прогнозного значения продаж в будущем, при этом в процессе усреднения будет учитываться график работы, характер спроса на товар, сезонность и другие факторы;

• расчёт нормативов складских запасов с учётом применяемой ассортиментной политики, что позволит поддерживать необходимый ассортимент даже при колебаниях спроса;

• собственно расчёт текущей потребности. Он будет произведен как по отдельному складу, так и в целом по предприятию.

•  ликвидация слабооборачивающихся запасов. Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Приведем несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи:

- Перемещение излишних запасов в другое территориальное отделение компании, где не наблюдается необходимости тратить денежные средства для покупки товара, если уже были инвестированы средства в запасы, которые «собирают пыль» в другом отделении компании. Многие дистрибьюторы устанавливают компьютерные программы для решений по перемещению запасов в другую местность, где спрос на товар выше. Этот процесс называется балансирование запасов.

- Предоставление работникам по торговле денежного стимула для продажи товара. Этот способ работает в том плане, что расходится товар, когда торговые работники имеют подходящий стимул.

- Реклама возможности покупки товара для других дистрибьюторов. Рассмотрение варианта размещения товарных запасов в чьих-то глазах. Эту особенность и используют дилеры излишних запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     На основании  данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

- материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления; создание запасов требуют некоторых затрат, но и их отсутствия может привести к еще большим потерям;

- все запасы делят  на  запасы производственные и запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на 4 вида: запасы текущие; запасы страховые; запасы сезонные, запасы переходящие [1]

- величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов;

- существуют 2 основные  системы управления запасами: система  с фиксированным размером заказа  и система с фиксированным  и интервалом времени. Эти системы имеют ряд взаимных недостатков и преимуществ. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость постоянного учета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток;

- после изучения организационно-экономической  характеристики предприятия можно  сделать вывод, что универсам  «Айсберг» является стабильно функционирующим предприятием. Хотя руководство широко не применяет логистический и маркетинговый подходы к организации торговли, на предприятии используются наиболее действенные методы совершенствования торгового процесса и стимулирования продаж. К ним можно отнести централизованную закупку и совершенствование хранения товара, оптимизирование использования торговой площади, приемы мерчандайзинга, реклама и скидки,

- налаживая прочные  хозяйственные связи с поставщиками, универсам строит свою торговую деятельность на договорной основе, основными поставщиками являются: ООО Компания «Вектор», ООО «Воронеж-фрахт», ИП Цепа Н.Р., ИП Бакутин К.А. Отсутствие больших колебаний в уровне товарных запасов магазина свидетельствует о тщательно спланированной работе по поставке товаров и о том, что нужный уровень товарных запасов рассчитан правильно; магазин за 2 года увеличил свои товарные запасы в связи с тем, что магазин располагает складом; Отсутствие больших колебаний в уровне товарных запасов магазина свидетельствует о тщательно спланированной работе по поставке товаров и о том, что нужный уровень товарных запасов рассчитан правильно.

-     важным условием эффективности коммерческой деятельности магазина являются товарные запасы и скорость обращения товаров, магазин за 2 года увеличил товарные запасы;     среди множества существующих систем управления запасами универсам «Айсберг» использует наиболее оптимальную для розничной торговли – систему c фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса;

Информация о работе Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)