Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

 

Организационно –  управленческая структура универсама «Айсберга»:

Руководитель



Администратор



Продавец, кассир, уборщица, грузчик


 

 

Рис.1 – Организационно – управленческая структура предприятия

На данном предприятии  каждый сотрудник занимается непосредственно своими прямыми обязанностями.

     Проанализируем экономическую эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг»  с помощью Таблицы 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. – Экономическая  эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)

Наименование показателя

Единицы

измерения

Годы

Отношение 2012

к 2010,%

2010г.

2011г.

2012г.

Товарооборот

Тыс.руб.

18236

23696

27121

148,72

Издержки

обращения

Тыс.руб.

1437

1658

1835

127,7

Затраты на закупку товаров

Тыс.руб.

14600

19219

21930

150,21

Прибыль

Тыс.руб.

2199

3019

3356

152,62

Уровень рентабельности,

товарооборота

%

12,06

12,74

12,37

-

Уровень рентабельности по издержкам  обращения

%

153,03

182,09

182,89

-

Валовый доход

Тыс. руб.

3636

4477

5191

142,77


 

     Анализ основных показателей торгового предприятия свидетельствует об эффективности его функционирования. Так исходя из данных таблицы видно, что на изучаемом торговом предприятии за период 2010г.-2012г. наблюдается благоприятная тенденция к увеличению прибыли в динамике. К 2012 г. товарооборот увеличился на 48,7%, а прибыль увеличилась на 52, 6% и составила 3356 тыс.руб. Также увеличились затраты на закупку товаров и издержки обращения.

      Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности, является уровень рентабельности.

     Как экономическая категория рентабельность означает способность предприятия возмещать не только текущие производственные затраты денежной выручкой, поступающей от реализованной продукции, но и получать необходимую прибыль для покрытия затрат на расширение и развитие, премирование работников предприятия и повышения культурно-бытовых условий жизни трудящихся. Такой показатель дает уже очень многое для оценки экономики хозяйства, но оно не раскрывает, за счет чего предприятие получило прибыль или понесло убытки, где и в чем источники сокращения затрат, пути преодоления убыточности и повышения рентабельности.

Рентабельность –  важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она определяется отношением прибыли к товарообороту.

     Уровень рентабельности товарооборота в течении трех лет варьируется:  в 2010г. составил 12,06%,в 2011г. 12,74%,в 2012г. 12,37%, при этом  прибыль и товарооборот неизменно растут.

     Таким образом, анализ данных показал, что в современных условиях изучаемый магазин ориентируется не только на структурное и организационное развитие, но и стремится к повышению экономических и финансовых показателей и эффективности коммерческой деятельности в целом.

 

2.2 Характеристика  материальных потоков на предприятии

 

     Материальным потоком называют: находящиеся в движении материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим    перемещениями    в    пространстве     (погрузка,     разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка и т.п.)[2]

      По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Проанализируем входной материальный поток .

Таблица 2. – Структура входного материального потока

Группа товара

2010

тыс. руб.

%

2011

Тыс. руб.

%

2012

Тыс. руб.

%

Отношение 2012 к 2010,%

1

2

3

4

5

6

7

8

Бытовая химия

5306

35,65

7055

35,89

7962

35,16

150,06

Стеклянные

товары

910

6,11

1213

6,17

1400

6,18

153,85

Керамические

товары

289

1,94

114

0,58

290

1,28

100,35

Электротовары

96

0,64

105

0,53

180

0,79

187,5

Бытовая техника

116

0,78

226

1,15

250

1,10

215,52

Трикотажные

товары

704

4,73

800

4,07

900

3,97

127,84

Канцелярские

товары

834

5,60

1033

5,25

1200

5,30

143,88

Парфюмерно-косметические

товары

5235

35,17

6789

34,53

7610

33,61

145,37


 

Продолжение Таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

Ножевые изделия и  столовые приборы

179

1,20

499

2,54

508

2,24

283,8

Средства личной гигиены

50

0,34

140

0,71

180

0,79

360

Товары из пластических масс

941

6,32

1245

6,33

1450

6,40

154,09

Металлическая посуда

128

0,86

200

1,02

295

1,30

230,47

Игрушки

156

1,05

240

1,22

390

1,72

250

Всего

14884

100

19659

100

22645

100

-


 

По данным таблицы  можно сделать вывод, что потребность  в закупках на протяжении всех трех лет неизменно растет, единственная группа товаров, потребность в которой  уменьшилась в 2011 г. это керамические товары. Но к 2012 г. они снова стали закупаться на прежнем уровне.   Бытовая химия и парфюмерно-косметические товары закупаются в большом объеме.

Охарактеризуем    материальный    поток    относящийся    к    универсаму «Айсберг»(отдел бытовой химии).

По отношение к логистической системе:

Внешний материальный поток образуется при доставке товаров, тары и т.п. на предприятие.

Внутренний материальный поток: участок загрузки – участок приемки – склад – торговый зал.

По натурально - вещественному признаку материальный поток в данном магазине можно охарактеризовать как многоассортиментный.

По количественному  признаку входной материальный поток можно назвать средним - товары завозятся партиями на газели.

По удельному весу: на предприятии есть материальные потоки как легковесные, так и тяжеловесные.

По степени совместимости: большинство материальных потоков на предприятии совместимые, то есть при хранении, обработке, транспортировке грузов и т.п. не происходит их негативное влияние на качество друг друга. Можно говорить о товарной совместимости образующих материальный поток грузов.

Проанализируем выходной материальный поток в Таблице 3.

Таблица 3.- Структура  выходного материального потока

Группа товара

2010

тыс. руб.

%

2011

Тыс. руб.

%

2012

Тыс. руб.

%

Отношение 2012г. к 2010г.,%

1

2

3

4

5

6

7

8

Бытовая химия

6338

34,76

7800

32,92

8315

30,77

131,19

Стеклянные

товары

970

5,32

1092

4,61

1200

4,44

123,71

Керамические

товары

390

2,14

500

2,11

680

2,52

174,36

Электротовары

307

1,68

459

1,94

550

2,04

179,15

Бытовая техника

550

3,02

780

3,29

881

3,26

160,18

Трикотажные

товары

825

4,52

1031

4,35

1360

5,03

164,85

Канцелярские

товары

900

4,94

1250

5,28

1381

5,11

153,44

Парфюмерно-косметические

Товары

6070

33,29

8100

34,18

8950

32,94

146,62


 

Продолжение Таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

Ножевые изделия и столовые приборы

190

1,04

211

0,89

421

1,56

221,58

Товары из пластмасс

1080

5,92

1380

5,82

1800

6,66

166,67

Средства личной гигиены

165

0,90

348

1,47

550

1,85

303,03

Игрушки

202

1,11

380

1,60

560

2,07

277,23

Металлическаяпосуда

249

1,37

365

1,54

473

1,75

189,96

Всего

18236

100

23696

100

27121

100

148,72


 

     Данные  таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что товарооборот исследуемого предприятия за период 2010-2012 годов  увеличился на 48,72%. Анализ структуры выходного материального потока позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимает бытовая химия, парфюмерно-косметические товары, доля которых составляет соответственно 8315тыс.руб.,8950 тыс.руб. К 2010 г. их продажа увеличилась на 31,19% и 46,62% соответственно, а продажа стеклянных товаров, игрушек металлической посуды соответственно увеличилась на 23,71%, 77,23%, 89,96%. В целом продажа групп товаров увеличилась.

Факторы, влияющие на товарооборот:

  • Соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то оборачиваемость увеличивается;
  • Размер торгового предприятия. На крупных предприятиях имеется возможность чаще завозить товары, нередко минуя посредников;
  • Сложность ассортимента товара. Чем сложнее ассортимент товаров, тем больше товарных запасов необходимо иметь на предприятии;
  • Потребительские свойства товаров. Свойства товаров удлиняют или укорачивают время оборота;
  • Организация продажи товаров;
  • Организация и частота завоза товаров;
  • Порядок завоза товаров;
  • Ритмичность поступления товара в течении квартала и месяца

Информация о работе Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)