Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра торгового  дела и товароведения

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Логистика»

 

НА  ТЕМУ: «Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия))»

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

                    Выполнила:

студентка 32 ТД группы

Петрова Елена

Проверила:

Евдокимова Е.А.                                                              

                                                              

                                                               

     

 

                                                      

                           

 

 

Мичуринск-Наукоград, 2013 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  управления запасами на предприятии……………..5

1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5

1.2 Виды материальных  запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8

1.3 Факторы, влияющие на величину  материальных запасов………………...13

1.4  Системы управления запасами…………………………………………….16

2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24

2.2 Характеристика материальных  потоков на предприятии…………………………………………………………………….27

2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34

3. Оптимизация материальных запасов  в универсаме «Айсберг»……………39

3.1 Дифференциация ассортимента  по методу ABC………………………….39

3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47

3.3 Пути совершенствования управления  запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52

Заключение……………………………………………………………………..54

Список используемой литературы……………………………………………56

Приложение 1………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В настоящее  время использование концепции  логистики в управлении запасами  рассматривается предприятиями  в качестве одного из резервов  по достижению конкурентного  преимущества. Это объясняется усилением  конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

     Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов.[6]

     Актуальность темы исследования как для общества в целом, так и для отдельного предприятия очевидна. Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

     Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.

     Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

     Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.

     Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.

     Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:

- изучение теоретических аспектов  управления запасами на предприятии;

- анализ организационно-экономической  структуры предприятия;

- оценка материальных потоков;

- изучение политики управления  запасами на предприятии;

- анализ ассортимента по методу  ABC и методу XYZ;

         - анализ и определение путей совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг». В процессе выполнения курсовой работы использовались методы: аналитический; статистико-экономический; монографический, расчетно-конструктивный; абстрактно - логический.

 

1. Теоретические аспекты  управления запасами на предприятии

1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания

 

     Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления     в ту или иную производственную или логистическую операцию. [2]

 Общепринятая    формулировка    гласит: материальные  запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

- замороженные финансовые  средства;

- расходы на содержание специально оборудованных помещении;

- оплата труда специального  персонала;

- постоянный риск порчи,  хищения.

Наличие запасов –  это расходы. Однако отсутствие запасов  – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

- потери от простоя  производства;

- потери от отсутствия  товара на складе в момент  предъявления спроса;

-  потери от закупки  мелких партий товаров по более  высоким ценам и др.

     Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. [10]

    Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Вероятность нарушения  установленного графика поставок (непредсказуемое  снижение интенсивности входного материального  потока). В этом случае запас необходим  для того, чтобы не остановился  производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания  производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где - то должен накапливаться запас.

     Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).

     Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

     Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого новою заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

     Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить  заказ покупателей можно одним  из следующих способов:

— произвести заказанный товар;

— закупить заказанный товар;

— выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

     Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя. [3]

      Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

     Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.[2]

 

1.2 Виды материальных  запасов и критерии их оптимизации

 

     Как уже  отмечалось, понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.

На пути превращения  сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается  два   основных   вида   за пасов :

- запасы производственные;

- запасы товарные, каждый  из которых в свою очередь делится на 4 вида:

Информация о работе Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)