Управление запасами в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают необходимость их оптимизации, в результате обычной ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно необходимо.
При определении оптимального размера запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями:
необходимо обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;
необходимо избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая сущность запасов и их классификация. 5
1.1 Цели, задачи и функции управления запасами в логистике. 8
Процесс управления запасами. 10
2.1 Содержание цикла процесса управления запасами. 10
2.2 Общая характеристика процесса управления запасами. 17
ABC – анализ. 18
XYZ – анализ. 20
Модели управления запасами. 21
5.1 Основные модели управления запасами. 21
5.2 Модель управления запасами с фиксированным размером заказа. 22
5.3 Модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. 27
5.4 Сравнение основных моделей управления запасами. 31
Заключение 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Studmed.ru_referat-upravlenie-zapasami-v-logistike_05d9b01.docx

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Подготовительный запас – часть  производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции  к производственному или личному  потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.

Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

Запасы продвижения готовой  продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.

Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы, как  правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов.

    1. Цели, задачи и функции управления запасами в логистике

При управлении запасами в  логистике к формированию и поддержанию  запасов предъявляются следующие требования:

  1. Размер запаса должен быть достаточным для обеспечения непрерывности процессов производства и обращения, т.е. непрерывности потока товарно-материальных ценностей.
  2. Запас должен быть максимально сокращен, а его мобильность должна быть максимально высокой, так как это равнозначно сокращению издержек как в сфере производства, так и в сфере обращения.
  3. Издержки, связанные с обретением и хранением запасов, должны стремиться к минимуму, что должно обеспечить снижение потерь от иммобилизации оборотных средств в запасах.

Проблема управления запасами конкретизируется в следующих вопросах:

    1. Какой уровень запасов нужно иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей?
    2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в логистической системе?
    3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса?
    4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
    5. Существует ли компромисс между выбранным способом транспортировки и запасом?
    6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?
    7. Как изменяются затраты на поддержание запасов в зависимости от изменения количества складов?
    8. Как и где следует размещать страховые запасы?

Управление  запасами в логистике включает достижение следующих основных целей:

      1. Рационального размещения запасов в сфере производства и потребления.
      2. Формирования оптимального объема, структуры и уровня запасов.
      3. Оперативного учета и контроля над состоянием запасов.
      4. Оперативного регулирования запасов в различных звеньях логистической цепи.

Следовательно, проблема оптимизации  запасов в логистике заключается  в нахождении компромисса между  двумя разноплановыми требованиями: сокращением размеров запасов, недопущение дефицита и бесперебойным товароснабжением.

Достижение указанных целей  предполагает решение следующих  задач:

    1. Совершенствования нормирования расхода материальных ресурсов и запасов в сфере производства и обращения.
    2. Ускорения продвижения ресурсов от места производства до места потребления.
    3. Ускорения оборачиваемости запасов во всех звеньях товародвижения.
    4. Доведения уровня запасов до необходимого минимума и ограничения времени их нахождения на складах минимальными сроками.
    5. Минимизации запасов сырья, материалов и готовой продукции.
    6. Вовлечения в хозяйственный оборот и максимального использования сверхнормативных, неликвидных материальных ресурсов.
    7. Разработки и внедрения автоматизированных логистических систем управления запасами.

Функции логистического управления запасами укрупненно образуют две группы:

      • Оперативные функции;
      • Координационные функции.

Оперативные функции логистического управления запасами связаны с непосредственным управлением движением материальных потоков в сфере снабжения, производства и распределения и включают в  себя:

  • управление движением сырья и материалов;
  • управление движением отдельных частей;
  • управление движением комплектующих;
  • управление движением готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

Функции логистической координации  включают в себя:

  • Выявление и анализ потребности в материальных ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
  • Анализ рынков поставок и сбыта товаров, на которых действует предприятие, прогнозирование поведения участников этих рынков.
  • Обработку данных, касающихся заказов и потребностей клиентов.

Все вышеперечисленные  функции координации невозможны без оптимизации величины материальных и товарных запасов, что, в свою очередь, подразумевает планирование их величины, анализ и оценку их фактического состояния, контроль и только затем приведение фактического состояния к желаемому, то есть координацию.

2.Процесс управления запасами

Главным преимуществом статистики в современном бизнесе является возможность обеспечить интеграцию усилий звеньев логистической системы и цепей поставок в достижении стратегических целей организации введением предмета управления логистики – материальных, информационных и финансовых потоков.

В физическом смысле поток  представляет собой непрерывное  перемещение совокупности объектов в пространстве. В экономике чаще можно наблюдать очередь дискретных совокупностей объектов, которую  принято называть дискретным потоком.

Другими словами, материальный поток в логистике нередко  представляет собой совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в различных точках пространства (на складских площадях, в производстве, на транспортных средствах, в торговых залах) и связанных между собой логикой развития бизнес-процесса производства продукции или оказания услуги.

2.1.Содержание цикла процесса управления запасами

 

Цикл управления запасами в звеньях логистической системы  или Цепи поставок состоит из процедур различного качества. По содержанию процедуры цикла управления запасами можно разделить на расчетные, управленческие и комплексные (рис. 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Цикл управления запасами.

Расчетные процедуры управления запасами содержат аналитическую обработку  информации, включающую (см. рис. 1) расчет оптимального размера заказа и прогнозирование потребности в запасе.

Эти процедуры опираются  на классический инструментарий математической статистики, теории вероятностей и  прикладной математики. Выполнение указанных  процедур может быть поручено специалистам по бизнес–аналитике и математикам или осуществлено с помощью информационной системы. Результаты должны быть переданы специалистам-менеджерам, которые принимают управленческое решение с учетом не только аналитических, но и неформализуемых данных.

На рис. 1 видно, что обе  расчетные процедуры (4 и 6) предшествуют соответствующим управленческим процедурам. Так, например, расчетная процедура 4 «Прогнозирование потребности в запасе» позволяет определить уровень потребности на основе стандартных или разработанных фирмой расчетных моделей прогнозирования потребности (спроса) методами экстраполяции, скользящей средней и др. или их модификациями. Наличие моделей существенно упрощает задачу определения уровня потребности, на который будет нацелен весь цикл управления запасами в конкретном календарном периоде. При этом следует иметь в виду, что принятие решения об уровне спроса требует участия не только аналитиков, но и специалистов, знающих все многообразие факторов, в там числе и неформализуемые факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании ожидаемого уровня потребности в запасах.

Поэтому результаты расчетной  процедуры 4 являются исходной информацией  для управленческой процедуры 5 «Определение уровня потребности в запасе», которая реализуется усилиями сотрудников отделов или служб закупок, производства, продаж, планово-экономического, логистики, маркетинга и др. в зависимости от распределения функциональных обязанностей в организационной структуре управления компании.

Расчетная процедура №  6 «Расчет оптимального размера заказа» (см. рис. 1) использует формулу Вильсона и ее модификации.

Этот расчет также может  быть выполнен специалистами по бизнес-аналитике и математиками, запрограммирован в соответствующем модуле информационной системы. Практическая реализуемость полученных результатов в реальном бизнесе должна быть оценена в рамках управленческой процедуры 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса», выполняемой специалистами отделов или служб закупок, производства, продаж, планово-экономического отдела, логистики, маркетинга и пр. в зависимости от распределения функциональных обязанностей в организационной структуре управления компании.

Таким образом, расчетные  процедуры логически могут быть связаны только с управленческими процедурами, что отражено на рис. 2.

Рисунок 2 – Взаимосвязь классов  процедур цикла управления запасами.

 

Следует обратить особое внимание на то, что расчетные процедуры только предоставляют информацию в новой форме для дальнейшего принятия решения и не дают окончательный результат.

Исключение может касаться только номенклатурной группы С (результат  комплексной процедуры 3 «АВС- и XYZ-анализ номенклатуры запаса»), если оно подтверждено исполнителями процедуры 5 «Определение уровня потребности в запасе».

По существу, пары соответствующих расчетных и управленческих процедур (пара 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 5 «Определение уровня потребности в запасе», а также пара процедур 6 «Расчет оптимального размера заказа» и 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса») представляют собой отдельные этапы цикла управления запасами, а именно этап «Определение потребности в запасе» и этап «Определение размера заказа на восполнение запаса», и должны рассматриваться и выполняться парами. Этапы определения потребности и определения размера заказа могут выполняться параллельно, так как не имеют логической взаимосвязи.

Современная практика организации управления запасами зачастую требует от специалистов-менеджеров выполнения расчетных процедур 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 6 «Расчет оптимального размера заказа». В этом случае, если отсутствует математическое и программное обеспечение решения этих задач, специалисты вынуждены либо большую часть своего рабочего времени тратить на реализацию расчетных процедур, пренебрегая качеством соответствующих управленческих процедур, либо пренебрегать качеством расчетных процедур, тем самым снижая качество результатов управленческих процедур. Учитывая это, наилучшей организацией работы на этапах прогнозирования потребности и определения размера заказа является либо реализация соответствующих расчетных процедур в модулях информационных систем, либо передача их выполнения в отделы бизнес-аналитики, информационной или математической поддержки бизнеса.

Управленческие процедуры  включают принятие управленческих решений на основе анализа неформализуемой и неиспользованной в расчетных процедурах информации.

К таким процедурам относятся  следующие (см. рис. 1):

  • оценка роли запаса в реализации стратегии организации;
  • определение размера заказа на восполнение запаса;
  • определение уровня потребности в запасе;
  • согласование условий поставки.

Управленческие процедуры  используют в качестве исходных данных результаты либо расчетных, либо иных управленческих процедур. Как уже отмечалось выше, расчетные процедуры 4 «Прогнозирование потребности в запасе» и 6 «Расчет оптимального размера заказа» являются основанием реализации управленческих процедур 5 «Определение уровня потребности в запасе» и 7 «Определение размера заказа на восполнение запаса». Для реализации управленческой процедуры 8 «Согласование условий поставки» необходимы результаты управленческих процедур 5 и 7, которые определяют условия работы с запасом на входе и выходе материального потока с площади, с которой связан запас.

Информация о работе Управление запасами в логистике