Международные транспортные сообщения, динамика международных грузопотоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

ри осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.
Под международной перевозкой (сообщением) понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.
В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы),относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

КАФЕДРА №16

 
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

РУКОВОДИТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

 

РЕФЕРАТ

Международные транспортные сообщения, динамика международных  грузопотоков

по дисциплине: Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение

 
 

РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.

1866

     

Анисина А.И.

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

Санкт-Петербург 2012

Введение

 

При осуществлении  международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение  товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

Под международной  перевозкой (сообщением) понимается перевозка  грузов между двумя и более  государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для  международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки  обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы),относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

 

1. Виды  международных транспортных операций

 

В зависимости  от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные(комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной. Главной особенностью прямой смешанной перевозки (multimodal carriage of goods) является наличие лица, которое принимает на себя ответственность за сохранность груза на всем протяжении его транспортировки (оператор смешанной перевозки) и тем самым берет на себя функции единого перевозчика. Если лицо не берет на себя такой ответственности, это означает, что данное лицо является экспедитором, а не оператором смешанной перевозки. В этой ситуации ответственность за ущерб ложится (исключая случаи, когда налицо вина экспедитора) на каждого конкретного исполнителя договора перевозки.

Особенности непрямой смешанной перевозки:

1. Выполняется на основе нескольких  договоров.

2. Правовой режим на отдельных  этапах следования груза различен (это создает определенные трудности для грузовладельца).

3. Такая перевозка организуется  экспедитором.

Смешанные перевозки позволяют  рационально распределить работу между  отдельными видами транспорта, максимально  использовать их провозные способности, обеспечить экономию транспортных затрат. Самый серьезный недостаток смешанных перевозок - необходимость стивидорных работ при смене видов транспорта. Совершенствование смешанных перевозок презюмирует исключение стивидорных работ посредством комбинирования различных видов транспорта:

1. Перевозки в специально созданных  транспортных единицах или средствах,  приспособленных для перевозки  грузов на различных видах  транспорта (контейнер, съемный кузов,  лихтер, роллтрейлер, роудрейлер).

2. Перевозки с использованием  технических средств одного вида транспорта для перевозок на другом (груженый автомобиль перевозится по железной дороге, груженый железнодорожный вагон перевозится на морском пароме).

 

2. Организация международных перевозок на различных видах транспорта

 

2.1. Морской транспорт

 

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между  странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим  морской транспорт, который по праву  считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть  международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости). Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещен любой груз от иголок до автомобилей. Притом время обработки таких судов снижено в десятки раз, благодаря унификации транспортной системы всего мира в отношении контейнерных перевозок. Немалую роль играет механизация и информационное обеспечение транспортных процессов.

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, устанавливаемым перевозчиками. Линейные тарифы публикуются в периодической специализированной печати и обычно стабильны в течение длительного времени. Эти тарифы регулируются линейными конференциями, представляющими собой объединения судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях. Остальные судовладельцы, эксплуатирующие суда на контролируемых конференциями линиях (аутсайдеры), обычно применяют более низкие тарифы.

Основным документом при оформлении перевозки груза  в международном линейном судоходстве  является коносамент.

Коносамент (bill of lading) — это документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

Коносамент  является:

  • распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара, обозначенного на лицевой стороне этого документа;
  • контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем условиях;
  • товарораспорядительным документом.

Существует  несколько видов коносамента:

-коносамент на предъявителя (bearer), который предоставляет право каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром, применяется крайне редко, поскольку не может гарантировать получение товара именно тем лицом, которому он действительно предназначен,

-именной коносамент (straight), выписываемый на конкретного получателя товара, передача владения товаром другому лицу может производиться только посредством специально оформленного заявления о переуступке (цессии);

-ордерный коносамент (to order), согласно которому перевозчик должен доставить товар по указанию обозначенной стороны, может передаваться получателем третьему лицу посредством индоссамента, т. е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя (in blanco).

Различают также бортовой коносамент, оформляемый на погруженный на борт судна груз, и коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после погрузки он заменяется на бортовой коносамент.

При необходимости  выдачи грузополучателю части груза, оформленного коносаментом, могут быть выписаны так называемые долевые коносаменты — деливери-ордера (delivery order), представляющие собой фактически не коносамент, а распоряжение получателя капитану о выдаче части груза после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию.

Иногда применяется сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя и более судоходными линиями, действующими в соответствии с соглашением.

Выделяют также чистый и нечистый коносамент. Коносамент называют “чистым” (clean), если переводчик не сделал в нем замечании относительно состояния перевозимого товара, и “нечистым” (fone), если в нем сделаны соответствующие оговорки.

В отличие от линейного  в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов.

В торговом мореплавании применяются  следующие виды фрахтования судов:

фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter), который подразделяется на:

  • фрахтование на один рейс (single voyage), т. е. договор, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
  • фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), т. е. договор о перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении на одном и том же судне;
  • фрахтование по генеральному контракту (general contract), т. е. договор, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода перевезти определенное количество груза;
  • фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды судна подразделяется на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;
  • фрахтование на условиях бербоут-чартера (bare boat charter), или димайз-чартера (demise-charter), т. е. аренда судна без экипажа.

Договор морской  перевозки (договор фрахтования  судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заключается при помощи посредника или фрахтового брокера.

В любом чартере  содержатся обязательные условия, относящиеся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ и др.

Основные статьи чартера:

  1. Место и время заключения.
  2. Наименование сторон — фрахтователя и фрахтовщика (перевозчика) с указанием их местонахождения.
  3. Название и характеристика зафрахтованного судна: флаг, класс, год постройки, грузовая характеристика судна. Флаг имеет значение в случае бойкота, запрета на заход в порты. Класс влияет на размер страховой премии.
  4. Мореходность судна, которая заключается в его способности противостоять обычным опасностям рейса и доставить груз получателю в сохранном состоянии.
  5. Наименование и количество груза. Иногда используют и собирательные названия, например “любые законные грузы” и т. д. Если фрахтователь не обеспечил требуемое количество груза, то за недогруз он обязан уплатить “мертвый фрахт”, а в случае недогруза против заявленного и имеющегося количества фрахтователь имеет право требовать возмещения убытков.
  6. Место погрузки и выгрузки. Иногда указываются не только порты, но и причалы, места якорных стоянок, а иногда — только участки побережья (рэндж).
  7. Позиция судна, т.е. начальная дата — лейдейс (laydays) и конечная дата — канселлинг (cancelling days). Ранее начальной даты фрахтователь не обязан принимать судно под погрузку, а в случае прибытия судна после конечной даты фрахтователь имеет право расторгнуть (канселлировать) чартер.
  8. Информация о прибытии судна.
  9. Распределение расходов по погрузке и разгрузке.
  10. Сталийное время, т. е. срок для выполнения погрузо-разгрузочных работ, определяемый условиями чартера или обычаями портов.
  11. Демередж (штраф, который оплачивает фрахтователь за задержку судна сверх сталийного времени); диспач (премия фрахтователю за сокращение сталийного времени (половина демереджа)).
  12. Фрахт и его оплата. Ставки фрахта устанавливаются за единицу измерения количества груза (тонна, штука и т. п.). Иногда единица измерения количества груза и единица, взятая за основу расчетов по фрахту, могут не совпадать. Фрахт может также устанавливаться на основе люмпсум, т. с. как общая сумма, заранее обусловленная в чартере.

Расчеты по фрахту между судовладельцем и фрахтователем  производятся как по количеству груза, сданному на месте назначения, так  и по погруженному (коносаментному).

Время и место  оплаты также могут быть разными (при подписании коносамента в  порту отправления, после прибытия судна в порт назначения, по окончании выгрузки и после окончательной проверки веса).

Информация о работе Международные транспортные сообщения, динамика международных грузопотоков