Структура и динамика международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля — основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации.

Содержание работы

Структура и динамика международной торговли………………......3
. Товарная структура международной торговли.
. Географическая структура мировой торговли.

Коммерческие условия агентского договора……………………….10

Информационные источники…………………………………………….18

Файлы: 1 файл

логистика межд торговли.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Вариант 2.

 

 

Содержание

 

  1. Структура и динамика международной торговли………………......3
    1. . Товарная структура международной торговли.
    2. . Географическая структура мировой торговли.

 

  1. Коммерческие условия агентского договора……………………….10

 

Информационные источники…………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура и динамика международной торговли

1.1. Товарная структура международной торговли.

 

Международная торговля — основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары.

Согласно оценке западных специалистов, период 1950-1970 гг. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии современной международной торговли. Именно тогда наблюдался ежегодный 7-процентный рост стоимости мирового экспорта. Тем не менее уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт характеризовался заметным оживлением (до 8,5% в 1988 г.). Далее, после явного спада в начале 90-х годов, в середине текущего десятилетия объем мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. В 1995 г. он увеличился почти на 9,0%, в 1996 г. — на 8,0%, в 1997 г. — на 9,5%, что стало рекордным показателем за минувшие 20 лет. В 1998 г., несмотря на региональные и мировые финансовые потрясения, темпы роста международной торговли составляли 6,0%. Темпы роста в начале XXI в. составляют 7-8%, в 2007-2012 гг. 15%. 1

Следует иметь в виду, что в абсолютном выражении суммарная стоимость мирового экспорта увеличилась в 1980—1998 годах примерно в 3 раза — с 2,0 трлн. долларов США до почти 6,0 трлн. долларов США. На рубеже веков динамика мирового товарного экспорта   выглядит следующим образом: в 1999 г. — 6,4 трлн. долларов, в 2000 г. — около 7,0 трлн. долларов США. Ныне объем торговли превышает 7 трлн. долл.

Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления ряда факторов. По мнению отечественных исследователей, к ним относятся:

1.Развитие международного разделения  труда и интернационализация  производства;

2. НТР, способствующая обновлению  основного капитала, созданию новых  отраслей экономики, ускоряющая  реконструирование старых;

3. Активная деятельность транснациональных  корпораций на мировом рынке;

4. Регулирование (либерализация) международной  торговли посредством мероприятий  Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной  торговой организации (ВТО);

5. Либерализация международной  торговли, переход многих стран  к режиму, включающему отмену  количественных ограничений импорта  и существенное снижение таможенных  пошлин - образование свободных экономических  зон;

6. Развитие процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных  барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

7.Получение политической независимости  бывших колониальных стран. Выделение  из их числа «новых индустриальных  стран» с моделью экономики, ориентированной  на внешний рынок.

Необходимо также иметь в виду, что в послевоенный период на протяжении многих лет международный обмен остается наиболее динамично развивающимся сектором.

В табл. 1. показана товарная структура международной торговли в 1990-2012гг. 2

Таблица 1. Товарная структура международной торговли, %

Группа товаров

1990

2000

2008

2010

2012

1

Промышленные товары

54,2

70,5

74,9

66,5

68,6

2

Сырьевые товары

29,2

14,3

13,1

22,5 (18,2*)

18,6 (14,8*)

3

Товары АПК (с/х)

15,4

12,2

9,0

8,5

9.6

4

Прочее

1,2

3,0

3,0

2,5

3.2


*-энергетическое сырье

1.2. Географическая структура  мировой торговли

Географическая структура международного обмена представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо прослеживалась во второй половине ХХ в., что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое доминирующее положение в системе международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8. Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превращается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.

Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находился примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.

Постепенное снижение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х гг. Япония стала выбиваться в лидеры, в течение шести лет первенствуя по этому показателю. К середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Но за ними вплотную следуют Сингапур, Гонконг, а также и Япония.

Особенности развития стран определяют и их роли в международной торговле. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте на протяжении последних 30 лет составляет около 70%. Такова же доля этих стран и в мировом импорте. Около 20—30% мировой торговли приходится на развивающиеся страны, но в каждой из этих групп происходят существенные изменения. В 90-е гг. доля промышленно развитых стран в мировой торговле постепенно сокращалась, а доля развивающихся стран (в основном азиатских) увеличивалась (табл. 3). Ведущие позиции в мировой торговле занимают США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Среди развивающихся стран можно выделить Китай, Республику Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзию, Мексику, Бразилию, Индонезию. В табл. 3 представлены основные страны-экспортеры на  2012 гг.3

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.Крупнейшие страны экспортеры на 2012г (в млрд. долларов США)

Страна

Экспорт

Доля в мирe (%)

Китай

2 057,0

11,2

США

1564,0

8,5

Германия

1460,0

7,9

Япония

773, 9

4,2

Франция

567,1

3,1

Южная Корея

552,6

3,0

Нидерланды

538,5

2,9

Россия

529,6

2,9

Италия

478,9

2,6

Великобритания

474,6

2,5


 

Во второй половине 90-х гг. определилась четкая зависимость развития международной торговли от изменений в экономике и внешней торговли стран ЮВА, на долю которых вместе с Китаем приходится около 1/4 мировой товарной торговли. Так, например, вследствие азиатского кризиса замедлились темпы международной торговли в 1998 г., что проявилось в заметном сокращении деловой активности и импортного спроса со стороны затронутых кризисом стран, девальвации их валют и, следовательно, в сокращении импорта из промышленно развитых стран, которые направляют в этот регион значительную часть своего экспорта. В то же время девальвация национальных валют способствовала повышению эффективности экспортной экспансии стран этого региона.

Основные товаропотоки протекают в рамках “большой триады”: США - Западная Европа - Япония. Так, в 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта, причем 4/5 его составляли непродовольственные товары. Развитие и углубление международного разделения труда между промышленно-развитыми странами ведет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран.

В последние годы только “новые индустриальные страны” Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте составляет более 10%. НИС сумели добиться существенных сдвигов в структуре своего экспорта: в нем доминирует ныне готовая продукция, машины и оборудование, а рынками сбыта стали как развивающиеся страны, так и промышленно-развитые. Они экспортируют продукции больше, чем любая европейская страна.

Быстро растет также доля Китая, за 1980 – 1997 гг. она выросла более чем в 10 раз. При этом 87% экспорта Китая составляет промышленная продукция, и страна всё более начинает конкурировать с "новыми индустриальными странами" по одной и той же номенклатуре товаров, на одних и тех же рынках (США, ЕС, Япония). Очевидно, что торговая победа Китая – вопрос времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Коммерческие условия агентского договора

Понятие агента и агентского договора

Агент - доверенное физическое или юридическое лицо, выполняющее поручения или совершающее определенные действия от имени и в интересах другого лица (принципала). Агент обычно действует по доверенности принципала или в соответствии с условиями агентского соглашения, заключенного между принципалом и агентом [1].

Агентский договор - договор с агентом о выполнении им от имени и в интересах принципала соответствующих обязанностей и поручений [1].

Некоторые торговые агенты работают только в пределах одной страны, другие - преимущественно за границей, третьи - и тут, и там. Одни берут на себя кредитный риск, другие - нет.

Имея дело с торговыми агентами, очень важно не упускать из виду, что они работают на предприятие (фирму), которая их нанимает. С юридической точки зрения, это предприятие (лицо) несете полную ответственность за все, что делают агенты, говорят или обещают от ее имени в связи с производимыми фирмой товарами и хозяйственной деятельностью предприятия.

Торговых агентов нужно подбирать весьма осмотрительно. Очень многое будет зависеть от того, как составлено агентское соглашение. Следует заметить, что хороший торговый агент может существенно сократить административные расходы предприятия. За свою работу он получает комиссионное вознаграждение.

Агент в прямом смысле - это компания или физическое лицо, уполномоченное другим лицом - обычно производителем какой-либо продукции или услуг - принципалом, представлять его или действовать от его имени в отношениях с третьими лицами [2].

Сущность Принципала в международном агентском договоре

Агент не обязан раскрывать сущность своего представительства перед третьим лицом. С точки зрения третьего лица, например, иностранного покупателя, здесь возможны три принципиальных варианта [3]:

Первый вариант: агент не сообщает о принципале и заключает договор от собственного имени, в таком случае он действует за нераскрытого принципала.

Второй вариант: агент сообщает о принципале, но не называет его имени, например, подписывает договор от "имени наших принципалов" и, следовательно, действует за неназванного принципала.

Информация о работе Структура и динамика международной торговли