Структура и динамика развития современной международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительно расширяющаяся сфера услуг. В ведущих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки и Японии, количество сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых. Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет 60 - 70% от общего объема национального производства. В международной торговле услуги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта. Рабочие места, связанные с предоставлением ус

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ 5
ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность мировой торговли услугами 5
1.2. Международное регулирование сферы услуг 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 15
УСЛУГАМИ 15
2.1. Современное развитие мирового рынка услуг 15
2.2. Современное развитие внешней торговли услугами России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая_МЭО.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра международных экономических отношений

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международные экономические отношения»

на тему «Структура и динамика развития современной международной торговли услугами»

 

 

Выполнил: студент 3-го курса  
очной формы обучения экономического факультета 
группа 341 
Т.В. Карпинская

Подпись 

 

Проверила: 
ст. препод.,

Е.С. Родионова 

Подпись 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных направлений развития современной  экономики за последние два десятка лет является стремительно расширяющаяся  сфера услуг. В ведущих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки и Японии, количество сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых. Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет 60 - 70% от общего объема национального производства. В международной торговле услуги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта. Рабочие места, связанные с предоставлением услуг, есть не только в традиционных отраслях непроизводственной сферы, в гостиницах, авиакомпаниях, банках, телекоммуникациях и т.п., но и во многих производственных отраслях. Среди них - юристы корпораций, медики, инструкторы по обучению торгового персонала. Услуги покупаются как отдельными людьми, так и домохозяйствами, в этом случае они называются потребительскими. Если же услуги предоставляются компаниям и другим организациям, то они называются деловыми.     

Увеличение  спроса на услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу, как уборка, приготовление пищи и т.д., что привело к процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. В-третьих, рост использования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио- и видеотехника, системы безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию. Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Более того, необходимость сокращать постоянные издержки заставляет компании покупать готовую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением специализированных задач. Компании охотно покупают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложений в средства их самостоятельного производства и таким образом сохранять гибкость. И, наконец, все больше компаний стремятся сконцентрировать свою деятельность в узкоспециализированных областях. Они отказываются от вспомогательных видов деятельности, в частности складирования и перевозки, стимулируя, таким образом, расширение сферы услуг. Все эти тенденции, в свою очередь, вызвали рост потребности современной экономики в качественном развитии данного сектора экономики.

Целью данной работы является изучить структуру мирового рынка услуг, а также провести анализ динамики международной торговли услугами.

Исходя из этой цели, нам  необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные понятия, общую структуру мировой торговли услугами.
  2. Изучить международное регулирование в сфере торговли услугами
  3. Исследовать современное состояние международного рынка услуг и ее динамику за последние годы.
  4. Определить структуру и динамику внешней торговли услугами России.

Решение данных задач  необходимо для определения современного состояния мирового рынка услуг, установление проблем развития и регулирования в системе международных экономических отношений.

 

ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТОРГОВЛИ

 

    1. Сущность мировой торговли услугами

 

В современной практике сфера услуг  выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса направляющие свой труд на удовлетворение этих запросов.

В таком широком понимании сфера услуг рассматривается  уже не как единая отрасль но и как масштабный сектор экономики, обладающий сложной структурой с подвижными границами.

Международная торговля услугами по сравнению с  торговлей товарами имеет следующие  особенности:

  • регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
  • услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
  • производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
  • международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
  • не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот1.

Особенности рынка услуг заключаются в следующем:

  • высокая динамичность рыночных процессов, обусловленная характером спроса на услуги;
  • территориальная сегментация, выражается в том, что форма предоставления услуг и деятельность предприятий зависит от территории и конкурентности рынка;
  • локальный характер услуг;
  • высокая степень оборота капитала (преимущество в бизнесе);
  • высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования, транспортирования услуг;
  • специфика процесса оказания  услуг, обусловленная наличием  контакта продавца и покупателя;
  • высокая степень диверсификации услуг, обусловленная индивидуализацией спроса на услуги;
  • неопределенность результата деятельности  по оказанию услуг, 

т.к. определение качества возможно после ее потребления.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой  понимает любую полезную деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества, осуществляемую на коммерческой основе.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо2.

Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.

Услуга обладает полезностью  для того, кто ее не производит. Услуга – это продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).

Существуют различные  классификации типов и видов  услуг, и каждая из этих классификаций  отражает специфику той или иной отрасли непроизводственной сферы.

Можно выделить пять общих  типов услуг3:

  • производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;
  • распределительные – торговля, транспорт, связь;
  • профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;
  • потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;
  • общественные – телевидение, радио, образование, культура.

Более систематичная  классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса:

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение,  пассажирский транспорт, салоны  красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.

2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, ветеринарные услуги.

3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио-  и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

4. Неосязаемые действия  с неосязаемыми активами. Это  могут быть банковские, юридические  и консультационные услуги, страхование.

Кроме того, услуги различаются  по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции непроизводственной сферы в современном обществе.

Все многообразие услуг, в современной развитой экономике, можно сгруппировать в несколько  крупных, функционально более или  менее однородных подразделений, общей весьма разнородной структуры4:

1.Транспорт:

  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);
  • грузовой (международная перевозка грузов).

2. Поездки:

  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу, командировки);
  • личные (например, туризм).

3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной  связи между резидентами и  нерезидентами).

4. Строительство.

5. Страхование.

6. Финансовые услуги.

7. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

8. Роялти и лицензионные  платежи.

9. Другие бизнес –  услуги:

  • посреднические  услуги;
  • лизинг;
  • прочие  деловые, профессиональные и технические  услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские,  рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.).

9. Личные, культурные, рекреационные  услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.);
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

10. Правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).     

Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами5:

  1. Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).
  2. Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).
  3. Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Уровень развития данной сферы экономики характеризует:

1. Уровень жизни и  благосостояния населения.

2. Политическую и экономическую  роль страны на международной  арене.

3.Уровень конкурентоспособности  страны по отраслям данной  сферы, что в свою очередь  становится фактором успешного и устойчивого развития экономики страны в целом.

4. Уровень человеческого  потенциала и качество человеческого  капитала.

Информация о работе Структура и динамика развития современной международной торговли услугами