Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:38, лекция
1. Современный этап развития мировой транспортной системы.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг.
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
Тема 6. Международный рынок транспортных услуг
1. Современный этап развития мировой транспортной системы.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг.
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
___________________________
1. Современный этап развития мировой транспортной системы
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.
Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в:
Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 75% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.
Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных сucmем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.
В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международного товародвижения оценивается на основе следующих основных характеристик:
2. Экспорт и импорт транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при перевозке грузов отечественных и иностранных грузовладельцев. Как разновидность – экспорт инфраструктурных услуг.
Импорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг иностранным перевозчиком при перевозке грузов отечественных грузовладельцев.
Рис. Формирование системы экспорта/импорта транспортных услуг
Международные транспортные услуги
3. Транспортное 
обеспечение 
Транспортное 
обеспечение 
Направления развития системы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности:
Основные транспортные документы
Транспортная составляющая в цене внешнеторгового контракта
Это доля расходов на организацию 
поставки товара в его цене у покупателя 
или в месте продажи и 
Дешевый товар – высокая транспортная составляющая. Дорогой товар – низкая (иногда ей пренебрегают).
На величину транспортной составляющей в цене товара влияют следующие факторы:
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров
В практике международной торговли при заключении контрактов широко применяются стандартные схемы поставки товаров «Инкотермс-2000» (INCOTERMS - International Commercial Terms). Каждая схема однозначно определяет момент перехода ответственности за товар с продавца на покупателя и распределяет ответственность по оплате различных транспортных операций. Данные схемы носят рекомендательный характер. Инкотермс-2000 содержит 13 схем.
Инкотермс 2000 (INCOTERMS 2000)
| Группа | Название группы | Схема поставки | Название схемы | 
| E | Отправление | EXW | Ex work | 
| F | Основная перевозка не оплачена | FCA FAS FOB | Free at carrier Free alongside ship Free on board | 
| C | Основная перевозка оплачена | CPT CIP CFR CIF | Carriage paid to… Carriage and insurance paid to … Cost and freight (named port) Cost, insurance and freight (named port) | 
| D | Прибытие | DAF DES DEQ DDU DDP | Delivered at frontier Delivered ex ship Delivered ex quay Delivered duty unpaid Delivered duty paid | 
Переход ответственности за товар с продавца на покупателя
EXW - определяет переход ответственности за товар на покупателя на складе продавца.
FCA - переход ответственности в момент приема товара перевозчиком.
FAS - переход ответственности на причале порта отправления.
FOB - переход ответственности в момент фактического пересечения грузом поручней судна при погрузке.
CPT – ответственность переходит в пункте, указанным в контракте при передаче товара от перевозчика покупателю.
CIP – аналогично CPT.
CFR и CIF – переход ответственности в порту доставки.
DAF – переход ответственности в момент поступления товара на таможенную территорию страны покупателя.
DES – переход ответственности в порту страны покупателя при закреплении судна у причала.
DEQ – ответственность переходит в момент фактического пересечения грузом поручней судна при выгрузке.
DDU и DDP – ответственность переходит при доставке товара на склад покупателя.
Распределение ответственности по оплате транспортных операций
| Схема поставки | Упаковка | Доставка к перевозчику | Экспортные пошлины | Погрузка | Основная перевозка (фрахт) | Страховка | Выгрузка | Импортные пошлины | Доставка от перевозчика | 
| EXW | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 
| FCA | + | + | + | - | - | - | - | - | - | 
| FAS | + | + | - | - | - | - | - | - | - | 
| FOB | + | + | + | + | - | - | - | - | - | 
| CPT | + | + | + | + | + | - | - | - | - | 
| CIP | + | + | + | + | + | + | - | - | - | 
| CFR | + | + | + | + | + | - | - | - | - | 
| CIF | + | + | + | + | + | + | - | - | |
| DAF | + | + | + | + | + | - | - | - | |
| DES | + | + | + | + | + | + | - | - | - | 
| DEQ | + | + | + | + | + | + | + | + | - | 
| DDU | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 
| DDP | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
Пояснение: “+” – операция оплачивается продавцом; “-” – операция оплачивается покупателем; “ ” – операция оплачивается либо продавцом, либо покупателем по договоренности.