Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)

Материальный  поток логистики – это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью Материальных потоков логистики является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальные потоки логистики могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток логистики, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами Материальных потоков логистики могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними. В табл. 2.1 приведена одна из возможных классификаций Материальных потоков логистики.

 

Таблица 2.1

Классификация материальных потоков  логистики

Признак

классификации 

Вид МП

Описание

Отношение к ЛС и ее звеньям

Внешний

Состоит из грузов, имеющих отношение  к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС

Входной

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество  груза

Массовый

Возникает при транспортировке  грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным  составом, колонной автомашин, караваном  судов и т.д.

Крупный

Возникает при транспортировке  грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Средний

Промежуточный между крупным и  мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Мелкий

Возникает при транспортировке  такого количества грузов, которое  не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный  вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки  обеспечивается полное использование  грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании  его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и  продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном  транспортном средстве

Консистенция  груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые  могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных  технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в  непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с  помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

МП, не являющиеся непрерывными


Информационные потоки логистики

Каждому Материальному  потоку логистики соответствует  некоторый ИП и ФП. Информационный поток логистики – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным Материальными потоками логистики в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл.2.2 приведена одна из возможных классификаций ИП.

 

 

 

Классификация информационных потоков

Признак классификации

Вид ИП

Отношение к ЛС и ее звеньям

Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные

Вид носителей информации

На  бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные

Периодичность использования

Регулярные, периодические, оперативные

Назначение  информации

Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные

Степень открытости

Открытые, закрытые, секретные

Способ  передачи данных

Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям

Режим обмена информацией

«on-line», «off line»

Направленность  относительно МП

В прямом направлении с МП, во встречном  направлении с МП

Синхронность  с МП

Опережающие, одновременные, последующие


Между Материальными  потоками логистики и ИП не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать Материальные потоки логистики (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих Материальные потоки логистики.

Финансовые потоки

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Одна из возможных классификаций ФП приведена в табл. 2.3.

Классификация финансовых потоков  логистики

Признак классификации

Вид финансовых потоков логистики

Отношение к ЛС и ее звеньям

Внутренние, внешние, входные, выходные потоки логистики

Назначение

Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные  процессом продажи продукции

Способ  переноса авансированной стоимости  на товары

Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные  движением оборотных средств  потоки логистики

Вид хозяйственных связей

Горизонтальные, вертикальные потоки логистики

Форма расчета

Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при  формировании материальных затрат в  процессе производства) потоки логистики


Поток услуг

Помимо материального, информационного и финансового  вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения. 

Источники экономического эффекта 

МП, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев, проходя горнило логистики поставок, к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение МП (рис.1.5). В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Высокая доля расходов на логистику поставок показывает, что оптимизация управления МП имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Рассмотрим основные источники экономического эффекта от использования логистики поставок.

Снижение запасов на пути движения МП по цепи логистики поставок

Сокращение времени прохождения  товаров по ЛЦ

Рис. 1.5. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей

Снижение транспортных расходов

Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается  примерно в 6,5% валового национального  продукта. По различным оценкам затраты  на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику поставок. В связи с  глобализацией мировой экономики  большую значимость приобрели международные  перевозки, которые являются более  сложными и дорогими, чем на менее  широких национальных рынках. Логистика поставок сильно зависит от квалификации экспедиторов. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

Сокращение затрат ручного труда  и соответствующих расходов на операции с грузом

Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:

·    к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла, что положительно сказывается на всем комплексе логистики поставок;

·    сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ направленных на оптимизацию логистики поставок. 

Лекция 2

Закупочная логистика — это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или торговое имеет  службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы, полуфабрикаты, — все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используются уже готовая продукция к потреблению — товары народного потребления.

Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. При организации службы снабжения, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства способна оптимально наладить движение материального потока на стадии закупок .

Задачи, решаемые службой  снабжения должны строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться  стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и  уже потом - стратегия снабжения  производства.

Для успешного обеспечения  предприятия необходимыми материалами  отдел снабжения должен иметь  готовые ответы на следующие вопросы:

  • что закупать;
  • сколько закупать;
  • у кого закупать;
  • на каких условиях закупать;
  • как системно увязать закупки с производством и сбытом;
  • как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов заготовительной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Последовательность решаемых задач будет выглядеть следующим образом:

Исследование рынка  закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

1 этап — поиск потенциальных  поставщиков.  
Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:

  • проведение конкурсов (тендеров);
  • изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);
  • посещение ярмарок, выставок;
  • личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика. Проведение тендера осуществляется по следующей схеме:

  • формирование условий тендера;
  • разработка и публикация тендерной документации;
  • рекламная кампания;
  • проверка оценочной квалификации участников тендера;
  • проведение анализа тендерных предложений;
  • определение победителя тендера.

Информация о работе Лекции по "Логистике"