Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)


Логистика


 

 

 


    

 

[ТРИУМФ]

    

22.11.2011


    

    

Курс  лекций

 

Оглавление

 

Лекция 1 Введение 2

Лекция 2 Закуп 20

Лекция 3 Склад 28

Лекция 4 Запасы 46

Лекция 5 Производство 50

Лекция 6 Транспорт 62

Лекция 7 Распределение 77

Лекция 8 АВС 91

Лекция 9 Инф  и сервис 97

Лекция 10 Издержки 109

Словарь логистики 118

 

Лекция 1.

Определение логистики: история, понятия, новизна, специфика

Термин «логистика»  происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность».

При определении логистики римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии под определением логистики подразумевалось способ организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с определением логистики связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п.

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

В период Второй мировой  войны логистика активно применялась  в материально-техническом снабжении  армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих  баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам  прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в  сферу хозяйственной практики и  стала широко использоваться в экономике  к 60-70-м годам XX века. Определение логистики претерпевало незначительные изменение по времени Существует несколько десятков определений логистики, как понятия экономической деятельности.

Логистика - Логика оптимального товародвижения.

Определение логистики как науки разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе: 
·    доведения сырья и материалов до производственного предприятия; 
·    внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; 
·    доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями; 
·    передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Определение логистики как хозяйственной деятельности – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика по определению позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

·    прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ); 
·    определение необходимой мощности производства и транспорта; 
·    организация распределения ГП; 
·    управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; 
·    моделирование функционирования логистических систем (ЛС); 
·    проектирование ЛС; 
·    планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования; 
·    согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной  деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рис. 1.1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Определение логистики может понадобится в данном случае, так как определение логистики помогает понять принципы данной науки. Определение логистике давали уже много раз, но ни одно из них не может охватить всего многооборазия за котрое отвечает отрасль. Логистика по определению масштабна и никакое определение логистики не даст того понимания, какое необходимо для распознавания всех определений логистики.

В ходе прохождения  по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

В ходе движения по логистической цепи (рис. 1.2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.

 

Рис. 1.1. Принципиальная схема ЛЦ, сквозного  МП и ИП

Рис. 1.2. Принципиальная схема преобразований МП в ЛЦ, не относящиеся к определению логистики.

     

 
В ходе движения по логистической цепи (рис. 1.2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП

Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На рис. 1.3 представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.

Рис. 1.3. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне, не относящиеся к определению логистики.

На макроуровне МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из предприятий осуществляется обособленно его собственником (рис. 1.3, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (рис. 1.3, b). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.

На микроуровне ЛЦ состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного МП внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (рис. 1.4, а). Показатели МП на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.

Рис. 1.4. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на микроуровне, не относящиеся к определению логистики.

При логистическом подходе (рис.1.4, b) на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми. Как мы помним это встречалось в некоторых определениях логистики.

Таким образом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается: 
1)   в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП; 
2)   выделении единой функции управления сквозным МП; 
3)   технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия)

Логистические системы

Понятие Логистической  системы является одним из базовых  понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 2.5.

Классификация систем

Признак классификации

Вид систем

Сложность

Простая, сложная, большая

Изменение во времени

Статическая, динамическая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная


Следует различать  сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие  четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать  системой.

1.   Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы. 
2.   Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. 
3.   Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. 
4.   Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Логистическая система, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель Логистической системы – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микро-логистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макро-логистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей Логистических систем и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микро-логистических систем:

·    внутрипроизводственные Логистические системы оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

·    внешние Логистические системы решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

Информация о работе Лекции по "Логистике"