Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)

·    интегрированные Логистические системы включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макро-логистическая система – крупная логистическая система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макро-логистических систем могут отличаться от целей микро-логистических систем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макро-логистические системы различают:

·    по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские логистические системы;

·    по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.). логистические системы

Рассмотрим свойства системы в применении к логистическиv системам.

Целостность и членимость. Логистические системы имеет свойство целостности. Это означает, что логистическая система может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны логистическая система может быть разделена на отдельные элементы. Элементами логистической системы на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы логистической системы рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами логистической системы на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

Связи. В макро-логистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микро-логистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.

Организация. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

Интегративные качества. Только логистическая система в целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы логистической системы самостоятельно не могут решать подобные задачи.

Объект, предмет, цели, задачи и функции логистики

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «семь правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления: 

1R (right product) - нужный товар;  
§ 2R (right quality) - необходимого качества;  
§ 3R (right quantity) - в необходимом количестве;  
§ 4R (right time) - в нужное время;  
§ 5R (right place) - в нужное место; 
§ 6R (right customer) - нужному потребителю; 
§ 7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат

Задачи логистики  весьма разнообразны и обусловлены  приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл.3.1.

 Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные 

Общие

Частные

1.Достижение  максимального эффекта функционирования  ЛС с минимальными затратами 

1.Создание  интегрированной системы регулирования  МП и ИП 

1.Снижение  уровня страховых запасов 

2.Разработка  способов управления движением  товаров 

2.Сокращение  времени хранения продукции в  запасах 

2.Моделирование  ЛС и условий их надежного  функционирования 

3.Определение  стратегии и технологии физического  перемещения товаров 

3.Сокращение  времени перевозки 

4.Разработка  системы учета и анализа логистических издержек

4.Определение  оптимального количества складов  на обслуживаемой территории 

 

 

5.Внедрение  системы качества на предприятии 

5.Поиски, выбор поставщиков 

 

 

6.Прогнозирование  объемов производства, перевозок,  спроса и т.д. 

6.Организация  приемки, разгрузки, складирования  МР 

 

 

7.Выявление  несбалансированности между потребностями  и возможностями 

7.Повышение  текущего уровня сервисного обслуживания  потребителей 

 

 

8.Организация  предпродажного и послепродажного  обслуживания потребителей 

8.Выбор  места расположения торговой  точки 

 

 

9.Проектирование  и оптимизация структуры автоматизированных  складских комплексов 

9.Кратковременное  увеличение мощности ЛС 

 

 

10.Внедрение  систем управления движением  МП MRP, JIT и их модификаций 

10.Устранение  непроизводительных участков 

 

 

11.Планирование  мощности ЛЦ 

11.Оформление  заказов 

 

 

12.Контроль  МП 

12.Выбор  типа торгового посредника 

 

 

13.Координация  деятельности различных подразделений  предприятий 

13.Выбор  вида транспорта для перевозки  грузов 

 

 

14.Внешняя  и внутренняя интеграция 

14.Выбор  маршрута перевозки 

 

 

15. Разработка логистической стратегии

15.Оформление  внешнеторговой сделки 


 

Логистические операции – самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К Логистическим операциям с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В табл. приведена одна из возможных классификаций логистических операций.

Классификация логистических операций

Признак классификации

Вид Логистических операций

Переход права собственности

Односторонние, двухсторонние логистические операции

Природа потока

МП, поток  услуг, ИП

Направленность  реализуемых логистических функций

Внешние (функции снабжения и сбыта), внутренние (в рамках функции производства) логистические операции

Вид реализуемых логистических функций

Базисные, ключевые, поддерживающие логистические операции


Функция логистики - это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.3.2.

Таблица 3.2

Классификация функций логистики

Признак классификации 

Вид функций логистики 

Описание функций логистики

Характер выполняемых задач  

 

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков 

Координационные

Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей  и координация действий различных  подразделений внутри предприятия  и различных звеньев ЛЦ

Содержание  

  

 

Базисные функции логистики

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые функции логистики

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение  объемов и направлений МП, прогнозирование  спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение  последовательности продвижения товаров  через места складирования, осуществление  перевозок и всех необходимых  операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг 

Поддерживающие функции логистики

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуальных позиций  

  

  

 

Системообразующая функция логистики

Организация системы управления всеми  ресурсами 

Интегрирующая функция логистики

Объединение, согласование, координация  действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

Регулирующая функция логистики

Экономия ресурсов, минимизация отходов  всех видов (потери времени, неэффективные  операции, отходы МР), минимизация затрат

Результирующая функция логистики

Данная функция логистики направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики


Реализуют функции логистики следующие организации: 
·    транспортные предприятия, выполняющие функции логистики; 
·    торговые предприятия, выполняющие функции логистики; 
·    коммерческо-посреднические организации, выполняющие функции логистики; 
·    предприятия-изготовители, выполняющие функции логистики; 
·    специализированные внешние логистические организации, выполняющие функции логистики.

Приведенная классификация  функций логистики позволяет  выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

Принципы логистики

Принцип логистики системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип логистики тотальных  затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип логистики глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистики логистической  координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Принцип логистики развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).

Принцип логистики моделирования  и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип логистики разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип логистики TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип логистики гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

Принцип логистики устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Потоки  логистики

Материальные потоки логистики

Объектом изучения логистики как науки являются Материальные потоки логистики и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие Материальных потоков логистики является ключевым в логистике.

Информация о работе Лекции по "Логистике"