Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель – определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание и методы и является решающим критерием для изменения эффективности педагогических действий. Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества, на данном этапе развития представляет собой «социальный заказ» как профессионала- специалиста, так и на личность.

Содержание работы

Введение
Цели и задачи профессионального обучения………………………………..…..5

1Учебно – программная документация мастера профессионального обучения

1.1 Квалификационная характеристика……………………………………....…12
1.2 Тематический план……………………………………………………………17
1.3 Рабочая программа производственного обучения………………………….19
1.4 Перечень учебно-производственных работ…………………………………21
1.5 Календарно- тематический план……………………………………………..23

2 Учебно – материальная база

2.1 Материально-техническое оснащение……………………………………….26
2.2 Требования к охране труда…………………………………………...………28
2.3 Санитарно – гигиенические требования……………………………….….…29
2.4 Рабочее место мастера…………………………………………………..….…31
2.5 Рабочее место учащегося…………………………………………………......33
2.6 Паспорт учебной лаборатории……………………………………………….34

3 Методические разработки урока

3.1 Урок, как основная форма учебной деятельности………………………….40
3.2 Традиционный урок производственного обучения…………………….…..42
3.3 Активный метод обучения – деловая игра…………………………….…….49

Заключение………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………59
Интернет ресурсы…………………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

Курсовая Меркулова.doc

— 2.03 Мб (Скачать файл)

 

  1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

 

2.1 Материально-техническое оснащение

 

Применение на уроках производственного  обучения современных  материально  технических средств обучения является важным фактором совершенствования  процесса обучения и воспитания учащихся учебных заведений.

Применение технических средств  позволяет значительно повышать эффективность обучения.

Под техническими средствами обучения понимается совокупность технических  устройств, используемых в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности.

Технические средства обучения -это  не только техника: приборы , аппаратура и установки(магнитофоны ,телевизионные  установки и.т.д) используемые вместе с соответствующими техническими устройствами.

Технические средства обучения, которые нашли применение в производственном обучении, можно объединить в следующие основные группы:   

  1. аудиовизуальные средства (кино, звукозапись, телевидение и т.д.);
  2. динамические и электрифицированные наглядные пособия (плакаты, схемы, макеты);
  3. тренажеры и обучающие устройства.

Опыт показывает, что как бы хорошо не было само по себе то или иное пособие, эффективность его использования  в значительной мере зависит от умения мастера применить его на уроке. Планировать применение технических  средств необходимо не только к каждому уроку, но и на перспективу.

 

При обычном проведении занятий  мастер воздействует на учащихся не только с помощью передаваемой информации в виде объяснений, указаний и т.д., но и соответствующими паузами, интонациями  голоса, акцентами на отдельные моменты и т.д. В случае применения технических средств, возможности использования этих приемов резко ограничиваются. Деятельность мастера по передаче  учебной информации при объяснении, инструктаже должна быть в каждом конкретном случае тщательно согласована с используемым пособием, иначе урок распадется на три части ,по своей логической структуре и эмоциональному состоянию учащихся мало связанные одна с другой: ход урока до применения пособия; резкая смена темпа, характера деятельности мастера и учащихся при использовании пособия; дальнейший ход урока.

 Кроме определенной площади, которая отводится под используемое оборудование и другие средства труда (механизмы и приспособления для производства работ и т.п.), на рабочих местах необходимы:

  1. стеллажи, подставки или тара для расположения и хранения  материалов (заготовок), полуфабрикатов и готовой продукции;
  2. различные варианты устройств, предназначенных для расположения инструментов, приспособлений, технической документации и т.п.;
  3. контейнеры или специальная тара для отходов;
  4. подъемно – транспортные средства (тельферы, тележки и т.п.), необходимые для подъема или транспортировки тяжелых и габаритных изделий;
  5. необходимые на конкретном рабочем месте (предусмотренные требованиям  нормальных и безопасных условий труда) устройства вентиляции и охлаждения, защитные ограждения и блокировки, местное освещение;
  6. предусмотренные  условиями работы тумбочки, подножные решетки, подставки для ног, стулья (чаще всего – регулируемые  по высоте, а в необходимых случаях – с регулируемым наклоном спинки)  и другие, определяемые  спецификой труда, элементы.

Совершенно очевидно, что без  организации мест учащихся, отвечающих требованиям безопасных условий  труда, производственной культуры и  эстетики, нельзя считать материальную базу обучения эффективной. От состояния и насыщенности материальной базы обучения, от инициативы и творческого подхода мастера ко всем многогранным аспектам ее содержания во многом будут зависеть успехи учащихся в овладении изучаемой специальностью.[3]

 

2.2 Требования к охране труда

 

Законодательство  российской федерации предусматривает  специальные правила по охране труда  учащихся, молодых рабочих и служащих. Предприятием и организацией в соответствии со статьей 74 запрещается принимать на работу подростков моложе 16 лет.

Законодательством запрещается  применение труда лиц моложе 18 лет  на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда, в  том числе и подземными.

Законодательством запрещается  принимать на работу подростков без  предварительного медицинского свидетельствования.

Для несовершеннолетних установлен сокращенный рабочий  день:

Для подростков 15-16 лет - 24 часа в неделю, а для лиц от 16 – 18 лет 36 часов в неделю (статья 22-23). При пятидневной недели с двумя выходными днями продолжительность рабочей смены для 15-16 летних не должна превышать 5 часов, а для более старших не более 7 часов.

Положением  предусматривается, что мастера  производственного обучения как  руководители учебного коллектива несут  ответственность, несут ответственность за соблюдение норм и правил охраны труда и безопасных условий выполнения учащимися всех работ. Состояние охраны труда, определяемое в первую очередь наличием или отсутствием нарушений правил безопасной работы, является наиболее существенной при оценки деятельности.

 

       2.3 Санитарно – гигиенические требования.

 

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения оптимальным  гигиеническим условием  для работы подростков весьма актуальна. Многочисленными  исследованиями ученых установлена прямая закономерность их физического развития с правильно организованным процессом профессионального обучения. Он оказывает положительное влияние на все стороны формирования молодого растущего организма: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ, вследствие большой эффективности работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

К аспектам, создающим оптимальные  гигиенические условия для работы учащихся, относятся: состояние воздушно-газовой среды мастерских, освещенность рабочей зоны и помещения, уровень производственного шума, режим работы во время занятий, эргономические факторы при организации работы в мастерских, учет психофизического воздействия цвета на органы зрения учащихся.

Воздушно-газовая среда учебно-производственных и вспомогательных помещений  должна быть оборудована вентиляцией  и отоплением, чтобы обеспечить воздухообмен, оптимальную температуру и состояние  воздушной среды, предусмотренные  санитарными нормами.

Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20 С при обычном остеклении, 19-20 С при ленточном остеклении; в учебных мастерских 15-17 С, при относительной влажности соответственно 62-55 % и 39-31%.

В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция. Она должна обеспечить допустимые параметры воздушной среды и ограничивать уровень содержания вредных веществ в пределах установленных гигиеническими нормативами.

Освещенность рабочей зоны и  всего помещения для учебных  мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного  освещения приравниваются к производственным помещениям. Основной системой естественного  освещения учебных помещений  является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.

В учебных лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах – 300-500 лк.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной  системы. Он не должен превышать 70 дБА. Санитарными нормами установлено, что оборудование для мастерских должно иметь документы с отражением сведений по частотным характеристикам уровней звукового давления.

Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность  учащихся возрастает в среднем на 30 %.

Режим работы в лаборатории должен учитывать чередование непрерывной  работы с периодами отдыха.

Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч в неделю и 6 ч в день. При прохождение  производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня  зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет – 4 ч вдень, от 16 до 18 лет - 6 ч в день. При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима УНПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения предусматривают  десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы, на втором этапе через 1,5 – 2 ч.

Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при  работе в лаборатории связана с такими факторами, как мера физической нагрузки учащихся или степень однообразия работы.. если занятие по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное рабочее время не уменьшается.[2]

 

2.4 Рабочее место мастера

 

Рабочее место мастера  это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения  нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и учебно-организационной  функции.

Основные требования к организации рабочих мест мастера:

  1. удобство, скорость и качество выполнения функций по обучению и управлению учебной группы.
  2. система визуальной и информационной взаимосвязи и обозреваемости рабочих мест учащихся.
  3. наличие надлежащих условий для коллективных инструктажей, показа трудовых приемов, видимых со всех точек мастерской, комплектования и хранения средств обучения.
  4. оптимальность (комфортность) условий труда мастера, обеспечивающая его высокую работоспособность.
  5. размещение оборудования,  освещения и инвентаря с учетом площадей учебной мастерской и их соответствие физиологическим и антропометрическим данным взрослого человека.
  6. наличие коммуникационной техники для прямой и обратной связи мастера с каждым рабочим местом учащегося.
  7. соответствие оборудования и освещения, устанавливаемого на рабочем месте мастера, по своим характеристикам и параметрам оборудованию, на котором работают учащиеся.
  8. обеспечение безопасных условий в работе.

 Рабочее место мастера в  учебных мастерских устанавливается  на специальной площадке (подиуме), приподнятой на 20-30 см над уровнем пола. Величина площадки занимает обычно 7-10 % площади учебной мастерской.

 Расстояние от кафедры до  рабочих мест учащихся составляет  не менее 1,5 - 2 м. На поверхности  подиума устанавливается рабочий  стол мастера с дистанционным пультом управления, блок шкафов  с инструментами и методическими отделениями. Здесь же находятся наглядные пособия ТСО, тренажеры, телеустановка, классная доска с экраном и другое.

 Классная доска устанавливается  в центре части блока шкафов, выбор которых производится по ГОСТу 20064 – 74 в зависимости от размеров мастерской в плане и характера расположения рабочих мест учащихся. Нижний край доски должен быть на расстоянии не менее 90 см от пола, верхний – не более 210 см.

 Мастер систематически ведет журнал посменного приема и сдачи мастерской, в которой фиксируется санитарное состояние, обнаруженные неисправности и меры, принятые к их устранению.

 

 

 

 

2.5 Рабочее место учащегося

 

Рабочее место учащегося - это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой.

 Рабочие места оборудуются  для обучения учащихся конкретной  профессии с учетом их физических  и психических возможностей. Учитывается, что эти места составная часть интерьера мастерской и учебно-производственного процесса в целом.

Планировку вычерчивают в масштабе 1: 50 или 1: 1000, определяя длину и  ширину мастерских, стен ширину продольных и поперечных проходов.

 При организации рабочих мест учащихся учитывается – внутренняя и внешняя планировка.

Внутренняя - это рациональное размещение на рабочем месте технологического оснащения, пультов управления, светильников и других средств, необходимых для  трудового процесса.

Внешняя - это  наиболее целесообразное пространственное размещение в зоне рабочих мест оборудования, материалов.

 В целом планировка должна  обеспечивать комфортность на  рабочем месте, безопасность труда,  ограничивать шум, соответствовать  эстетическим требованиям.

С первых дней обучения за каждым учащимся закрепляется рабочее место в мастерской. В дальнейшем при освоение учебной программы мастер по графику переводит учащихся на другие рабочие места с обязательным инструктажем по технике безопасности.

 Для каждой профессии проектируется ряд вариантов рабочих мест.

 Основа рабочих мест учащихся  оборудование, подразделенное на: учебно-производственное; технологическое.

 

2.6 Паспорт учебной лаборатории

 

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Уральский государственный колледж»

 

                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

                                                         Иванов Ф.А.

 

 

 

 

ПАСПОРТ

УЧЕБНОГО ПОМЕЩЕНИЯ: учебно-производственная лаборатория поваров.

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ: повар

 

 

 

 

Заведующий техническим

кабинетом: Меркулова К.С.

«1» сентября 2011 г.

 

 

 

г. Челябинск 2011г.

 

 

СВЕДЕНИЯ О ЗАВЕДУЮЩИМ ТЕХНИЧЕСКИМ  КАБИНЕТОМ

Информация о работе Методика профессионального обучения