Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель – определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание и методы и является решающим критерием для изменения эффективности педагогических действий. Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества, на данном этапе развития представляет собой «социальный заказ» как профессионала- специалиста, так и на личность.

Содержание работы

Введение
Цели и задачи профессионального обучения………………………………..…..5

1Учебно – программная документация мастера профессионального обучения

1.1 Квалификационная характеристика……………………………………....…12
1.2 Тематический план……………………………………………………………17
1.3 Рабочая программа производственного обучения………………………….19
1.4 Перечень учебно-производственных работ…………………………………21
1.5 Календарно- тематический план……………………………………………..23

2 Учебно – материальная база

2.1 Материально-техническое оснащение……………………………………….26
2.2 Требования к охране труда…………………………………………...………28
2.3 Санитарно – гигиенические требования……………………………….….…29
2.4 Рабочее место мастера…………………………………………………..….…31
2.5 Рабочее место учащегося…………………………………………………......33
2.6 Паспорт учебной лаборатории……………………………………………….34

3 Методические разработки урока

3.1 Урок, как основная форма учебной деятельности………………………….40
3.2 Традиционный урок производственного обучения…………………….…..42
3.3 Активный метод обучения – деловая игра…………………………….…….49

Заключение………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………59
Интернет ресурсы…………………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

Курсовая Меркулова.doc

— 2.03 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Цели и задачи профессионального  обучения………………………………..…..5

 

1Учебно – программная документация мастера профессионального обучения

 

1.1 Квалификационная характеристика……………………………………....…12

1.2 Тематический план……………………………………………………………17

1.3 Рабочая программа производственного обучения………………………….19

1.4 Перечень учебно-производственных работ…………………………………21

1.5 Календарно- тематический план……………………………………………..23

 

2 Учебно – материальная база

 

2.1 Материально-техническое оснащение……………………………………….26

2.2 Требования к охране труда…………………………………………...………28

2.3 Санитарно  – гигиенические требования……………………………….….…29

2.4 Рабочее место мастера…………………………………………………..….…31

2.5 Рабочее место учащегося…………………………………………………......33

2.6 Паспорт учебной  лаборатории……………………………………………….34

 

3 Методические разработки урока

 

3.1 Урок, как основная форма учебной деятельности………………………….40

3.2 Традиционный  урок производственного обучения…………………….…..42

3.3 Активный метод обучения –  деловая игра…………………………….…….49

 

Заключение………………………………………………………………………..58

Библиографический список………………………………………………………59

Интернет ресурсы…………………………………………………………………59

Приложение………………………………………………………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цели и задачи профессионального  обучения

Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.

Цель – определяющий, пронизывающий  весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее  влияние на содержание и методы и  является решающим критерием для изменения эффективности педагогических действий. Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества, на данном этапе развития представляет собой «социальный заказ» как профессионала- специалиста, так и на личность.

Среди основных задач профессионального  образования можно выделить следующие:

1. дальнейшее усовершенствование  материальной базы профессионального образования;

2. создание центров практик на  предприятии;

3. привлечение специалистов предприятия  в организации и постановке  задач профессионального образования;

4. формирование так называемого  заказа на специалиста профессионального образования;

Профессиональное образование  в России существует более 300 лет. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные  задачи профессионального образования. В России в настоящий момент создано  четыре уровня профессионального образования – начальное – общеобразовательная подготовка, среднее профессиональное образование - подготовка рабочих и специалистов среднего звена, высшее профессиональное образование.

Следует отметить, что меняется содержание и формируется новое поколение образовательных стандартов, ориентированных на решение второй и третьей основных задач профессионального образования. Они предусматривают активное участие будущих работодателей при решении конкретных задач профессионального образования. Образовательные стандарты профессионального образования, как в системе начального профессионального образования, так и в системе среднего профессионального образования, предусматривают наличие баз практик на предприятиях региона, для того, чтобы готовить будущие профессиональные кадры для этого конкретного предприятия.

В последнее время все чаще говорят  о непрерывности образования, о  необходимости постоянного обновления знаний по причине их быстрого устаревания. Процесс приобретения знаний начинает занимать все возрастающую долю индивидуальной жизни людей, а потребности общества растут.

Выход из сложившегося положения следует  искать в таких методах обучения, при которых задача увеличения объёма приобретаемых знаний решалась бы не за счет увеличения трудозатрат и  времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг.[6, стр.45]

 

 

 

 

 

В рамках инновационной образовательной  программы реализуются следующие  задачи

 

1. создание нового поколения  интерактивных мультимедийных электронных  образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения.

2. внедрение мультимедийных учебников,  учебных пособий, интерактивных  тренинговых обучающих комплексов, обучающих и контролирующих тестов.

3. внедрение виртуальных обучающих  производственно-технологических комплексов, моделирующих реальные производства в различных отраслях промышленности.

Внедрение мультимедийных учебников  является обязательным элементом, без  которого современное обучение невозможно, такие учебники способствуют самостоятельной работе студентов, тестированию, контролю знаний, проведению лабораторных, практических работ. Овладение мультимедийными технологиями повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда, с одной стороны, и с другой -повысит экономическую эффективность обучения.

В мультимедийном учебнике нужно максимально  использовать возможности мультимедиа: слайд-шоу, мультфильм (простой или  интерактивный), озвученное видео. Основное достоинство мультимедиа как  раз и состоит в том, что восприятие нового учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определенный, можно сказать даже заданный, эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.

 

Роль мастера производственного  обучения в обучении учащихся занимает основное место

 

Мастера производственного обучения призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина России, привить высокие морально-этические качества.

Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

Мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист и руководитель первичного звена – ученической  группы. Действуя, как специалист высокой  квалификации, знающий свое дело обучает  тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного  ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими  общественными отношениями.

Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы учащиеся увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Важно, чтобы мастер видел малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.

 

 

В рамках инновационной образовательной  программы реализуются следующие  задачи

 

1. создание нового поколения  интерактивных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения.

2. внедрение мультимедийных учебников,  учебных пособий, интерактивных  тренинговых обучающих комплексов, обучающих и контролирующих тестов.

3. внедрение виртуальных обучающих производственно-технологических комплексов, моделирующих реальные производства в различных отраслях промышленности.

Внедрение мультимедийных учебников  является обязательным элементом, без  которого современное обучение невозможно, такие учебники способствуют самостоятельной работе студентов, тестированию, контролю знаний, проведению лабораторных, практических работ. Овладение мультимедийными технологиями повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда, с одной стороны, и с другой -повысит экономическую эффективность обучения.

В мультимедийном учебнике нужно максимально  использовать возможности мультимедиа: слайд-шоу, мультфильм (простой или  интерактивный), озвученное видео. Основное достоинство мультимедиа как раз и состоит в том, что восприятие нового учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определенный, можно сказать даже заданный, эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.

 

Роль мастера производственного  обучения в обучении учащихся занимает основное место

 

Мастера производственного обучения призваны передать учащимся свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина России, привить высокие морально-этические качества.

Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

Мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист и руководитель первичного звена – ученической  группы. Действуя, как специалист высокой  квалификации, знающий свое дело обучает  тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного  ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими  общественными отношениями.

Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы  учащиеся увлеклись ею, тогда будет  хороший результат и в обучении, и в воспитании. Важно, чтобы мастер видел малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.

 

1 УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ  МАСТЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    1. Квалификационная характеристика

 

Квалификационная характеристика – это нормативный документ, содержащий социально-экономическую, производственно-техническую, социально психологическую и психофизиологическую характеристику трудовой деятельности по специальности и требования к подготовке кадров; служит информационной основой при разработке содержания образования; используется при профориентационой работе.

Квалификационная характеристика специалиста – Государственный  нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его общественно-политическим, профессиональным качествам, к знаниям и умениям, необходимым для успешных трудовых приемов и общественных обязанностей в условиях современного производства.

 Квалификация – это подготовленность  индивида к профессиональной  деятельности, наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы. Квалификация работника отражается на его тарификации, то есть присвоение работнику тарифного разряда, в зависимости от квалификационного разряда.

 Квалификационный разряд – это показатель, определяющий степень квалификации рабочего, устанавливается с учетом сложности условий работы на основании тарифно-квалификационного справочника.[10, стр.33]

 

 

 

 

Квалификационная характеристика

Повар 2 разряда

Профессия: повар

Квалификация: 2, разряд

 

Должен уметь:

  1. Выполнять вспомогательные работы при изготовлении блюд и кулинарных изделий.
  2. Очищать, дочищать картофель, плоды, овощи, фрукты, ягоды до или после их мойки с помощью ножей и других приспособлений.
  3. Различными способами производить нарезку овощей
  4. Перебирать зелень.
  5. Размораживать мясо, рыбу, птицу.
  6. Потрошить рыбу, птицу, дичь.
  7. Обрабатывать субпродукты.

Информация о работе Методика профессионального обучения