Контроллинг в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

В обстановке информационного общества, глобализации мировой экономики существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко сокращает период времени, необходимый для выбора правильного управленческого решения. Менеджерам необходимо располагать обработанными и систематизированными данными для принятия оптимального решения. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.

Содержание работы

Введение




1.

Контроллинг. Задачи и функции







Сущность контроллинга.







Причины необходимости внедрения контроллинга




2.

Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.







2.1. Стратегический контроллинг







2.2 Оперативный контроллинг







2.3. Характеристика стратегического и оперативного контроллинга




3.

Функции и задачи контроллинга







3.1. Функции контроллинга







3.2. Основные задачи контроллинга




4.

Инструментальные аспекты контроллинга







4.1. Планирование и бюджетирование







4.2. Система управленческого учёта







4.3. Системы показателей оценки деятельности







Заключение







^ Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контроллинг.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

на тему “Контроллинг в системе менеджмента”

 

2011

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

1.

 

Контроллинг. Задачи и функции

 

 

 

 

 

 

 

Сущность контроллинга.

 

 

 

 

 

 

 

Причины необходимости внедрения контроллинга

 

 

 

 

2.

 

Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Стратегический контроллинг

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оперативный контроллинг

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Характеристика стратегического и оперативного контроллинга

 

 

 

 

3.

 

Функции и задачи контроллинга

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Функции контроллинга

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные задачи контроллинга

 

 

 

 

4.

 

Инструментальные аспекты контроллинга

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Планирование и бюджетирование

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Система управленческого учёта

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Системы показателей оценки деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

^ Список использованной литературы

 

 

 

 

 

Введение

 

В обстановке информационного общества, глобализации мировой экономики существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко сокращает период времени, необходимый для выбора правильного управленческого решения. Менеджерам необходимо располагать обработанными и систематизированными данными для принятия оптимального решения. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.

 

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

 

 

^ Контроллинг. Задачи и функции.

 

Сущность контроллинга.

 

В настоящее время не существует однозначного определения понятия ”контроллинг”, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порождённая практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятие, торговая фирма, банк и др.) в долгосрочной перспективе путём:

 

адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям среды;

 

согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

 

координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;

 

создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

 

создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;

 

адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения её гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

 

Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

 

философия доходности – ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;

 

разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;

 

создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.

 

Философия доходности означает:

 

приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объёмных показателей (размеры предприятия, объёмы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);

 

устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе; основные предпосылки роста стоимости предприятия – наличие организационной структуры с чётко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчётности, ориентированной на достижение целей;

 

мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.

 

В определении контроллинга можно выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие.

 

Контроллинг – это и философия, и образ мышления руководителей. Ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

 

Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.

 

С организационной точки зрения контроллинг – структурный элемент предприятия – подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.

 

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:

 

ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);

 

функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.п.);

 

элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).

 

Исходя из вышеизложенного, контроллинг можно определить как интегрированную управленческую функцию, объединяющую учет, контроль и анализ, связанную с реализацией информационного, комментирующего обеспечения, ориентированного на результат управления предприятием.

 

 

Причины необходимости внедрения контроллинга.

 

Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

 

смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего

 

увеличение скорости реакции на изменения внешней среды

 

необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней сред предприятия

 

необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций

 

Вследствие научно-технического прогресса непрерывно увеличивается сложность продукции и технологического процесса

 

Информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления

 

Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

 

 

 

^ Виды контроллинга.

 

Стратегический и оперативный контроллинг.

 

«Делать правильное дело» - стратегический контроллинг. Основная задача – помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Служба стратегического контроллинга поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.

 

«^ Делать дело правильно» - оперативный контроллинг. Основная задача — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей

 

ориентирован на краткосрочный результат.

 

 

 

 

^ Стратегический контроллинг.

 

Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

 

Целевая задача стратегического планирования заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегий - возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием.

 

Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:

 

поиск и формулирование стратегической цели (альтернативные варианты, ограничения, варианты решений);

 

оформление и оценка стратегии;

 

принятие стратегического решения (выявление приоритетов, установление целенаправленных действий).

 

Основная задача стратегического контроллинга - сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности.

 

При формировании концепции стратегического контроллинга необходимо учитывать и решать следующие задачи:

 

формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;

 

установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;

 

определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;

 

перепроверка реальных величин по отношению к нормативным путем сравнения плана и факта (т.е. по статистике за прошедший период) и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;

 

фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;

 

выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.

 

Фазы стратегического контроллинга

 

Процесс стратегического контроллинга состоит из трех фаз:

 

формирование контролируемых величин (цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-сценарии, рубежи и последствия);

 

проведение контрольной оценки (эффективность текущего процесса и созданной структуры, правильность поставленной цели, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения);

 

принятие решения по результатам стратегического контроллинга (по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия, стимулируется проведение самих корректировок).

 

 

^ Система стратегического контроллинга

 

Области контроллинга:

 

стратегические цели (качественные и количественные);

 

критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;

 

узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.

 

Требования при осуществлении контроллинга:

 

объем показателей должен быть ограничен;

 

показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;

 

выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (как минимум, за пять лет);

 

показатели должны носить характер раннего предупреждения.

 

Анализ выбранных показателей включает следующее:

 

сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;

 

выявление причин и виновников отклонений;

 

определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;

 

анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.

 

 

2.2. Оперативный контроллинг.

 

Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.

 

Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.

 

В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера.

 

^ Цель оперативного контроллинга

 

Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения “затраты - прибыль” и для поддержки оперативных решений по недопущению кризисного состояния

 

Оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.

 

Основные подконтрольные показатели:

 

рентабельность капитала;

 

производительность;

 

степень ликвидности

 

Оперативный контроллинг в значительной степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию. Глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом, дополняется более тонким управлением в рамках оперативного контроллинга в том смысле, что последний ориентирован на конкретные коммерческие действия и их условия.

Информация о работе Контроллинг в системе управления