Противоборство идеологии терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:33, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов политического развития, связанных со значительным ростом угроз терроризма, ставшего одним из активных методов борьбы политических акторов за власть и влияние. Современный политический терроризм предстает как доминантный фактор дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов. Он во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации.

Файлы: 1 файл

противоборство идеологии терроризма .doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В данной связи под эгидой Национального антитеррористического комитета разработана программа и модульный сетевой учебно-методический курс «Воспитание антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму» для дополнительной подготовки и методической поддержки работников образования. Межрегиональной общественной организацией «Общество психологов силовых структур» разработан комплект учебных пособий для школьников под общим названием «Терроризм – зло». Пособия подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся и предназначены для разных ступеней общеобразовательных учреждений (начальной, основной, старшей). Комплексная апробация комплекта учебных пособий в 2008 г. -2012 годах прошла в ряде школ Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан. По её итогам вынесено заключение, что они могут и должны быть использованы в учебном процессе школ ЮФО.

Значительные усилия следует прилагать  для защиты информационного пространства и населения страны от распространения  террористической и экстремистской идеологии.

Одна из форм такой работы – использование наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальных Интернет-сайтов региональных и муниципальных администраций, ставших средством противодействия экстремистской пропаганде, создания информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения.

Другим направлением работы по защите информационного пространства от террористической пропаганды является противодействие  соответствующим экстремистским сайтам. В рамках международного сотрудничества Российская Федерация выступила соавтором принятой 30 июня 2008 г. резолюции Совета Безопасности ООН о недопустимости использования сети Интернет для распространения идеологии терроризма.

Под эгидой Национального антитеррористического  комитета органами государственной власти, научными и общественными институтами ведется постоянная профилактическая работа, направленная на формирование в среде учащейся молодежи активной гражданской позиции неприятия терроризма и его идеологии, стимулирование доверительного отношения к правоохранительным органов, а также закрепление навыков безопасного поведения в случае возникновения террористических угроз. В качестве базового учреждения для реализации данной задачи, а также апробирования методов формирования антитеррористической идеологии в молодежной среде МГУ им. М.В. Ломоносова проведены:

- Всероссийский конкурс студенческих и аспирантских работ «Религия против террора»;

- Всероссийский конкурс на лучшую работу по развитию толерантности в студенческой среде;

- Всероссийская обучающая антитеррористическая Интернет-олимпиада среди школьников старших классов, в том числе проведение отборочного Интернет-тура и очного финального тура. Общее число участников Олимпиады превысило 5700 человек в возрасте 14-17 ле В 2009 г. в рамках ФЦП «Антитеррор (2009 – 2012 годы)» организовано обучение по специальностям: «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью» – в Южном федеральном университете и «Стратегия и методы антитеррористической деятельности современного государства» в Нижегородском государственном университете.

Министерством культуры Российской Федерации  совместно с ФСБ России разработана  передвижная выставка «Терроризм –  главная угроза человечеству». После  успешной апробации в учебно-образовательных учреждениях Москвы и Московской области экспозиция была рекомендована АТК во всех субъектах федерации, куда были направлены электронные материалы выставки.

Приведенные примеры выборочны  и призваны лишь иллюстрировать тот  колоссальный объем работы, который проводится российским государством по противодействию распространению идеологии терроризма в молодежной среде. Однако следует признать, что реализованные и реализуемые проекты носят пилотный характер и требуют системного применения в каждом федеральном округе и в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего, в Южном федеральном округе.

Не следует забывать и о том, что наряду с положительными результатами в рассматриваемой области имеются  и серьезнейшие проблемы. Так, Генеральной  прокуратурой Российской Федерации изучена работа в текущем году антитеррористических комиссий на территории ЮФО. Установлены факты недостаточного выделения средств на финансирование мероприятий по противодействию терроризму, в том числе и в информационной сфере. Понимая, что подобное сокращение финансирования во многом обусловлено экономическим кризисом, хотел бы все же отметить, что в таком сложном регионе как Северный Кавказ упущения в ресурсном обеспечении информационной работы даже на один год могут повлечь крайне серьезные необратимые последствия.

Кроме того, к проблемным, по мнению Генеральной прокуратуры, вопросам относятся отдельные недостатки действующего законодательства. Так, например, неисполнение решений АТК, либо неисполнение длительное время запланированных  мероприятий в ряде случаев обусловлено отсутствием до настоящего времени законодательного закрепления обязательности исполнения решений АТК всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.   

Аппарат НАК поддерживает данную позицию, в связи с чем им разработан проект федерального закона, предусматривающий издание, в случае необходимости, для реализации решений антитеррористических комиссий актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, являющегося также по должности руководителем АТК в субъекте федерации. В этом случае закрепленное данным актом решение АТК будет реализовываться более эффективно. В настоящее время данный законопроект проходит установленную процедуру согласования в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Однако одновременно с этим требуют  пересмотра подходы к организации  работы АТК по профилактике экстремистских проявлений со стороны радикальных религиозных, националистических, молодежных организаций.    У     отдельных     руководителей    сложился    стереотип,   что общение с такими организациями является исключительной прерогативой правоохранительных органов и исключительно в контексте выбора мер ограничения и принуждения. Представляется, что в первую очередь, необходим диалог, который позволит выделить фанатиков-экстремистов (меньшинство) и тех, кто лишь заблуждается в поисках путей к правде и социальной справедливости (большинство), для дифференцированного подхода к работе с ними в последующем. Организовать такой диалог и сделать его постоянным – задача АТК.

Подводя итог, необходимо еще раз  подчеркнуть, что важнейшими путями повышения эффективности противодействия  терроризму, в том числе в молодежной среде, на современном этапе являются:

- дальнейшая оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму на основе постоянно поступающих по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу (в том числе и по таким частным вопросам как: направление молодых людей на учебу в зарубежные теологические образовательные заведения, совершенствование процедуры регистрации Интернет-сайтов и т.д.);

-совершенствование и дальнейшее  развитие механизмов межведомственной  координации и взаимодействия;

-осуществление повседневной профилактической  работы, направленной на предупреждение террористических проявлений;

-постоянное изучение и анализ  российского и зарубежного опыта  противодействия терроризму;

-развитие международного сотрудничества;

-обучение кадров, участвующих в  противодействии терроризму.

Важным направлением деятельности государства, институтов гражданского общества в противодействии терроризму является развертывание соответствующей  работы по разъяснению гражданам  целей, идеологии, практики применения терроризма. Она может проводиться  в различных формах. В условиях высших учебных заведений наиболее приемлемой и действенной формой являются спецкурсы по данной тематике.

Наша общегосударственная система  противодействия терроризму предусматривает  все стадии противодействия этому  злу – и предупреждение, и профилактика, и борьба, и ликвидация и минимизация последствий. Это единство следует активно использовать и при организации работы по противодействию распространению террористической идеологии в молодежной среде.

Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:

- совершенствование законодательной  и международно-правовой базы  по контролю над терроризмом;

- сочетание секретности  при проведении контртеррористических  операций и актов с обеспечением  гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;

- обеспечение полноценных  юридических прав всем участникам  процессов, связанных с контролем  над терроризмом;

- осуществление контроля  в условиях национальной и  международной законности.

- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом;

- разработка и использование  общих и специальных методов  социальной профилактики террористических  актов;

- использование в предупреждении  актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

Правовой контроль необходим  для того, чтобы государство официально, могло оформить правовую базу для  борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы  как:

1 законность:

2. приоритет мер предупреждения  терроризма;

3. неотвратимость наказания  за осуществление террористической  деятельности;

4. сочетание гласных  и негласных методов борьбы с терроризмом;

5. комплексное использование  профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских  мер;

6 приоритет защиты  прав лиц, подвергающихся опасности  в результате терро-ристических акций;

7. минимальные уступки  террористу;

8. единоначалие в руководстве  привлекаемыми силами и средствами  при проведении контртеррористических  операций;

9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие  терроризму. В Российской Федерации  эта системы состоят из двух институтов: институт уголовной юстиции и  система обеспечения национальной безопасности. Основу системы обеспечения национальной безопасности России  составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия  террористическому насилию, которая  включает в себя:

- сотрудничество между  правоохранительными, следственными  и судебными  органами;

- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;

- обеспечение эффектного  контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;

- расширение сотрудничества  между различными правоохранительными  и судебными органами с уделением  должного внимания уважению основных прав человека;

- разработка программ  общего правового просвещения  и расширения осведомленности  общества путем привлечения средств  массовой информации с целью  разъяснения населению той опасности,  которую представляет собой террористическое насилие;

- эффективная защита  свидетелей террористических актов,  судей и работников уголовного  правосудия, участвующих в судебных  процессах по делам о террористических  актах;

- разработка руководящих  принципов для средств массовой  информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;

- определение направлений  сотрудничества между государствами  в уголовно-правовых вопросах  на всех уровнях системы обеспечения  соблюдения законов и уголовного  правосудия.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан. Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивают ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.

 

 

Конспект составил:

Командир роты  №2 ОБП  ОВО по г. Саяногорску – филиала  ФГКУ

ОВО МВД по Республике Хакасия

лейтенант полиции                                            Д.В. Марчук


Информация о работе Противоборство идеологии терроризма