Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:59, курс лекций

Описание работы

Происхождение термина «идеология»
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Файлы: 1 файл

Эволюция содержания понятия.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

1.Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение

Происхождение термина  «идеология» 
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей». 
^ Дестют де Траси: идеология — наука об идеях. 
А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп.

^ К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание. 
Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.  
^ К. Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей. 
Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности.  

Деидеологизация и реидеологизация 
В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации».  Представители данного направления утверждали, что научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных групп. В 70-х гг. 20 в. деидеологизацию сменяет концепция «реидеологизации – исходят их того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях.  
^ Современное понимание идеологии. 
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия. 

 

2. й1Политическая идеология, ее структура и уровни

Идеология как  уровень понимания политики 
В соответствии с уровнями политической культуры общества, можно выделить три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. Познавательный уровень представлен знаниями о политике, которые обеспечивает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политической деятельностью и политической властью. Этот уровень является сферой проявленияполитической психологии. Оценочный уровень связан с суждениями относительно политических целей, формированием принципов политической деятельности и представляет собой сферу политической идеологии. 

Структура идеологии 
1.^ Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации. 
2.Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия. 

3.^ Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4.Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов. 

5.^ Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями. 

^ Уровни функционирования политической идеологии. 
1.Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.  
2.На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.  
3.На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. 

 

3. Функции политической идеологии 
1)теоретико-концептуальная. она разрабатывает идеи, взгляды, модели развития общества – ее выполняют идеологи; 
2)познавательная – представляет обществу и гражданину возможность для ориентации в мире политики, способствует самоидентификации людей в политическом пространстве; 
3)социальная – каждая идея поддерживает интересы различных общностей людей и способствует защите и реализации этих целей и интересов; 
4)легитимации (законности) – обосновывает законность того или иного политического режима; 
5)нормативная – задает обществу социальные и политические нормы поведения граждан государства и общества, оценивает значимость тех или иных политических явлений и событий; 
6)интеграционная – способствует интеграции различных общностей людей, которые привержены одним и тем же идеологическим ценностям. она играет роль формирования общественного сознания; 
7)мобилизационная – после интеграции предполагает проблемы реализации интересов, переводит идеи в социальные действия.

 

4.Роль идеологии  в политической системе общества

Влияние идеологии на личность осуществляется разными путями и  методами с использованием как явных, так и скрытых форм идеологического  воздействия. Явными проявлениями этого  воздействия выступает пропаганда. К скрытым формам влияния идеологии  относят карикатуры, подтекст некоторых  высказываний, иронические выступления и т.д.

Основные социальные каналы, оказывающие влияние на человека (идеологические аппараты), являются: 
- семья - специфический институт общества, который ориентируется на формирование и воепитание подрастающего поколения.  
- школа - В современном мире школа должна формировать активного, образованного, интеллектуально развитого человека, обладающего четкой мировоззренческой системой, высокими гражданскими качествами, нравственными принципами, определенным набором ценностей, соответствующих требованиям третьего тысячелетия.  
- социальные группы — отдельные группы общества (ученические и трудовые коллективы, религиозные общины, ассоциации, партийные и общественные организации) 
- культура - саморазвивающаяся система творческой деятельности человека, оказывающая воспитательное, формирующее, коммуникативное, мотивационное, мобилизационное воздействие на личность посредством тех идей, знаний, верований, чувств, образов, сюжетов, мелодий, которые в ней запечатлены.  
- средства массовой информации. Воздействие СМИ на человека, на общественное сознание в целом 
- церковь. Она задает людям определенные мировоззренческие ориентиры, оказывает свое собственное идеологическое воздействие на личность.

 

5.Политическая  идеология либерализма 
Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм. 
Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав. либерализм во всех его проявлениях отстаивает требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов человек – независимое существо, которое само знает, что ему – хорошо, а что – плохо. Борьба за свободу означает для либералов борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, которые накладываются на экономику, политику, физическую свободу человека. Именно на базе этих установок были сформированы основные постулаты либерализма. Основные идеи сторонников либерализма: существование определённых естественных прав человека на жизнь, свободу; создание государства с целью сохранять и защищать естественные права человека; ограничение объёма и деятельности государства; защищённость частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни; равенство условий, обеспечивающих свободы граждан; гарантия прав меньшинства. Необходимо также отметить приверженность либерализма идеи разделения властей на законную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства а экономику. В 30-е г. 20в. появился неолиберализм. Идеи: 1)активное вмешательство государства в экономическую жизнь через налоги, бюджет, планирование и т.д. 2)учёт интересов всех социальных общностей в области политики 3)политическая справедливость. Либералы способствуют выработке и утверждению общечеловеческих по всей сути ценностей – демократия, свобода индивида.

 

 

6.Политическая  идеология консерватизма

Консерватизм  – одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются  в работах Аристотеля.  
Наиболее видным идеологом консерватизма является видный английский политический деятель XVIII века Э. Берк. Он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики.  
Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие. 
- человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества. 
-социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. 
- человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. 
- зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе. 
- люди от природы не равны, а, следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими. 
- существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла 
Консерватизму принадлежат три принципа. 
 Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. 
Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. 
Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам. 
 
7.Политическая идеология социал-демократия

Социал-демократизм зародился  во второй половине 19 века. цель социал-демократов – настроение социализма. 
Утверждают:1)для настроения социального общества нужны не революции, а эволюционные меры, реформы. они проводятся, чтобы заменить капитализм социализмом. 
2)общество в своем развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно не становилось, социализм – непрерывный процесс вперед. 
3)постепенное реформирование буржуазного общества в социализме осуществляются на основе социального партнерства. социальное партнерство предусматривает наличие государственнных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов.  
4)социализм базируется на многоукладности экономики. равные права на существование имеют общественная и частная собственость на средства производства. чрезмерное огосударствление собственности приводит к росту бюрократии, не стимулирует труд работника. 
5)переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса , ни одной партии.  
6)в строительстве социализма принимают участие все слои общества без дискриминации и неравенства.  
7)вся власть должна исходить от народа.  
8)государственной формой социализма может быть только демократия (предполагает равное участие всех в принятии решений) 
Социал-демократы – сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социальной жизни в интерес всего общества. государственное вмешательство в экономику нужно, чтобы нейтрализовать негативные последствия капитализма, такие утвердившиеся в жизни социальные ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, государственное регулирование экономики стали достижением всей мировой цивилизации.

 

8.Марксисткое  понимание социализма

Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики. 
Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:  
- диалектический материализм;  
- теорию общественных формаций;  
- обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);  
- теорию классов и классовой борьбы;  
- теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу. 

 

9.Становление  белоруской национальной государственности

Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину  веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности  на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности  на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского.  Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) - огда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. В 1569г. в Люблине подписана государственная уния (создание Речи Посполитой) и подчинении ВКЛ Польской Короне. С этого периода усиливается процесс ополячивания и окатоличивания белорусских земель. С конца XVIIIв. все белорусские земли вошли в состав Российской империи, которая проводила политику деполонизации и русификации края. После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь) до 1991. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую.

Информация о работе Идеология