Противоборство идеологии терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 05:33, реферат

Описание работы

В начале третьего тысячелетия человечество переживает один из наиболее сложных, противоречивых и болезненных этапов политического развития, связанных со значительным ростом угроз терроризма, ставшего одним из активных методов борьбы политических акторов за власть и влияние. Современный политический терроризм предстает как доминантный фактор дестабилизации политической ситуации в ряде стран и регионов. Он во многом отличается от терроризма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения террористами оружия массового поражения и использования ими других достижений техногенной цивилизации.

Файлы: 1 файл

противоборство идеологии терроризма .doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Для решения этой задачи, в том  числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся  систему идей, субъектов-носителей  и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

В принятом в 2006 году Федеральном законе «О противодействии терроризму»  было заложено принципиально новое  определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным, да и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма. В рамках противодействия идеологии терроризма нужно бороться не с системами общественных теорий, взглядов и идей, а, прежде всего, с теми их элементами, которые оправдывают насилие. Указанные элементы сами по себе также образуют относительно целостную систему идей и взглядов, в связи с чем их можно обозначить термином, принятым в российском законодательстве – «идеология насилия» или, что более спорно, - «идеология терроризма».

В соответствии с Федеральным законом  «О противодействии терроризму»  и изданным в том же году Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористи-ческий комитет  (далее – НАК), который включил в себя представителей 17 (ныне – 19) министерств и ведомств (в том числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса России и других ведомств).

Принципиально новыми чертами созданной  системы противодействия терроризму, позволяющими говорить о ее качественном совершенствовании, являются следующие:

1. Комплексное, системное решение вопросов по трем направлениям:

а) предупреждению терроризма, в том  числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического  акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий  проявлений терроризма;

2. Наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета и руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

3. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) заинтересованных министерств и ведомств (аналогов нет);

4. Создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом;

5. Четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6. Внедрение принципа единоначалия и возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму - на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности);

7. Создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу;

8. Создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. постоянство контроля;

9. Принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) с терроризмом;

10. Упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических мероприятий на заблаговременную основу (по принципу «тяжело в учении – легко в бою»);

11. Единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЕБД), пользователями которого являются 19 министерств и ведомств;

12. Наделение одной структуры функциями информационно-аналитического обеспечения, выработки решений и реализации мер по всем направлениям противодействия терроризму (в области профилактики терроризма, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий терактов).

Позиция НАК на современном этапе  заключается в том, что институтам гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ следует  более активно подключиться к  антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты молодежи от влияния идеологов терроризма.

В утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции противодействия  терроризму в Российской Федерации  создание системы противодействия  идеологии терроризму признано важнейшим направлением его профилактики, при этом одной из основополагающих задач является обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.

Раскроем некоторые особенности  распространения террористической идеологии в молодежной среде  и соответствующие элементы работы Комитета по информационному противодействию  терроризму.

Не секрет, что наиболее эффективным  средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины востребованности Интернета преступниками - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической  войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам - объектам атаки в результате терактов.

Террористические организации, в  том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.

В настоящее время во всемирной  сети представлены практически все  типы организаций, применяющих в  своей деятельности террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тысяч, в том числе более 150 русскоязычных, и оно постоянно растет. Многие из этих организаций располагают высококлассными специалистами в области компьютерных технологий.

Спецслужбами и правоохранительными  органами также фиксируется использование  идеологами терорганизаций все новых  и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Так, параллельно с развитием  сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т.д.

Наряду с использованием новейших информационных технологий терорганизациями в целях вербовки молодежи также  задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия. Все более открытыми стали вербовочные подходы в ряде мечетей, отмечаются попытки продвижения на руководящие посты радикально настроенных имамов, ведется активная пропаганда экстремистских идей в местах лишения свободы лицами, осужденными за преступления террористической направленности.

Значительным идеологическим ресурсом бандподполья является также обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. В настоящее время в России в мечетях и молельных домах читают проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, из них около 70% – в учебных заведениях экстремистского толка. Продолжают обучение за рубежом около 3 тысяч российских граждан, из них – по официальным направлениям муфтиятов – лишь около 200. Основная категория обучающихся – молодые люди в возрасте 20-25 лет.

Для противодействия указанным  негативным тенденциям органы государственной  власти, местного самоуправления с  привлечением возможности гражданского общества должны, по оценкам Национального антитеррористического комитета, сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям:

- информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативно -  пропагандистское обеспечение (своевременное доведение объективной информации о результатах деятельности в указанной сфере);

- контрпропагандистское (адекватная и своевременная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания прекративших свою преступную деятельность главарей бандформирований, распространение листовок и пропагандистской литературы); 

- идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);

- организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений традиционной конструктивной, в том числе  антитеррористической, направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конференций, слётов, «круглых столов» - образовательное направление (создание системы подготовки специалистов, в том числе из числа гражданских лиц, в области информационного противодействия терроризму).

Подобную работу следует вести  наступательно, в том числе отстаивая  интересы России в этой области на международном уровне. В данной связи  следует отметить, что российским государством значительное внимание уделяется  совершенствованию предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций за рубежом, которые негативно влияют на международный авторитет Российской Федерации, обстановку в Северо-Кавказском регионе и общественно-политическую ситуацию в России в целом.

Здесь важно подчеркнуть, что институты  гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могут  и должны сыграть основную роль в  борьбе с распространением идеологии  терроризма. Ученые призваны в своих  разработках показывать государственным структурам перспективные направления профилактической работы, вырабатывать новые формы и методы информационного противодействия терроризму.

Безусловно, деятельность по указанным  направлениям требует соответствующего материального и финансового обеспечения со стороны государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В августе 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Антитеррор (2009-2012 годы)». Государственным заказчиком-координатором ФЦП  является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а ее участниками – более 10 министерств и ведомств. В рамках данной программы впервые предусмотрен комплекс мероприятий в области предупреждения (профилактики) терроризма, в том числе по развенчанию идеологии терроризма.

В соответствии с выработанной стратегией с середины 2008 года по настоящее  время правоохранительными органами и спецслужбами передано в российские СМИ более 50 тысяч материалов об антитеррористической деятельности в Российской Федерации: около 5 тысяч – на федеральном уровне, более 40 тысяч – на региональном, более 5 тысяч материалов – в интернет-изданиях.

В рамках проведения воспитательной работы с молодёжью при активном участии антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации издано более 5 тысяч наименований книг (брошюр), сборников документов, монографий, исследований; снято около 1,5 тысяч документальных теле- и кинофильмов; инициировано изготовление более 160 тысяч средств наружной рекламы и наглядно-агитационной продукции. Организовано проведение более 1,5 тысяч конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и выставок, около 20 тысяч мероприятий по антитеррористической тематике.

О значимости и оказании соответствующего влияния проводимых мероприятий на молодежную среду может косвенно говорить ежемесячное обращение к сайту Национального антитеррористического комитета свыше 1 миллиона пользователей: а на данном сайте только за первое полугодие 2013 г. размещены около 3300 статей в разделе «Антитеррористическая деятельность и террористические проявления в Российской Федерации и за рубежом» (из них 1423 по России), 65 статей в разделе «СМИ о деятельности НАК», 30 статей в разделе «Деятельность НАК».

Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школу – как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. При проведении этой работы нужно руководствоваться очень правильным постулатом, прозвучавшим на днях в ходе парламентских дебатов: «Школа – это поле боя за будущее России».

Информация о работе Противоборство идеологии терроризма