Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

 

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………

    1. Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
    2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

 

ГЛАВА 2. Основные положения  правового статуса судей  ……………………………………………………………………………………..

2.1. Права и обязанности   судей………………………………………………….

2.2. Неприкосновенность  судей…………………………………………………

2.3. Несменяемость судей.  Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

 

ГЛАВА 3. Элементы правового  статуса судей…………………………….

3.1. Аттестация судей.  Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..

3.2. Материальное и  социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

 

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей………………………

ГЛАВА 5. Осуществление  правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция  Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Раздел 4 Конституции  предоставляет право осуществления  государственной власти Президенту Республики Беларусь, Парламенту, Правительству, Суду. Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Носителем судебной власти, является судья, главное действующее лицо любой судебной системы.

Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе.

 Поскольку судья  облечен высокой и почетной  обязанностью от имени государства  разрешать правовые споры и  конфликты, судья – не рядовой  чиновник, а судебный деятель,  служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса.

Под статусом судьи подразумевается  его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

 В советский период  многие десятилетия правовой  статус судьи определялся в  самых общих чертах, что отражало  не престижное, приниженное положение  суда и соответственно судьи  в государстве и обществе, превращение  суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего.

Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята  Европейская Хартия о статусе  судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.

Что касается Беларуси, то до 29 июня 2006 года судебная власть действовала опираясь на основной источник: Закон «О судоустройстве и статусе судей», а также на целый ряд декретов, указов, постановлений (всего 12 актов).

Результатом совершенствования  законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность судебной системы и судей, стало принятие 29 июня 2006 г. Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Данный Кодекс явился первым в истории республики кодифицированным актом, максимально полно и детально регламентировавшим все основные вопросы  функционирования общих и хозяйственных судов, Конституционного Суда РБ, а также статуса судей.

Отличительной чертой Кодекса  стало то, что в нем уделяется  повышенное внимание вопросам подготовки судей, ведь, как известно, судья, по долгу службы призванный вершить  судьбы людей, просто обязан быть высококвалифицированным специалистом, досконально разбирающимся в предмете своей деятельности. Так, например, Кодексом по сравнению с предшествующими ему актами законодательства ужесточены требования к кандидатам на должности судей общих и хозяйственных судов. Согласно ст.94 Кодекса стаж работы по специальности для занятия должности судьи должен составлять не менее 3 лет (ранее в соответствии с Законом было другое требование - не менее 2 лет). Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет (ранее требовался стаж не менее 3 лет).

В Кодексе в отличие  от ранее разрозненных норм ст.99 комплексно решаются вопросы назначения на должности судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, сохранены все основные институты существующей судебной системы, проверенные временем и доказавшие свою эффективность на практике. Так, например, система общих и хозяйственных судов Республики Беларусь в целом в Кодексе не претерпела каких-либо изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Правовой статус судей.

 

1.1.  Понятие правового  статуса судей и основные принципы  осуществления правосудия.

 

Судьи всех судов в  Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953).

Судьи военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 69, 1/6402).

Особенности статуса  судей определяются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Правосудие – это  форма государственной деятельности,    которая заключается в рассмотрении и разрешении судом гражданских,    административных, уголовных дел, а  также конституционно-правовых споров.

В основе организации  деятельности судов лежат принципы правосудия. Они определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру  и полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия. Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.

 Важнейшими конституционными  принципами правосудия в Республике  Беларусь являются:

1) Осуществление правосудия  только судом (ст. 109).

2) Осуществление правосудия  в точном соответствии с законом.

3) Положение о порядке  назначения судей (ст.111).

4) Право граждан на судебную защиту   (ст.60 ).

5) Равенство граждан  перед судом и законом (ст.22 ).

6) Независимость судей  и подчинение их только закону (ст.110).

7) Коллегиальность рассмотрения  дел и единоличное осуществление  правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа. (ст.113).

8) Открытое разбирательство  дел во всех судах (ст.114).

9) Равенство сторон  и состязательность процесса (ст.115 ).

10) Обеспечение подозреваемому  и обвиняемому права на защиту (ст.62).

11) Презумпция невиновности (ст.26).

12) Всестороннее, полное  и объективное исследование обстоятельств  дела.

 

  Одним из важнейших  принципов правосудия в Республике  Беларусь является осуществление правосудия только судом. Это означает, что в Республике Беларусь нет никаких иных, кроме судов, органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Независимость судей – конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи разрешают дела только на основе Конституции и закона в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Республики Беларусь (ст.112) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Несменяемость судей  – это конституционный принцип  правосудия, означающий, что судьи  не подлежат переводу на другую должность  или в другой суд без их согласия, что не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью. Открытость (гласность) судебного разбирательства – это конституционный принцип правосудия, означающий, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации. Закрытые судебные заседания допускаются в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Состязательность и равноправие сторон – это конституционный принцип правосудия, означающий, что стороны процесса обладают равными правами для обоснования своих выводов и для оспаривания утверждений противной стороны, при этом суд как орган разрешения спора должен быть отделен от функции обвинения, не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств.  

 Судебная власть  принадлежит только судам - государственным  органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия.  Характерными чертами судебной власти являются её независимость, самостоятельность, обособленность. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону (ст. 110 Конституции РБ ).

Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в  их производстве. Вмешательство в  разрешение судебных дел является преступлением  против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

 Обособленность судебной  власти означает, что суды образуют  систему государственных органов,  не входящую в какую-либо другую  государственную структуру, систему,  не подчиненную при выполнении  своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

 

 

 

 

Правовой статус судей  за рубежом

 

Судья — должностное  лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.

В различных юрисдикциях полномочия судей и требования к ним различаются. В континентальном гражданском праве, где проводится расследование преступлений, судьи обычно имеют специальную подготовку, дополнительную к высшему юридическому образованию, и судебная практика является для них первичной; дело рассматривается коллегией судей, возглавляемой председательствующим. В некоторых странах по ряду уголовных дел требуется суд присяжных, но гражданские дела рассматриваются только судьями. Иногда судьи имеют полномочия следователей, во всяком случае, они не обязаны ограничиваться только представленными в ходе заседания доказательствами. Имеется система апелляционных судов, высший из которых называется Верховный суд; обычно Верховные суды заседают не в полном составе, а в специальных коллегиях. В ряде континентальных правовых систем имеется также Конституционный суд, который принимает решение о конституционности законов или подзаконных актов и может их отменять.

Информация о работе Правовой статус судей