Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

при назначении судьи  на должность судьи в вышестоящий  суд;

при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении  в квалификационном классе;

при длительном (более  одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований  для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.

 

Аттестация  проводится в отношении:

заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и иных судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь;

судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей  и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных судов – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции Республики Беларусь;

заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

председателей и заместителей председателей хозяйственных судов  областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь;

судей хозяйственных  судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов (кроме председателей  и заместителей председателей) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, председателей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь аттестация не проводится.

На судью, подлежащего  аттестации, не позднее чем за месяц  до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.

Заключения  квалификационной коллегии судей

В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта  работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих заключений:

о возможности присвоения судье очередного квалификационного  класса;

о возможности присвоения судье более высокого квалификационного  класса;

об оставлении судье  ранее присвоенного квалификационного  класса;

о наличии оснований  для понижения судьи в квалификационном классе;

об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;

о несоответствии судьи  занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам  аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.

Заключение об оценке деятельности судьи принимается  квалификационной коллегией судей  в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер.

По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. 

Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа  и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

  • Квалификационные классы судей

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый  квалификационные классы.

 

Квалификационные  классы присваиваются:

высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

первый, второй, третий и  четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;

второй, третий, четвертый  и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.

Судьям, впервые назначенным  на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда – четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй настоящей статьи, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего.

При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4.  ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ

  • Основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности

Судья может  быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса чести  судьи Республики Беларусь;

за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного  постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

 

Видами дисциплинарных взысканий являются:

 

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном  соответствии;

понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев;

освобождение от должности.

 

При наложении взыскания учитываются  характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

 

Судья может быть подвергнут дисциплинарному  взысканию не позднее двух месяцев  со дня обнаружения дисциплинарного  проступка, не считая времени болезни  или пребывания в отпуске, но не позднее  шести месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, – не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного  взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

По истечении шести  месяцев со дня наложения взыскания  по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а также по инициативе председателя соответствующего суда, наложившего дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.

Если судья, имеющий  дисциплинарное взыскание, будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то сроки, предусмотренные частями  второй и третьей настоящей статьи, начинают течь со дня наложения последнего дисциплинарного взыскания.

 

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов осуществляют дисциплинарное производство в отношении судей  областных (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) и специализированных судов.

Квалификационная коллегия судей военных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении  судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов).

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении  судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь).

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и  хозяйственных судов Республики Беларусь за несоблюдение правил внутреннего  трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

 

Право возбуждения  дисциплинарного производства принадлежит:

 

Президенту Республики Беларусь – в отношении всех судей;

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь – в отношении всех судей общих судов;

Председателю Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь – в отношении всех судей хозяйственных судов;

Министру юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов, за исключением председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

председателям областных (Минского городского), Белорусского военного судов – в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов;

председателям хозяйственных  судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов – в отношении судей соответствующих хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;

начальникам управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов – в отношении судей соответствующих районных (городских) и специализированных судов.

 

Лицо, возбуждающее дисциплинарное производство, предварительно проверяет  сведения о дисциплинарном проступке  судьи, в отношении которого дисциплинарное производство возбуждается, путем получения  от него и иных лиц письменных объяснений, истребования для ознакомления судебных дел и других необходимых материалов. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения или заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.

Информация о работе Правовой статус судей