Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

О возбуждении дисциплинарного  производства Президент Республики Беларусь издает распоряжение, Министр  юстиции Республики Беларусь и начальники управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов издают приказы, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов принимают постановления.

В распоряжении (приказе, постановлении) должны быть указаны  основания для возбуждения дисциплинарного  производства.

Распоряжение (приказ, постановление) направляется с необходимыми материалами в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Распоряжение (приказ, постановление) о возбуждении дисциплинарного  производства может быть отозвано возбудившим  его лицом до начала осуществления квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства.

Судья, в отношении  которого распоряжение (приказ, постановление) о возбуждении дисциплинарного  производства отзывается, вправе потребовать  осуществления квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства.

До начала осуществления  квалификационной коллегией судей  дисциплинарного производства при  необходимости производится дополнительная проверка оснований для привлечения  судьи к дисциплинарной ответственности, проведение которой председатель квалификационной коллегии судей поручает одному из членов коллегии.

В случае проведения дополнительной проверки оснований для привлечения  судьи к дисциплинарной ответственности  сроки, предусмотренные статьей 113 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, приостанавливаются.

По представлению председателя квалификационной коллегии судей в  проведении проверки могут принимать  участие работники соответствующих  судов и управлений юстиции соответствующих  областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В необходимых случаях  истребуются дополнительные документы  и материалы.

 

Дисциплинарное производство в отношении судьи должно быть осуществлено не позднее чем в  месячный срок со дня его поступления  в квалификационную коллегию судей, не считая времени дополнительной проверки, предусмотренной статьей 116 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Участие судьи, в отношении  которого возбуждено дисциплинарное производство, при осуществлении дисциплинарного  производства квалификационной коллегией судей является обязательным. Дисциплинарное производство может быть осуществлено в отсутствие судьи в случае его повторной неявки в квалификационную коллегию судей без уважительных причин.

В дисциплинарном производстве участвуют должностное лицо, возбудившее дисциплинарное производство, или его представитель. При осуществлении дисциплинарного производства могут присутствовать и другие судьи.

Заседание квалификационной коллегии судей оформляется протоколом. По итогам дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей принимает заключение в совещательной комнате.

 

Квалификационная  коллегия судей может принять  заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований  для:

 

понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

освобождения судьи от должности;

прекращения дисциплинарного  производства.

 

Материалы по результатам  дисциплинарного производства в  трехдневный срок направляются квалификационными  коллегиями судей с их заключениями для принятия решений председателям  соответствующих судов, а также для сведения в Министерство юстиции Республики Беларусь.

В случае принятия заключения, соответствующая квалификационная коллегия судей направляет его вместе с материалами дисциплинарного  производства лицам, уполномоченным вносить  соответствующее представление Президенту Республики Беларусь в порядке, установленном  Кодексом о судоустройстве и статусе судей.

Заключение по результатам  дисциплинарного производства принимается  большинством голосов членов квалификационной коллегии судей, участвовавших в дисциплинарном производстве, излагается в письменной форме и подписывается председательствующим и членами квалификационной коллегии судей.

Председательствующий  или член коллегии, имеющий особое мнение, вправе изложить его в письменной форме. Особое мнение прилагается к материалам по дисциплинарному производству.

Заключение по результатам  дисциплинарного производства в  отношении судьи оглашается на заседании  коллегии.

В заключении по результатам  дисциплинарного производства должны быть указаны наименование квалификационной коллегии судей, ее состав; место и время осуществления дисциплинарного производства; должность, фамилия, имя, отчество судьи, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство; должность, фамилия, имя, отчество лица, возбудившего дисциплинарное производство; обстоятельства дисциплинарного производства, объяснения судьи и данные о его личности; мотивы принятия заключения.

 

Решения по результатам  рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей принимаются:

председателями областных (Минского городского), Белорусского военного судов – в отношении заместителей председателей и судей этих судов, а также председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных, межгарнизонных военных судов;

Председателем Верховного Суда Республики Беларусь – в отношении заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов;

председателями хозяйственных  судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов – в отношении заместителей председателей и судей этих судов;

Председателем Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь – в отношении заместителей Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов.

 

По результатам  рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей председатели судов принимают одно из следующих  решений:

 

о прекращении дисциплинарного  производства.

Решения о наложении  дисциплинарных взысканий, принимаются  Президентом Республики Беларусь.

Копии решения по делу о дисциплинарной ответственности  в трехдневный срок с момента  его вынесения направляются судье, в отношении которого вынесено указанное решение, лицу, возбудившему дисциплинарное производство, в Министерство юстиции Республики Беларусь, а в отношении судей Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь – Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Копия решения приобщается к личному делу судьи.

 

Дисциплинарное  производство прекращается по следующим  основаниям:

при отсутствии оснований  для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

при пропуске сроков привлечения  к дисциплинарной ответственности;

при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания  в случае, если есть возможность  ограничиться рассмотрением дисциплинарного  производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

 

Решения, принятые председателями областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных  судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов по результатам  рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей, могут быть обжалованы судьями, в отношении которых они вынесены, а также лицами, возбудившими дисциплинарное производство, соответственно Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Решения Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, принятые по результатам  рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей, могут быть обжалованы соответственно в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь при наличии оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства. При этом судья может давать объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5 Осуществление  правосудия в суде Клецкого района и в Республике Беларусь.

 



Суд Клецкого района входит в систему  малокомплектных судов  Республики Беларусь, в котором трудится три судьи, в коллективе суда - 23 человека.

Для того чтобы работа суда была эффективной, должна быть, во-первых, ее четкая организация, во-вторых, быстрое и разумное принятие решения при возникновении сложной ситуации.

 Ежедневно в суде, кроме запланированных гражданских  и уголовных дел, рассматриваются дела об административных правонарушениях, точное количество которых, понятно, невозможно предвидеть. Чтобы избежать волокиты и обеспечить своевременное вынесение постановлений, председателем суда было принято решение начинать рассмотрение судьями гражданских и уголовных дел в разное время, то есть применить так называемый скользящий график. Это создало благоприятную обстановку: судьи до начала запланированного процесса по гражданскому или уголовному делу разрешают административные дела.

Такая практика осуществления  правосудия показывает, что такое организационное решение оправдывает себя. Нарушений сроков рассмотрения дел не допущено.



В коллективе суда хорошо понимают, что уважение к суду формируется прежде всего на основе законного вынесения судебных постановлений и своевременного разрешения дел, но не секрет, что часть граждан может не являться на судебное заседание, не сообщает о причине неявки. В суде Клецкого района не оставляют ни одного такого случая без соответствующей оценки. Только в прошлом году четыре раза применялась статья закона за неуважение к суду. Была подготовлена и опубликована в местной газете статья об административной и уголовной ответственности за неуважение к суду.

Судьи районного суда рассматривают дела по сбыту наркотиков, скупке и перепродаже золота, фальшивомонетничестве, защите чести и достоинства и даже торговле людьми. Нельзя не заметить, что усложнились, с точки зрения квалификации, гражданские дела, особенно такие, как раздел недвижимого имущества, выселение, земельные споры. Уголовные дела и гражданские споры названных и других не менее сложных категорий рассмотрены качественно, по ним нет отмен и изменений. И это потому, что в коллективе действует правило - постоянно поддерживать профессиональную форму. Выработана система повышения профессионального уровня. Судьи оперативно изучают изменения в законодательстве, а также другие необходимые для работы материалы. Каждую пятницу - день учебы. В конце рабочего дня у председателя суда судьи коллегиально обсуждают новые изменения в законах, обзоры, которые поступили из вышестоящих судов, опубликованные статьи в юридических журналах. Обмен мнениями проходит с учетом анализа различных ситуаций по рассмотренным делам или делам, находящимся в производстве. «Учебным пособием» во время таких занятий выступает конкретное дело.

         Именно новые категории дел с их усложненностью дали основания о необходимости введения специализации.  Так В.Ч. Тимошко специализируется по рассмотрению земельных споров, а также связанных с возмещением   ущерба, Е.М. Гостеева - жилищных, Т.Л. Любанец - трудовых споров, установлении отцовства. Все это способствует качеству  правосудия.

         Например, Е.М.Гостеева постоянно  отслеживает изменения не только  в жилищном законодательстве, но и в банковском, детально знает банковские инструкции. Когда в суд одновременно поступает много жилищных дел, то рассматривают их все судьи. Елена Михайловна, если складывается такая ситуация, всегда даст коллегам углубленную консультацию, как по применению жилищного законодательства, так и по другим вопросам, требующим специальных познаний,  к примеру, по спорам, связанным с возвратом кредитов, которые нередко появляются в суде. Уголовные дела с участием несовершеннолетних, а они составляют 10,8% от общего числа дел, рассматривает Т.Л. Любанец и В.Ч. Тимошко.

В суде постоянно проводится анализ работы, обобщения судебной практики.

Систематически анализируется работа канцелярии, сроки исполнения принятых решений, назначение мер наказаний.

Выводы, сделанные по судебной практики, анализах, используется не только для совершенствования собственной работы, но и работы, других правоохранительных органов района. Постоянно выносятся частные определения, отслеживается их эффективность. Совместно с другими правоприменительными органами обсуждено ряд проблемных вопросов.

 В настоящее время  актуальной задачей для каждого суда является реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», поэтому для эффективной работы суда в этом направлении, сюда оперативно поступает вся необходимая информация о заработной плате должников, об их трудоустройстве. Если обязанное лицо не вышло на работу, сигнал об этом сразу поступает в суд, подключается милиция, предпринимаются конкретные меры, вопросами реализации положений Декрета суд занимается ежедневно.

Анализ состояния преступности за первое полугодие этого года в Клецком районе показывает, что количество преступлений значительно уменьшилось, наметился ряд позитивных тенденций в укреплении дисциплины и правопорядка.

Для жизни региона  это очень важно. Несомненно, в этих результатах - и труд небольшого коллектива суда Клецкого района. Работа суда ценна тем, что коллектив решает важнейшую государственную задачу - осуществляет судебную защиту законных прав и интересов граждан.

Информация о работе Правовой статус судей